Давно хотел подобрать аккорды к песне В. Высоцкого "Штормит весь вечер и пока...". Раньше не получалось, потому что не было возможности завести гитару: и переезжал с места на место регулярно, и денег не было на добротную гитару. Ну, а тут, стало быть, гитара, наконец, появилась. Попробовал вспомнить старые песни, что когда-то играл, и аккорды подобрать к некоторым...
Высоцкий много чего напел. Что-то мне нравится, что-то - не очень. К некоторым, в основном, полу-блатным песням испытываю неприятие, они как раз и дали толчок современным эстрадным и прочим "шансоньетто-бордельеро" - исполнителям-бездарям. Имею ввиду то, что писал Н.Бердяев в статье "О бабьем в русской душе" - сентиментальное, лишенное всякого духа, "рыцарства" и тому подобные зачастую присущие нам негативные черты. Данная песня мне нравится.
Посвящена Окуджаве... Высоцкий был именно советским поэтом и исполнителем, писавшим песни о своей стране. Окуджава же с приходом перестройки в момент вышел из партии, стал известным антисоветчиком. Высоцкий до этого не дожил, может, и хорошо, что он об этом не узнал - посвящал он песню фронтовику, поэту и гражданину.
Имеется несколько вариантов слов данной песни. Я знаком как минимум с тремя. В основном, отличие - в том, что переставлены местами куплеты. В интернете можно найти вариант, где в конце добавлен куплет, в котором говорится, что поднимется волна из морских глубин и смоет праздно сидящих и наблюдающих с берега. Не уверен, что это написал сам Высоцкий. Кроме того, у меня есть сборник стихов Высоцкого в двух томах. Он считался наиболее полным к моменту выхода, но в данной песне там отсутствует несколько куплетов, присутствующих в имеющихся у меня записях. В такой сложной ситуации я выбрал вариант исполнения, который можно услышать в сборнике песен под названием "Памятник". Мне он больше всего нравится, включая и набор аккордов. Хотя, если совсем придираться, 2-й и 3-й куплет тут было бы логично поменять местами.
Про аккорды... Ни в коей мере не претендую на истину. Играл Высоцкий на семи-струнной гитаре, а мы обычно используем шести-струнные. Кроме того магнитофонная запись того времени - не особо качественная. То, что подобрал, звучит похоже, возможно, немного выше, чем в оригинале. Ну, у меня и голос не такой низкий, как у автора. Если ошибаюсь, поправьте. Названия аккордов могут иметь разные варианты, поэтому приложил картинку с ними. Те, что берутся на пятом ладу, выглядят сложно и имеют длинные названия, но там просто мизинец переставляется, и все - ничего сложного. "Dm7add13" в тексте сокращен до "Dm7" для наглядности. "Dm" и "Dm/A" - это, по сути, один и тот же аккорд, только второй звучит выше.
Вступление: Am F E (2 раза)
ШтAmормит весь вечер, и поE7ка
AmЗаплаты пенные лaE7тают
РазDmорванные швы песка -
Я наблюGдаю свысоCка,
Как вDm/Aолны Dm7голоF6вы лоE7мают.
И я соDmчувствую слAmегка
ПоE7гибшим им,- издаAmлека.
Ах гривы белые судьбы,-
Пред смертью, словно хорошея,
По зову боевой трубы
Взлетают волны на дыбы,
Ломают выгнутые шеи
И мы сочувствуем слегка
Погибшим им,- издалека.
Я слышу хрип, и смертный стон,
И ярость, что не уцелели,-
Еще бы - взять такой разгон,
Набраться сил, пробить заслон -
И голову сломать у цели!..
И мы сочувствуем слегка
Погибшим - но издалека.
А ветер снова в гребни бьет
И гривы пенные ерошит.
Волна барьера не возьмет,-
Ей кто-то ноги подсечет -
И рухнет взмыленная лошадь.
И посочувствуют слегка
Погибшей ей,- издалека.
Придет и мой черед вослед:
Мне дуют в спину, гонят к краю.
В душе - предчувствие как бред,-
Что надломлю себе хребет -
И тоже голову сломаю.
Мне посочувствуют слегка -
Погибшему,- издалека.
Так многие сидят в веках
На берегах - и наблюдают,
Внимательно и зорко, как
Другие рядом на камнях
Хребты и головы ломают.
Они сочувствуют слегка
Погибшим, но издалека.
1973 г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий