четверг, 28 мая 2015 г.

"Штормит весь вечер и пока..."

Давно хотел подобрать аккорды к песне В. Высоцкого "Штормит весь вечер и пока...". Раньше не получалось, потому что не было возможности завести гитару: и переезжал с места на место регулярно, и денег не было на добротную гитару. Ну, а тут, стало быть, гитара, наконец, появилась. Попробовал вспомнить старые песни, что когда-то играл, и аккорды подобрать к некоторым...

Высоцкий много чего напел. Что-то мне нравится, что-то - не очень. К некоторым, в основном, полу-блатным песням испытываю неприятие, они как раз и дали толчок современным эстрадным и прочим "шансоньетто-бордельеро" - исполнителям-бездарям. Имею ввиду то, что писал Н.Бердяев в статье "О бабьем в русской душе" - сентиментальное, лишенное всякого духа, "рыцарства" и тому подобные зачастую присущие нам негативные черты. Данная песня мне нравится.

Посвящена Окуджаве... Высоцкий был именно советским поэтом и исполнителем, писавшим песни о своей стране. Окуджава же с приходом перестройки в момент вышел из партии, стал известным антисоветчиком. Высоцкий до этого не дожил, может, и хорошо, что он об этом не узнал - посвящал он песню фронтовику, поэту и гражданину.

Имеется несколько вариантов слов данной песни. Я знаком как минимум с тремя. В основном, отличие - в том, что переставлены местами куплеты. В интернете можно найти вариант, где в конце добавлен куплет, в котором говорится, что поднимется волна из морских глубин и смоет праздно сидящих и наблюдающих с берега. Не уверен, что это написал сам Высоцкий. Кроме того, у меня есть сборник стихов Высоцкого в двух томах. Он считался наиболее полным к моменту выхода, но в данной песне там отсутствует несколько куплетов, присутствующих в имеющихся у меня записях. В такой сложной ситуации я выбрал вариант исполнения, который можно услышать в сборнике песен под названием "Памятник". Мне он больше всего нравится, включая и набор аккордов. Хотя, если совсем придираться, 2-й и 3-й куплет тут было бы логично поменять местами.

Про аккорды... Ни в коей мере не претендую на истину. Играл Высоцкий на семи-струнной гитаре, а мы обычно используем шести-струнные. Кроме того магнитофонная запись того времени - не особо качественная. То, что подобрал, звучит похоже, возможно, немного выше, чем в оригинале. Ну, у меня и голос не такой низкий, как у автора. Если ошибаюсь, поправьте. Названия аккордов могут иметь разные варианты, поэтому приложил картинку с ними. Те, что берутся на пятом ладу, выглядят сложно и имеют длинные названия, но там просто мизинец переставляется, и все - ничего сложного. "Dm7add13" в тексте сокращен до "Dm7" для наглядности. "Dm" и "Dm/A" - это, по сути, один и тот же аккорд, только второй звучит выше.

Аккорды.

Вступление: Am F E (2 раза)

ШтAmормит весь вечер, и поE7ка

AmЗаплаты пенные лaE7тают

РазDmорванные швы песка -

Я наблюGдаю свысоCка,

Как вDm/Aолны Dm7голоF6вы лоE7мают.


И я соDmчувствую слAmегка

ПоE7гибшим им,- издаAmлека.


Ах гривы белые судьбы,-

Пред смертью, словно хорошея,

По зову боевой трубы

Взлетают волны на дыбы,

Ломают выгнутые шеи


И мы сочувствуем слегка

Погибшим им,- издалека.


Я слышу хрип, и смертный стон,

И ярость, что не уцелели,-

Еще бы - взять такой разгон,

Набраться сил, пробить заслон -

И голову сломать у цели!..


И мы сочувствуем слегка

Погибшим - но издалека.


А ветер снова в гребни бьет

И гривы пенные ерошит.

Волна барьера не возьмет,-

Ей кто-то ноги подсечет -

И рухнет взмыленная лошадь.


И посочувствуют слегка

Погибшей ей,- издалека.


Придет и мой черед вослед:

Мне дуют в спину, гонят к краю.

В душе - предчувствие как бред,-

Что надломлю себе хребет -

И тоже голову сломаю.


Мне посочувствуют слегка -

Погибшему,- издалека.


Так многие сидят в веках

На берегах - и наблюдают,

Внимательно и зорко, как

Другие рядом на камнях

Хребты и головы ломают.


Они сочувствуют слегка

Погибшим, но издалека.

1973 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий