воскресенье, 18 августа 2013 г.

Несколько ветреных дней на Вятке.

Это второй пост из обещанных трех о недельном отпуске. Здесь будет куча фотографий с комментариями (осторожно, если медленный интернет) о поездке и проживании в палатках на берегу Вятки. Место находится недалеко от Мамадыша в Татарстане и носит название Еловой гривы, о котором я уже ранее писал. Нас было порядка 10 человек, ездили на 4-х машинах. Чтоб добраться до места, надо преодолеть около 13 км пути по лугам. В былые времена удавалось нанять катер, на котором можно было привезти и людей, и груз по реке, но и компания тогда была больше - порой за 30 человек. Теперь не до катера...

Поворот на луга находится в деревне Старый Кумазан, стоим перед деревней у родника, оформленного местными ввиде громадного самовара. Вода, вытекающая из него является, по сути, началом речки Арпач. Я поднимаюсь по склону и оглядываю местность. Все луга до самого горизонта покрыты дымкой, по-видимому, это испарения после длительных дождей.

Так выглядит Арпач с высоты.

Дорога.

Всегда дорога по лугам отличалась коварством и непредсказуемостью, вернее, было очевидно, что после дождей лучше не ездить - ручьи, маленькие заливные озера переполняются, размывают дороги, превращая их в непроходимое болото. А в жаркую солнечную погоду поверхность дорог подссыхает, глина застывает, становится каменной, и теперь продавленные тракторами колеи тоже являются сомнительной радостью любого водителя. Из 4-х машин пришлось одну легковушку оставить в деревне - для поездки под грузом по лугам она явно не годилась. Из 3-х остальных (кажется, полноприводных Suzuki Grand Vitara, KIA Mohave, Нива Ш.) отцовская "шнива" была наименее мощной и быстроходной, но наиболее годной и проходимой для такой дороги. Здесь не буду вдаваться в подробности проезда (отцу пришлось два раза возвращаться - один раз для перевозки груза и ее пассажиров легковушки, второй, в другой день, - чтоб встретить тех, кто не смог приехать одновременно со всеми и т.п.). Дорога подсохла за несколько предыдущих бездождевых дней, на возвышенных местах можно было проехать с ветерком, а в низинах удавалось найти сравнительно комфортные объезды.

Выбор пути.

Это как раз то место, где слева находится озеро, при сильном дожде эта низинка затопляется водой, а весной тут просто поток воды по пояс. Раньше было еще хуже - сейчас дорога частично засыпана гравием:

Ехать - не ехать.

Вот это фото мне нравится. Тут и извилистая дорога, и пасущиеся на лугу коровы, и отдыхающие пастухи, и деревня на заднем фоне - просто как какая-то картинка прошлых лет в стиле соцреализма:

Выпас коровьего стада.

На лугах когда-то работали местные колхозники, с которыми у нас были хорошие соседские отношения. Теперь, кажется, судя по технике, траву заготавливают частники:

Вывоз сена с лугов.

В разные годы мы приезжали на свое место и иногда луга были скошены, иногда - нет. От этого зависели количество кусающих насекомых - комаров, оводов и т.п., а также возможность передвигаться между лагерем и озерами или Арпачем.

Рыбалка.

Я уже говорил, что все луга были покрыты дымкой. Всю неделю, кроме последних двух дней, дул прохладный северо-восточный ветер, гнал по воде волну. Хоть он и не был сильным, но постоянным, без порывов, у воды даже в бейсболке начинала мерзнуть голова Клева не было вообще - ни с лодки, ни с берега. На воде тоже никого не было видно на обозримом пространстве - все рыбаки сидели дома. По небу неслись облака. И снимки здесь, в основном, такие же безрадостные. Так выглядит берег Вятки:

Берега Вятки.

Вода нынче высокая, там, где раньше у воды свободно ходили пешком, иногда приходится обходить сверху.

Обрывистый берег.

К тому же все коряги теперь под водой, а это добавляет рыбалке неудобств - очень просто зацепить и оборвать снасть. Нынче мы оборудовали спиннинги плетенкой вместо привычной лески. В общем, понравилось. По прочности плетенку 0.18 мм можно сравнить с обычной леской диаметром 0.4-0.5 мм. Есть и недостатки: узел из тонкой плетенки сложнее распутать, ну, а если зацеп, то руками лучше не тянуть - обязательно прорежет кожу кистей (проверено) - лучше взять толстую ветку или палку, обмотать её пару раз и тащить. Плетенка не растягивается. Кстати, благодаря ей спасли немало своих блёсен. Отец нашел на берегу пару чьих-то оборванных воблеров. Один из них был даже с поводком и удобным карабинчиком. Я прицепил трофей к своему спиннингу и целый день рыбачил им.

Вид на север, откуда гонит волну.

Как я уже сказал, не клевало, как отрезало. Я облюбовал себе один мысок метров 50 и ходил вдоль него туда-сюда уныло без всякой надежды на удачу, махая снастью. Ветер Играл всё-таки воблер замечательно, на очередном забросе щука его схватила у дна недалеко от берега. Я имею некоторый опыт ловли щук, знаю, когда и какая щука делает "свечку", куда и как надо вытаскивать рыбу, если нет подсачка, поэтому усмотрел в берегу небольшую ступеньку и, не давая слабины, втащил на неё щуку. Тут же воблер выпал из пасти - слишком маленькие крючки у его тройников - я бросил спиннинг и прижал руками хищницу к земле. Чуть не упустил.

Щука с руку.

По моей прикидке, щука весила 2.5 кг. В лагере называли цифру побольше. К сожалению, безмена не было. Сошлись на том, что щука весит около 3-х кг.

Кроме меня, кажется, поймали еще щуку и судака поменьше. Вечером рыбу пожарили на самодельной плите. Наелись до отвала.

Жарим щуку.

Быт.

Место, на котором я побывал впервые, кажется, уже около 25 лет назад, повидало множество народу и, если раньше здесь можно было изредка встретить бичей-браконьеров, рыбаков, колхозников, то сейчас, с развитием и удешевлением средств передвижения по воде, туристов и рыбаков, артельщиков заметно прибавилось. Соответственно, прибавились кучи мусора и прочие следы пребывания человека. Размножились грызуны, а с ними, впервые в этот раз, появились клещи - нашел несколько штук на сумках при выгрузке, а приехав позже домой, смыл одного с себя в душе.

Так выглядит обеденный стол:

Здесь видны фабричные раскладные стулья и стол. Раньше, когда народу было больше, привозили с собой доски, столы, натягивали тент для защиты от солнца/дождя, ставили отдельную продуктовую палатку, делали печку для жарки рыбы, неговоря о мостках, нырялках и т.п.

Осыпь.

В один из последних дней ветер немного успокоился, стало теплее, переправились на лодке за вениками. Было здорово прогуляться вдоль высокого берега над осыпью. Как я уже говорил, все дни над лугами и водной поверхностью висела противная дымка - по-видимому, это испарения после дождей. Фотографии, соответственно, тоже выглядят тускло и блекло. Пришлось дополнительно программно обрабатывать изображения, это, конечно, не то, что я бы хотел показать.

Небольшая речка впадает в Вятку, берет начало из озера под берегом выше осыпи.

Речка под берегом выше осыпи.

А здесь сразу несколько водоемов, часть из которых не видно: Вятка, небольшой заливчик, за ним озеро, после которых уже протекает эта речка, вытекающая из безымянного озера.

Заливчик выше речки.

Вид вдоль осыпи вниз по течению:

Вниз по течению.

Чтоб показать вятские просторы вверх по течению, я сделал 9 кадров объективом 70-200 с рук и сшил позже панораму. В левой части на берегу виден тент лагеря:

Панорама.

Между речкой и высоким берегом, превращающимся в осыпь, проходит дорога, видимо, до озера. Я прошелся по ней, судя по всему, по ней редко кто ездит.

Луч солнца в чаще.

Птицы.

В последний вечер было солнечно, вся природа словно ожила. Утром я услышал журавлей, которые где-то перекликались между собой на нескошенных полянах, а позже увидел пару в полете над лесом.

По незнакомому гомону обнаружил большую стаю птиц, которых ранее в этих местах не встречал - щурки. Они были очень осторожными, близко к себе не подпускали, сидели кучно на верхних ветках деревьев и летали достаточно высоко, паря на характерных треугольных крыльях.

Вечером взял фотоаппарат с 300-ком без конвертера и пошел прогуляться. Вдоль луговой дороги птиц оказалось множество. В одном месте я сел прямо посреди дороги. Справа от меня был сухостой, впереди - грязная лужа и покрытая пожухлой травой глина. Если сидеть неподвижно, птицы начинают садиться на веточки поближе к дороге, слетать на дорогу за насекомыми и возвращаться обратно. Слева от меня против солнца все время сидел на толстой ветке сорокопут жулан, а справа - сменяли друг друга разные птицы. Тут был и поползень, и зяблики, и разные пеночки, мухоловки... Словно после многодневного поста птицы устроили пиршество.

Серая мухоловка.
Жуланчик.

Если б было побольше времени, посидел бы подольше. Пошел обратно, услышал стук дятла, решил посмотреть поближе. Тут наблюдал забавную сцену перебранки двух дятлов. Один дятел поменьше подлетел к большему, тот его шуганул, но потом сам слетел, а первый вернулся на его место. Мне кажется, что это две самки белоспинного дятла. Вначале я думал, что это родитель и птенец, но у последнего нет красного пятна на голове.

Белоспинный дятел.
Конфликт.
Белоспинный дятел поменьше.

Оставил дятлов в покое, прошел немного и увидел цаплю на дереве. Только я навел на нее объектив, как она пугливо взлетела:

Цапля, взлет.

Туманное утро.

Всю ночь не спалось - до этого круглые сутки трещали кузнечики, а сегодня их не было слышно. Стало понятно, почему - по лугам попозл сильнейший туман, крылья отмокли, и стрекотать они уже не могли. Я вышел к реке, понаблюдал восход солнце. Было еще темно, как над водой появились, стали кружить и пониматься 3 орлана белохвоста. Снимать не было смысла. Я решил прогуляться до Арпача.

Утро. Восход солнца над лагерем.

На траву выпала обильная роса, штаны выше сапог сразу же вымокли. Изредка из-под ног взлетали улиты. Пара километров, и я у Арпача. Вода, как и в Вятке, нынче высокая:

Арпач.

Возвращаясь назад, обратил внимание на свой след в траве: