воскресенье, 13 ноября 2016 г.

Испытываю объектив Sigma 12-24mm F4 DG HSM A.

Прошло несколько лет с момента моего перехода на полный кадр. Пришлось тогда избавиться от нескольких кроп-объективов, в том числе от отличного широкоугольника Tokina 11-16/2.8. С тех пор я все планировал купить замену, но не было денег. Несколько месяцев назад был анонсирован новый объектив Sigma 12-24mm F4 DG HSM из линейки ART, а тут на днях он в продаже появился, и я его взял.

Естественно, я изучал все имеющиеся в продаже широкоугольники. Основными конкурентами для Сигмы являются Nikon 14-24/f2.8, Tamron 15-30/f2.8. Для сравнения также годится объектив из лагеря Canon 11-24/f4. Присматривался и к фиксу Nikon 20/f1.8. Конечно, диафрагма f/2.8 и шире всегда полезна для надежности срабатывания автофокуса, а также для съемки звезд, но в подавляющем большинстве случаев ее все равно приходится поджимать для увеличения резкости и ГРИП. Что касается самой важной нижней границы фокусного расстояния (ФР), во-видимому, 14 мм - оптимальный вариант, при котором можно получить диафрагму f/2.8 и приемлемый размер объектива. При меньших ФР (11-12 мм) приходится уменьшать диафрагму до f/4, соблюдая качество. Иначе нужно резко увеличивать вес и размер (и цену) широкоугольника. Диаметр Сигмы 102 мм. То есть, полагаю, нужно увеличить диаметр в 1.4 раза (один шаг экспозиции равен корню из двух), чтобы получить диафрагму f/2.8. При этом у разработчиков возникли бы новые проблемы по устранению искажений, хроматики, астигматизма и т.д. и т.д., которые надо было бы решать. Такой объектив было бы невозможно таскать. Приходится идти на компромис, выбирая между ценой, размером, максимальным углом, искажениями, хроматикой, весом, диафрагмой и т.д. Основной выбор у меня был между Тамроном и данной Сигмой. Если вам не нужен именно 12 мм ФР, покупайте Тамрон, он более универсальный и дешевый. Ниже я покажу два фото для сравнения ФР 12 и 15 мм.

Короче, лично меня устраивает самый широкий на данный момент для полного кадра широкоугольник Sigma 12-24/f4. Цена кусачая, да. Вес объектива 1150 грамм. Ниже представлены данные по углам некоторых шириков:

Tokina 11-16: 108-82 гр.

Nikon 14-24: 114-84 гр.

Sigma 12-24: 122-84 гр.

Canon 11-24: 126-84 гр.

Вот сам объектив:

Объектив Sigma 12-24mm F4 DG HSM ART.

Передняя линза объектива массивная и выпуклая. Как объяснил исполнительный директор (CEO) компании Сигма, она выплавляется, а не обтачивается из цельного куска стекла (как у Кэнон). Это позволило снизить цену производства. Бленда несъемная. Само собой, крышка объектива должна надежно защищать переднюю линзу. Выполнена качественно, на внутренней части наклеена бархатная полоска:

Крышка.

Диаметр крышки подобран очень тщательно, позволяя плотно накрывать переднюю линзу, при этом ничего не выскальзывает из рук.

При ФР 12 мм задний блок линз движется внутрь корпуса, и сквозь щель можно увидеть некоторые детали. При этом передняя линза также немного "выезжает" вперед.

Задний блок линз открывает вид на внутренности при максимальном угле.

При ФР 24 мм щели нет:

В положении 24 мм.

Видимо, для защиты от пыли использовали специальную резинку. Она не доходит до корпуса камеры, но накрывает край байонета.

Конечно, мне не терпелось протестировать объектив. В выходной решил съездить в Кремль. К сожалению, с погодой не провезло: пасмурно, облака, снег, гололед. С другой стороны, для тестирования техники хорошо - сильных теней не будет.

Храм Христа Спасителя. D800, 12 мм, 1/100, f/11, iso 200.

Непростой в использовании объектив. В случае использования широкоугольника, при съемке высоких зданий желательно направлять камеру почти перпендикулярно стенам (точнее, камеру параллельно, а объектив перпендикулярно), иначе будут наблюдаться значительные геометрические искажения, например, фундамент широкий, а стены к верху непропорционально сильно сужаются. Это удается не всегда, но желательно угол наклона вверх снижать, если только ты не уверен, что это именно то, что ты хочешь получить. Поэтому обычно нижняя половина картинки включает ненужные детали (дорога, площадь и т.п.), и ты заранее знаешь, что при программной обработке она будет обрезаться, а крыша, фронтон и т.д. попадают на самый край кадра, где резкость всегда ниже, чем в центре. Поэтому выше на фото Храма Христа Спасителя купола и кресты выглядет не так резко, как основание здания. Колокольню Ивана Великого в Кремле фотографировать еще сложнее, ведь ее высота 81 метр, я пытался ее снять, но не очень удачно вышло. Мне тут есть над чем поработать в плане продумывания и улучшения техники съемки, кроме того надо будет проверить точность фокусировки, и, при необходимости, внести поправки с помощью doc-станции.

А это новый памятник крестителю Руси святому князю Великому на Боровицкой площади перед входом в Александровский сад, открытый всего неделю назад:

Памятник князю Владимиру Великому. D800, 12 мм, 1/160, f/9, iso 250.

Высота памятника 18 метров с постаментом. Как видим, объектив на широком угле спокойно растягивает картинку без надобности отходить подальше. Кстати, там подальше и нельзя отойти, так как начинается газон.

Зубцы парапета. D800, 24 мм, 1/100, f/9, iso 250.

Царь-пушка вмещается в кадр вмести со всеми ядрами:

Царь-пушка. D800, 12 мм, 1/80, f/11, iso 250.
Благовещенский собор. D800, 12 мм, 1/100, f/9, iso 160.

Вид со стороны Спасской башни:

Вид со стороны Спасской башни. D800, 24 мм, 1/60, f/11, iso 160.

Это необрезанный кадр на ФР 18мм храма Василия Блаженного:

Храм Василия Блаженного. D800, 18 мм, 1/60, f/10, iso 160.

Ниже обещанные картинки сравнения углов зрения при ФР 12 и 15 мм:

D800, 12 мм, 1/60, f/10, iso 160, +0.7.
D800, 15 мм, 1/60, f/10, iso 160, +0.7.

Удивительно, что экспозиция не поменялась при увеличении ФР...

Вышел на следующий день к речке, что бежит недалеко от дома. Там местные жители частенько с мостика прикармливают уток. Птиц там десятки и даже сотни иногда. Меня разбирает всегда смех при такой картине. Бывало, иногда часами приходилось с телевиком ходить по лесам, чтоб увидеть хоть одну перепуганную крякву, а тут такое... Хлеб прям из рук выхватывают. Но большой глаз объектива их слегка настораживает.

Утки. D800, 12 мм, 1/80, f/8, iso 800.

Ну вот. Впечатления хорошие, объектив мне нравится. Автофокус работает хорошо без дополнительной настройки, промахивается редко, вручную кольцо фокусировки крутить пока не приходилось. Резкость в центре кадра замечательная, по краям, конечно, похуже. При увеличении ФР резкость начинает понемногу уменьшаться. Искажения и хроматика минимальные. То, что описано в тестировании на сайте lenstip.com, соответствует действительности. Сумку вот наплечную придется сменить, так как туда камера с новым объективом влезает с трудом.

Ниже выкладываю несколько raw-файлов для желающих изучить картинку без программной обработки:

После некоторого обдумывания результатов съемки и прочтения пары профессиональных обзоров решил дополнить заметку итогами с перечислением минусов и плюсов объектива:

Плюсы:

- добротная конструкция как у всей линейки ART;

- самый широкий угол из существующих объективов (шире только у Canon 11-30);

- отличная резкость в центре кадра на широком угле;

- объектив хорошо справляется с искажениями, хроматикой, виньетированием;

- красивое размытие фона (да, у ширика оно тоже есть).

Минусы:

- нет системы снижения вибраций OS;

- относительно темный - диафрагма "только" f/4;

- тяжелый, громоздкий - больше 1 кг (хотя конкуренты от Тамрон и Кэнон весят примерно так же);

- хотя есть пыле-влаго защита, его нельзя использовать в дождь (в отличие от Canon);

- на дальнем конце фокусных расстояний (где-то от 20 мм) картинка нерезкая (проблема сдвига фокуса при изменении диафрагмы подробно описана тестировщиками на lenstip и dpreview);

- слишком дорогой (хотя и значительно дешевле Canon).

Ощущения несколько противоречивые. Если объектив предназначен для профессионалов, непонятно, почему нет полной погодной защиты. Если для любителей, то почему нельзя было добавить OS при относительно темной максимальной диафрагме f/4? Это пригодилось бы при съемке в темных помещениях (музеи, церкви, соборы и т.п.). С другой стороны, объектив тяжел и позволяет снимать с рук на достаточно длинных выдержках (1/20 на широком угле 12 мм). Максимальная диафрагма f/4 не позволит снимать звезды, хотя лично мне это сейчас не интересно. Если удастся решить проблему с фокусировкой на дальнем конце обновлением прошивки, этот объектив станет вполне успешным конкурентом. Как вариант, Сигме можно было бы выпустить качественный фикс на 12 мм с малыми искажениями или отличный зум 12-18 мм с высокой резкостью на каждом мм. На данный момент, учитывая недостатки, цена объектива 12-24 выглядит завышенной. Нет, объектив вовсе не плох, просто ожидания были немного выше. Ощущения противоречивые, но скорее, со знаком 'плюс'. Если вам не нужен именно такой широкий угол на ФР 12 мм, посмотрите в сторону более универсального и недорогого Tamron 15-35 f/2.8 или даже Tokina 16-28mm f/2.8. Мне нужен. Можно сказать и более оптимистично: на текущий момент Sigma 12-24 - лучший широкоугольник-зум с фокусным расстоянием от 12 мм для Nikon. Между 16(15) и 12 мм ФР довольно большая разница в угле зрения. Ну, а я пока стеклом доволен, буду использовать по возможности. Думаю, что мне удастся укротить зверя после некоторого изучения и улучшения техники съемки.

Комментариев нет:

Отправить комментарий