воскресенье, 16 октября 2011 г.

4 осенних ночи вдали от цивилизации.

Время идёт быстро, память - избирательная ассоциативная субстанция: чуть замешкался, и поток ежедневных банальностей вытесняет на перефирию сознания то, что хотелось бы сохранить подольше на её поверхности. Потом те или иные события пробуждают и вызывают из памяти отдельные картинки, звуки, мысли...

Песчаная дорога.
Дорога на Тан.


Так и здесь: чуть замешкался с заметкой в блоге, и вот уже сложно вспомнить отдельные моменты, их последовательность и связность. Для этого всё и делается - чтоб упорядочить события и, может быть, в каком-то смысле, даже противостоять растущим неопределённости и хаосу жизни (энтропии).

Сложно сказать, что у меня в заметках первично: фотографии или комментарии к ним. Когда делаются снимки, играют роль настроение, погода, стишок или песня в голове, даже отдельные мысли. Когда же делается заметка в блоге, имеют значение всё те же факторы, только теперь отталкиваться приходиться уже от конкретного изображения, так что здесь всё-таки фотографии уже имеют превалирующее значение над текстом.

Ну да ладно, слишком заумным и длинным получилось начало. Далее пойдёт описание нескольких дней одним большим куском и с множеством фотографий. Мне не хочется разбивать текст по дням, как это обычно делается, - для меня это логически цельное и связное повествования, в другой раз я, может быть, сделаю по-другому. О поездке на Каракульский затон я писал уже несколько раз до этого. На этот раз всё лето не удавалось организовать поездку, и выбрался я на природу только в сентябре. Поехали с родителями и провели несколько ночей в палатке. Как в прошлый раз, оставили машину в лесу на берегу, погрузили вещи в лодки и перевезли на Скотский пляж за два раза.

Dermacentor marginatus.

В этот раз, пока разгружались, накачивали лодки, я обнаружил похожих на клещей букашек: несколько штук на лодке, несколько - на палатке и других вещах. До укусов дело не дошло, всё же возникло сомнение: клещи это или нет. Брюшко очень плоское и плотное, лапки цепкие: подносишь травинку, и он тут же цепляется за неё. Обычный клещ в этих местах имеет красноватое брюшко - широко распространённый в Кировской области таёжный клещ (Ixodes persulcatus). Но этот совсем на него не похож. К тому же, никогда до этого в сентябре и даже в августе клещей не встречали. А тут - целое нашествие. Позднее я выяснил, что, это, во-первых, действительно, клещ. Во-вторых, название его Dermacentor marginatus. Из описания этого маргинатуса следует, что он может встречаться дольше обычного из-за обилия грызунов, и это было действительно так - далее мы встретили множество мышей. Рядом было старое костровище и утоптанное место с соломой, похожее на лежанку или подстилку для палатки - неплохое место для наших "питомцев".

Тишь да гладь.

Пока переправляли вещи, заметил несколько уток, которые, вначале, пугливо взлетали при виде лодки, потом стали менее пугливыми: проплывая мимо во-второй или третий раз, получилось приблизиться довольно близко для съёмки. Два селезня отдыхали на лежащем в воде дереве, при этом стоя на одной лапе.

На одной ноге спать удобней.

В этот день была переменная облачность, иногда светило солнце - неплохое начало отдыха. Приехали мы после обеда, так что до конца дня оставалось совсем мало времени. Я прогулялся по лугу. Он весь зарос травой, за лето его никто не косил. Кроме того, здесь всю местность перекопали кабаны. Стало очень сложно ходить: трава по пояс и сплошные кочки. Не смотря на прохладный воздух, я весь взмок, когда пересёк луг. Обратно пошёл уже по берегу. Тут и там виднелись следы кабанов и бобров. Уже темнало, солнце заходило в это время года уже рано - в 19:20 по календарю. Кстати, памятуя о прошлых неудачных попытках сделать ночные снимки, я заранее, до поездки, изучил и записал время восхода/захода луны и солнца на все ближайшие дни. Луна была между второй четвертью и полнолунием - где-то за неделю до полнолуния - и должна была сесть в этот день в 22:40.

Золотой закат.

Поели, и я снова прогулялся по берегу - за поворот. Снял закат. Было уже совсем темно. Я заметил, как с противоположного берега кто-то поплыл. Какой-то зверёк! Я сделал несколько снимков. Выглядит как горностай или ласка, только больше размером. Скорее всего, это чёрный хорь. Я промедлил, хорёк выплыл как раз под корнями лежащего дерева, проскакал вверх по склону и исчез. Осталось довольствоваться этим снимком, сделанным при высоком ISO. Позже я долго разглядывал изображение, пытаясь разобрать, держит в зубах хорёк что-то или нет, но так и не понял.

Чёрный хорь переплыл затон.

Пошёл обратно. Только 10 минут назад я снимал закат, как вид на горизонте кардинально изменился, свет стал совсем другим. Щёлкаю фотоаппаратом снова. Я ещё не раз буду здесь выкладывать фотографии одних и тех же мест, снятых при разных условиях и в разное время дня.

Пурпурный закат.

Разожгли костёр - кто-то до нас приготовил небольшую поленицу дров. Я отошёл буквально на 10 метров и стал рубить сук у лежащего бревна. Прислушался: кто-то в темноте на меня злобно шипел. Змея? Нет, ни одной змеи я уже в сентябре не встретил - залегли, видимо, в спячку. Какой-то зверёк. В некотором испуге я оставил недорубленный сук и вернулся к костру. Дров было мало - заготовить их в достаточном количестве мы не успели, да и, вроде, не было надобности. Костёр догорал, солнце уже давно село, небо покрылось тёмными облаками, ночь вокруг сгущалась. Луны не было: видимо, она была слишком низко - за лесом и облаками. Стало тихо. Где-то в километре от нас, на той стороне луга, раздался жутковатый звериный вой. Затем ещё и ещё. Сейчас уже сложно вспомнить, что это был за звук, мне он почему-то напоминает что-то среднее между этакой трещёткой и скрипом дерева, усиленное животной страстью. Никогда такого раньше не слышал. Мы предположили, что это кричал самец лось: у них в это время года бывает гон. Так же, как будто в ответ на этот вой, раздавались далёкие тоскливые "Ууу-ууу" крики журавлей. Так заканчивался этот богатый на события и впечатления вечер. Мы легли спать, отец положил топор в тамбуре палатки - на всякий случай. Ночь была непроглядной - хоть глаз выколи. Но это был ещё не конец! Спустя где-то час в лесу раздался хруст веток, топот, урчанье и хрюканье. Из ложбинки на берег стали выходить кабаны. Повизгивали поросята, взрослые кабаны фыркали и хрюкали на них. Казалось, что всё стадо было совсем рядом с палаткой. Стало страшно: от кабанов нас отделяла лишь тонкая ткань палатки. Я сжал в руке налобный фонарик, чтоб, в случае чего, попытаться напугать животных. Мы лежали молча и не двигаясь, пока кабаны проходили мимо. Сейчас затея сидеть на берегу у водопоя в засидке с фотоаппаратом в ожидании этих зверей уже не казалась такой разумной. Прошли минуты, снова стало тихо, лишь кабаны или бобры где-то булькались в воде, да с далёких полей раздавались беспокоящие журавлиные позывные. Воздух стал холодным - пришлось накрыть лицо одеялом. Остаток ночи прошёл под шуршание мышей - их было просто множество.

Дождливое утро.

Под утро забарабанили по полотну капли - пошёл дождь. Вставал нехотя - было сыро, холодно и неуютно. Выскочил из палатки - и под липу - там дождь не капал. Притащили печку "Дымок", раскочегарили, поставили чай. Ждали, когда закончится дождь, размышляли о вчерашнем. Решили первым делом заготовить дров покрупнее - чтоб ночью поддерживать костёр. Сходили на поворот, там обнаружили несколько упавших ёлок, каждая метров по пять, принесли их к костру. Пару брёвен с длинными сучьями положили за палаткой - от нападающего зверя не помогут, но психологически это какая-то защита. А ещё отпилили с отцом попеременно крупное сухое дубовое бревно и принесли к костру - сделали скамейку, чтоб было удобно сидеть вечером у огня. Постепенно быт налаживался: нашли несколько досок, напилили и сделали из них стол и пару скамеек, получилось очень даже неплохо.

Обеденный стол под липой.
За поворотом.

Я решил сплавать на Чёртову яму - мне всё-таки хотелось попасть на Венец, хотя после такой ночи желание несколько уменьшилось. Удочки на этот раз брать не стал - чтоб не искушаться. Взял рюкзак с фототехникой и поплыл.

Птиц встречалось мало. Я и не надеялся встретить в это время богатое разнообразие пернатых. Видел соек, голубей, дятлов. Надо мной кружил канюк, высматривая добычу.

Канюк.

День был по-сентябрьски пасмурным. Плыть на лодке в этом месте - одно удовольствие: затон тут узкий, и можно неспешно разглядывать берега в ожидании какого-нибудь события, тишина здесь обманчива. Доплыл до плотины, перетащил лодку по берегу. Кажется, перепад воды здесь увеличился по сравнению с прошлым годом, сейчас он составляет где-то сантиметров 30, течение после плотины на мелководье ощущается сильнее.

Бобриная плотина.

Доплыл до конца затона и вытащил лодку в прибрежную осоку. Дальше пошёл пешком. Пересёк всю поляну и добрался до накатанной дороги. Где-то через пол-километра стало ясно, что дорога совершенно заброшена - всё заросло и было завалено упавшими деревьями. Я ещё не отошёл после прошедшей первой ночи, все лесные звуки казались гиперболизированными. Было не по себе, хотя знал, что ничего необычного не произошло, и в лесу я бывал сотни раз. Здесь, к тому же, лес был очень старый, громадные сосны раскачивались и скрипели, ветер шумел в их кронах. В пасмурную погоду и лес казался тёмным и мрачным. Я долго вслушивался в какой-то крик - оказалось, что это ворон сидел недалеку и каркал. Дальше начался совершенный бурелом, и я решил попытаться выбраться на поле. Продрался сквозь кусты и вышел на некошенное поле. Трава там была мне по грудь, я прошёл метров сто и выдохся. Огляделся. Венец стоял совершенно скрытый зарослями у подножия и густо покрытый сосновым лесом по склонам. Не было никакой возможности забраться на вершину и сделать оттуда, как я хотел, панорамные снимки. Либо надо было делать лагерь на Чёртовой яме, тогда уже планировать вылазки на Венец. Может быть в будущем так и сделаю.

Расщепленный дуб.
Старая просека.


Решил, что пора возвращаться в лагерь. Ветер по-прежнему шумел в верхушках деревьев. На обратном пути я прошёлся вдоль старой просеки. Солнце на мгновение осветило лес, и я сделал пару снимков. Когда я пошёл дальше к затону, ветер внезапно стих, и я услышал невдалеке шуршание листвы и мелких веток. Я вскинул фотоаппарат и стал ждать. Ко мне в траве пробирался какой-то зверёк. Ни одного годного снимка сделать, к моей досаде, не удалось - слишком неудачные были условия для этого. Зверёк остановился в пяти метрах от меня и забавно встал на задние лапы, осматривая окрестность. Лесная куница - гроза грызунов и птичьих гнёзд. Зверёк очень походил на хорька, которого я встретил накануне вечером и, поначалу, путал его с куницей. Испуганный светом моей вспышки зверёк запрыгнул на дерево, потом обратно на землю и удрал в лес. Мне оставалось только ругать себя за неповоротливость.

На одном из деревьев я заметил самодельный улей. Интересно.

В лагере меня уже ждала гречневая каша с мясом. Отлично. Для ухи пока рыбы было недостаточно, хотя отец не терял времени и уже успел что-то наловить.

Странное утро.

На следующий день я решил погулять по лугам на другой стороне затона. Ранее, разглядывая спутниковые снимки, я отметил для себя несколько довольно крупных заливных озёр, хотелось дойти до них и посмотреть собственными глазами.

В-первую очередь, я дошёл до охотничьей засидки, забрался в неё по лестнице, посидел на ведре и оглядел просторы. Потом спустился и пошёл через луг по направлению к Вятке. Пришлось пересечь пару ложбинок. В одном месте я набрёл на маленькое озеро и поднял в воздух несколько чирков-свистунков. Как и везде здесь на лугах, всё было покрыто зарослями и высокой травой. Вся растительность была, к тому же, сырая, и приходилось, особенно поначалу, идти осторожно и прикрывать фототехнику. Я уже порядком устал, а большого озера так и не было видно. Впереди виднелись ещё одна полянка и заросли за ней, я решил дойти до них и там, наконец, увидел озеро. Озеро и действительно оказалось большим - метров сто максимум в ширину и километр или больше в длину. Подход к воде был хорошим: в сапогах со спиннингом можно было бы вполне комфортно здесь побродить. Земля, глина и ил были везде изрыты и переворочены кабанами. Прошёл вдоль всего озера направо до самого его конца и сделал несколько снимков.

Кабанье озеро.

Побродил вдоль берега, поразглядывал кабаньи лёжки и следы, заснял горечавку. Назад пошёл немного по другому маршруту, поэтому пришлось переходить болотину по кочкам, дальше вышел к мелким озёрам и сделал там несколько снимков.

Горечавка.
Болотце.
Болотце, вид вдоль.

Когда дошёл до заливчика, в котором в прошлом году сидел в засидке, ожидая кабанов, мне захотелось прогуляться дальше и узнать, куда ведёт продавленная лесовозами дорога. Здесь была покрытая растительностью возвышенность. Сквозь ветки виднелась водная гладь затона. В одном месте я остановился заснять покрытый бусинками дождевых капель древесный гриб.

Древесный гриб.
Лесная куница.

Обернувшись, я заметил, как зверь запрыгнул на дерево. Опять этот зверёк - уже наша третья встреча! Возможно, это был тот самый зверёк, которого я заснял в воде в первый вечер (позже выяснилось, что плывущий зверёк - это чёрный хорь; что ж, немудрено мне, любителю, спутать два вида одного семейства куниц). Шерсть вся вымокла, как будто он только что переплыл затон, на горле виднелось характерное для куниц белое пятно. Длина куницы без хвоста составляла где-то сантиметров сорок. Зверёк, испугавшись меня и моей вспышки, полез вверх по дереву, забрался высоко и начал на меня рычать. Сколько я ни ждал и ни прятался, мне так и не удалось дождаться, когда ему надоест сидеть высоко в ветвях и захочется спуститься хоть немного ниже. Впрочем, мне не хотелось так пугать животное и я пошёл дальше по дороге. Вспышкой я напрочь "выбил" глаза у зверька. Здесь на фотографии мне пришлось глаза подрисовать, да простят меня за это защитники этики фотографов. Кстати, в последнее утро мы нашли у нашего стола мышь с отгрызенной головой, не твоих ли зубов это полезное дело?

Прошёл, наверное, километра два, дорога, в результате, вывела куда-то на луга. В одном месте я почему-то остановился, как будто чего-то ожидая. Из под ног прыгнула мышь, а с дерева чуть дальше слетел канюк (или другой хищник). Видимо, я стал помехой для чьей-то охоты. Начал накрапывать дождь, у меня уже давно промокли штаны и сапоги, и мне захотелось вернуться в лагерь.

Почти янтарь.

После обеда я нацепил макро-объектив и любимые кольцевые вспышки и прошёлся по берегу, снимая всё подряд. У одной из кабаньих троп, спускающейся к воде, я нашёл кучку опят, не придав этому особого значения. Заснял ещё гусеницу на сухой колючке. Было удивительно встретить гусениц или бабочек в это время - казалось, уже не время для таких созданий. Назвал её последней гусеницей.

Последняя гусеница.

После отличного ужина поставили чай. Кстати, всю еду и чай в эту поездку готовили исключительно в печке "Дымок". Хотя с собой брали котелок для чая, использовать его по прямому предназначению не стали: на "Дымке" чай делать быстрее и экономичнее. Несколько сухих веток, и чай готов.

Печка "Дымок".

Два или три раза в нём жарили рыбу. Вернее, не совсем жарили - сковородки не было, - но это не мешало маме приготовить отличную запечёную рыбу с луком, помидорами и картошкой. Варили также несколько раз уху. Рыбу ловил в основном отец. Я выехал со спиннингом только один раз - когда была плохая для съёмки погода. Поплавов на лодке часок, я поймал три щучки и окуня. Отец, конечно, наловил за эти дни больше.

Здесь на снимке - бревно ввиде крокодила. "Крокодил" курит сигарету и сам весь дымит.

Крокодил.

Вспомнился ещё здесь случай с шершнями, чьё гнездо было в дупле у рядом стоящей липы. Вечером ветер изменился, и дым от костра стал донимать насекомых. Они стали недовольно гудеть, а несколько особей просто стали кидаться в костёр. В меня один такой шершень ударил разок, хорошо, что одежда защитила. Приходилось отходить от костра, чтоб не стоять на пути пролёта самоубийц. Мы насчитали около десятка камикадзе, бросившихся прямо в угли и сгоревших там.

Угли.

Этой ночью меня разбудила мама и сказала, что небо совершенно очистилось от туч. Я вылез из палатки, и, действительно, небо было полно звёзд. На часах было 3:30. Я разложил штатив, поставил свой любимый широкоугольник, прикинул экспозицию, подсоединил тросик MC-36 и запустил процесс. Через 25 минут я, к досаде своей, заметил, что, во-первых, на горизонт стало оказывать влияние ещё невзошедшее солнце, а, во-вторых, на небо начали неотвратимо наползать облака и заслонять звёзды. Пришлось прервать процесс. Я перешёл в другое место, и запустил процесс съёмки сначала, а сам пошёл спать. Лёжа я слушал ежеминутные щелчки затвора. Этот процесс съёмки продолжался с 4:20 до 5:20, когда стало слишком светло. Я вылез и обнаружил, что на небе снова звёзды закрыты облаками. Что за напасть! Позднее при обработке пришлось долго выбирать снимки, к тому же следы звёзд получились короткими и прерывистыми, а небо - грязноватым. Первый блин комом.

Ночные снимки звёзд.

Спать уже не хотелось, я нацепил объектив 70-200 и вышел пройтись по берегу. Пока я ходил, появился густой туман, и постепенно у объектива запотела передняя линза, так что невозможно стало снимать. Стало совсем светло. Я вернулся к костру и поставил штатив с фотоаппаратам просушиваться. Но забыл снять вспышку вместе с BetterBeamer-ом. О том, что из этого вышло, я расскажу в отдельном посте.

Многообещающее утро.

Утро было отличным. Неслись лёгкие облака, светило солнце, даже стало припекать. Я решил совершить ещё одну поездку на Чёртову яму. За поворотом можно было снимать отличные пейзажи, и впервые здесь было такое выгодное освещение. Я долго выбирал, какую фотографию здесь выложить, а потом из двух снимков сделал панораму, получилось неплохо, как мне кажется.

Панорама из двух снимков.

Ниже фотография лодки, на которой я плавал. Виден фоторюкзак и объектив 70-200 с конвертером на нём. На берегу можно заметить и сравнить размеры следа моего сапога и рядом кабаньих следов - в ширину кабаньи больше.

Средство передвижения.

Далее - несколько пейзажных фотографий затона.

Затон верх по течению.
Ещё одно фото затона.
Здесь фото с корягой - для разнообразия.

А здесь я заснял плотину с более высокой части: видно отверстие, сквозь которое уходит большая часть воды. Тем не менее перепад воды сохраняется на постоянном уровне. Интересно, намеренно его создавали бобры? Пока я снимал, лодку несколько раз затягивало течением в воронку, и приходилось отплывать.

Вот куда уходит вода.
Широкая часть затона, выше плотины.
Чёртова яма.
Отличное место для ловли. Сколько я здесь щук выловил!
Чёртова яма, вид с начала затона.
Дорога к затону.


Доплыв до конца затона и поднявшись на поляну, я увидел тех журавлей, что устраивали перекличку ночью: тройка поднималась в небо большими кругами, набирая высоту. Я присел на бревно и долго наблюдал за ними, пока журавли не пропали из виду, жалея, что не удалось сделать ни одного нормального снимка.

На этот раз я пошёл в другому пути - по накатанной дороге в сторону деревни. Накатанной её, конечно, можно назвать только условно. По ней на "четвёрке" не проехать, продавленные лесовозами колеи - это большое испытание для любой легковой машины. В былое время мы проезжали сюда только на мотоцикле.

По краям дороги стояли огромные сосны, в грязи виднелись кабаньи следы. Пару раз я спугивал то ли тетёрку, то ли глухарку, опять же, не сделав ни одного удачного снимка. Протопал я таким образом около километра. Дорога обратно в лагерь ничем интересным не запомнилась. Только в лодке я не обнаружил насос, долго искал его на берегу. Пришлось ехать на немного спущенной лодке, надеясь, что насос я оставил в лагере. Так и оказалось.

После обеда я совершил пешую вылазку по дороге вдоль затона до поляны у Чёртовой ямы. По дороге нынче никто не ездил, лес стоял сырой, мрачный и тихий, я не встретил никакой живности кроме случайного канюка и мышей. В лесу было душно, несмотря на осеннюю прохладу, руку, держащую фотоаппарат, искусали комары. Ну что ж, проведал дорогу.

Осенний закат.
Закат в этот же вечер, другой ракурс.

Вечером на небе появилась луна. До полнолуния оставалось несколько дней, так что я установил на штатив телевик и заснял сию планету.

Луна, несколько дней до полнолуния.

После ужина у костра осталось несколько картофельных очисток. Мы сидели и при свете огня наблюдали как мыши прибегали и убегали, растаскивая эти шкурки. Надо сказать, что мы довольно аккуратно обращались с пищевыми отходами и мусором: всё, что можно, сжигали или закапывали, чтобы мышам ничего не доставалось. Нигде ничего лишнего мы не раскидывали - это уже стало хорошей привычкой. Тем не менее мышам удалось прогрызть сумку, висящую на дереве на высоте около двух метров. Сумка была пустой, мыши остались ни с чем. Теперь же они устроили настоящее пиршество на картофельных очистках, почти не пугаясь нас. Я прицепил к фотоаппарату вспышку и снимал при свете костра, налобного фонарика и BetterBeamer-а.

Ночной воришка.

На следующий день мы неспеша пообедали, собрались, погрузились и уехали. На берегу у машины, пока складывали лодки, я снова нашёл тройку маргинатусов. Хорошо, что нас за несколько дней ни один такой клещ не укусил.
На обратном пути на дороге нам встретилось множество припаркованных машин. Мы поняли, что люди приехали за опятами, тут же мне вспомнились заснятые мною совсем недавно грибы. Остановились тоже в одном месте, и родители пошли проверить, есть ли опята. Оказалось, есть. Пошёл и я собирать.

Мховые хвойные леса.
Волчья ягода.

"Собирал" я грибы по-своему - без ножа, при помощи макро-объектива.

Семейство опят.
Гуси-лебеди.
Защитная поза муравья.
Осенний цветочек.

Напоследок, уже выехав на асфальтовую дорогу, заметили мирно пасущихся в поле журавлей, остановились. Я свелал несколько снимков, не сказал бы, что очень удачных.

Журавли в поле.
Журавли, взлёт.

Очень необычная получилась поездка - со множеством впечатлений и событий, узнал о затоне много нового. Встретил разного рода живность - от клеща до журавля - каких встретить и не собирался. В общем, удалось неплохо отдохнуть.

Обновление 1:

Вот спутниковая карта места с некоторыми пояснениями:

Вид описанного места со спутника.

2 комментария:

  1. Женя, твои фото-очерки, как всегда, супер!
    ps для непосвященных, можно добавить координаты мест съемки в виде ссылки или фрейма с картой.

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо. На счёт координат: хм, тут такое дело, к месту этому я прикипел и совсем не хочется, чтоб какие-нибудь охотники приехали и перебили всю живность в округе - их и так там хватает(судя по засидкам). А фото со спутника попозже выложу ввиде update к этой заметке.

    ОтветитьУдалить