пятница, 16 сентября 2011 г.

МАКС-2011, 2-ая часть.

В первой части я выложил несколько фотографий самолётов и вертолётов на земле(бетоне). Но самолёт - он на то и самолёт, что только в воздухе раскрывает свою сущность. Здесь представлены некоторые фотографии из полётной части программы авиасалона. Более полную подборку изображений, не использованных здесь, включая снимки из обоих моих постов (всего 78 штук) можно посмотреть в интерфейсе Google Picasa. Здесь мои фотографии с прошлого МАКС-а.

День для посещения авиасалона, как я писал ранее, был выбран удачно: почти весь день было ясно, за исключением утра, да в определённые моменты появлялись небольшие облака. На следующий день, как выяснилось, было пасмурно, а в воскресенье и вовсе с перерывами шёл дождь.

Снимал я все полёты одним объективом - Nikon 70-200/2.8 VRII. Иногда, особенно во время выступлений истребителей, хотелось иметь конвертер 1.4 или 2.0 для большего приближения. К сожалению, ни того, ни другого у меня с собой не было. На прошлом МАКС я использовал Сигму 150-500 с очень удачным диапазоном фокусных расстояний. Но тогда из-за массового скопления зрителей на поле, когда яблоку негде было упасть, мне приходилось снимать со значительного расстояния до взлётной полосы. Сейчас же, когда я заранее приглядел для себя участок поближе к ограждению, фокусных расстояний 70-200 в большинстве случаев хватало. Конечно, совсем маленькие летающие средства и отдельные истребители в высоте я совсем не снимал.

В отличие от прошлого авиасалона, вместо натянутой веревки поставили полноценный решётчатый забор высотой метра два с размером ячеек сантиметров десять. Вдоль забора выставили солдат-курсантов. Видимо, на МАКС-2009 было много желающих (и подвыпивших) оказаться поближе к взлётной полосе. Снимать сквозь решётку не очень удобно, приходилось то и дело отходить, чтоб запечатлеть низколетящий самолёт (а, особенно, вертолёт). Но приземляющиеся/взлетающие аппараты я снимал прямо сквозь ограду, стараясь не поймать в кадр границы ячеек забора.

Выступление началось с одиночного полёта Су-34 и продолжилось групповым пилотажем шести Су-27. Здесь на фото показаны только четыре самолёта, а на фото ниже - вся шестёрка идёт группой с включёнными огнями.

Четвёрка Су-27.

Шестёрка Су-шек с включённой иллюминацией.
Четвёрка.
Выпуск огней.
Су-27, разворот.

Слева появилась целая группа вертолётов во главе с гигантом Ми-26Т2. Надо сказать, что из всей программы полётов мне наибольшее удовольствие доставила съёмка вертолётов. Мало того, что они не такие далёкие и быстрые, как Су или Миг-и, они выделывали такие виражи, что дух захватывало. Приходилось всё время играть параметрами экспозиции, чтоб вращение винтов не было "замороженным", и чтоб сами вертолёты не получились смазанными. Снимал, как правило, в режиме приоритета выдержки.

Гигант Ми-26Т2 и Ми-38 в сравнении.

Перед зрителями в воздухе появился небольшой красного цвета вертолёт Ка-226т. Он мне сразу понравился: забавная стрекоза крутилась в воздухе, выделывая разные повороты, развороты и прочие трюки. Из описания следует, что вертолёт предназначен для работы в труднодоступных условиях высокогорья, жаркого и влажного климата; данная модификация имеет французкий двигатель, обеспечивающий потолок в 7500 метров.

Ка-226т.

Это многим известный Ка-52 "Аллигатор". Для меня его съёмка представляла определённую проблему: вертолёт слишком быстрый, вместе с тем хотелось не "заморозить" его винты. Поэтому куча смазанных кадров, в результате, попала в корзину.

Ка-52 "Аллигатор".

Следом за "Аллигатором" выступал Ми-28 НЭ. "НЭ" означает "Ночной охотник", экспортный вариант. Наверное, это лучший сегодня российский боевой вертолёт. Сколько-то лет назад я краем уха слышал о конфликте между конкурирующими марками вертолётов Ка и Ми: военные тогда критиковали "Чёрную акулу"(Ка-50) и защищали проверенные временем и реальными боевыми действиями Мили. Позже википедия приводит мнение Балуевского(2005 год), говорящего, что Ка-50 и Ка-52 необходимы для подразделений спецназа, хотя при этом основным боевым вертолетом будет Ми-28Н. Так или иначе, на авиасалоне демонстрируются лучшие и самые современные модификации российской вертолётной техники, готовые к поставкам как для своих войск, так и для экспорта.


Ми-28 НЭ.

Ми-28 НЭ приветствует зрителей огнями своих фонарей.

Наконец, появляется Ми-26Т2. Экипаж вертолёта быстро убеждает публику, что, несмотря на свои размеры, этот гигант способен творить над землёй чудеса. Я приводил в первой части поста фото этого вертолёта на земле, когда его транспортировали на место взлёта. Здесь о его размерах просто забываешь.

Ми-26Т2.

Вертолёты отработали свою программу, уступив место самолётам. Снимать исребители для меня было менее интересным. Здесь во время съёмки мало что можно придумать нового. Как эффектно заснять фигуру высшего пилотажа одной тысячной выдержки? Как выгодно запечатлеть пилотажную группу, летящую "крыло к крылу"? Главное, подобрать корректную экспозицию. Подгадать момент, когда самолёт появится на фоне какого-то облака. Или запечатлеть момент поворота с дымовым шлейфом. Пожалуй, единственное новое, что я видел у других фотографов - съёмка истребителя на фоне солнца с максимально зажатой диафрагмой и короткой выдержкой. Технически это сделать непросто. За всё время я пару раз получал самолёт на фоне солнца, но параметры экспозиции, конечно же, поменять не успевал.

Су-35, посадка.

Французкий Рафаль (RAFALE) мне уже приходилось снимать на прошлом МАКС-2009, там я снимал более длиннофокусной оптикой, и снимки получились неплохие (можно посмотреть по приведённой выше ссылке). Диктор сообщил, что самолёт принимал участие в боевых действиях. Отчего у меня стойкая подозрительность к такого рода "принимавшим участие" иностранцам? Не этот ли Рафаль бомбил недавно Ливию, наплевав на право ливийцев на самоопределение и помогая союзной американцам Алькаиде?

К зрителям изредка подходят члены иностранных экипажей, отлетавших свою программу, раздают автографы, какие-то рекламные брошюры.

RAFALE, посадка.

Далее выступала группа экипажей из Вязьмы на пяти чехословацких учебно-тренировочных самолётах Л-39. Были показаны групповой взлёт, проход над публикой в плотном строю, различные дымовые эффекты, с помощью которых были начертаны в небе сердце со стрелой и многое другое.

Пятёрка Л-39.

Четвёрка Су-27 продемонстрировала приёмы ведения воздушного боя. Честно говоря я совершенно не мог уследить за деталями этого боя сквозь стекло фотоаппарата.

Четвёрка Су-27.

В небе появился летающий дом. Именно с домом сравнивают многие новый европейский Airbus A-380. Это был самый большой пассажирский самолёт на авиасалоне.

Airbus A-380.

Следом появился Сухой Superjet 100, и он казался просто карликом по сравнению с предыдущим монстром. И это при том, что Superjet вмещает 75 или 95 пассажиров (в зависимости от модификации).

Sukhoi Superjet 100.
Sukhoi Superjet 100, посадка.

На взлётной полосе появился F-15, заметно, что у него очень малый разбег: взлетает он, почти мгновенно набирая скорость. Своей скоростью этот истребитель и запомнился больше всего, каких-то особенных фигур высшего пилотажа он не показывал, а носился перед толпой на форсаже с диким воем турбин. Диктор объявил, что самолёт принимал участие в боевых операциях. Ага, знаем: расстреливал, небось, ракетами с безопасного расстояния безоружных сербов, иракцев, афганцев и т.д. Сегодня они там, а завтра прилетят к нам. Надеюсь, что наши ПВО никогда не допустят подобные самолёты к столице и другим городам страны (о размещении средств ПВО и американских самолётов на авиасалоне хорошо рассказал В. Шурыгин в упомянутой ранее статье).

F-15.

А так некоторые зрители защищали уши от шума F-15.

Способ защиты от рёва турбин F-15.

У иностранцев многое в показательных полётах рассчитано на зрелищность, на то, как сильнее впечатлить зрителей (впрочем, в какой-то мере, как и у нас). Взлёт и приземление, скорость, мощь своих турбин F-15 продемонстрировал на должном уровне.

F-15, гарцевание при посадке.

Под музыку вальса в небе показался Ту-214, плавно покачивая крыльями и, действительно, напоминая некое грациозное создание.

Ту-214.

Ту-214, посадка.

Где-то после обеда стало совсем уже припекать. Я почувствовал, что руки мои сильно обгорели. Натянул на голову купленную за день до события на ближайшем рынке рыбацкую панаму, чтоб как-то снизить влияние светила. Благодаря этому лицо не болело к вечеру как руки. Полуденное солнце стояло в зените и светило прямо в глаза, снимать стало сложнее, да и просто смотреть в небо было непросто. К слову сказать, при съёмке против солнца объектив 70-200 показал себя отлично: бликов на снимках не было.

На взлётной полосе появились друг за другом И-16 и Миг-3 - самолёты, на которых мы воевали в ВОВ. В это время нагретый солнцем воздух начал оказывать влияние на качество снимков. Позже, рассматривая полученные результаты, я увидел, что получился очень удачный кадр в стилистике послевоенных лет - как-будто нарисованная кем-то красками картинка.

Миг-3.

Диктор рассказал целую историю о И-16. Если не ошибаюсь, этот самолёт был сбит в годы войны, позже найден и восстановлен. А теперь этот самолёт поднялся в воздух вместе с Миг-ом, трогательно подчеркнув связь времён и лучшие традиции советской авиатехники.

И-16.

Кстати, оба эти самолёта мне припомнились по отличной игре "Ил-2, штурмовик". Помнится, я регулярно сваливался в штопор на этом Миг-е.

Миг-3, посадка.
Миг-35, посадка с тормозным парашютом.

Су-35.

Шестёрка Миг-29 начала групповой пилотаж. Это было последнее выступление по-программе полётов.

Шестёрка Миг-29.
Миг-29 с иллюминацией.
Группа Миг-29 на фоне облака.

Всегда поражаешься, какому риску подвергаются пилоты, ведя самолёты на таком близком расстоянии друг от друга. Диктор заверил, что это никакая не бравада, это отработка приёмов взаимодействия и навыков управления, которые можно назвать высшим пилотажем.

Полёт на предельно близком расстоянии между самолётами.

Последнее выступление. Я заспешил на выход - хотелось немного опередить большую часть толпы. Путь назад такой же, как и на авиасалон: автобус, элетричка. Добравшись до ж/д платформы, пришлось стоять минут 20 в ожиданиии следующего поезда. За это время прибыло много народу. Оказывается, можно было на автобусе доехать до предыдущей остановки электрички и свободно занять сидячее место. Вместо этого пришлось лезть в переполненный вагон, стоять в тамбуре в духоте и ужасной давке. Это очевидный просчёт организаторов: с электропоездами нужно было что-то придумать более толковое.

День закончился, оставив массу впечатлений (хороших и не только) и снимков от поездки на главный авиасалон нашей страны.

Миг-29, завершение выступления.

1 комментарий:

  1. Отличный отчет,фотографии потрясающие,как точно вы подметили про Американцов (несчастных трусов, которые думают, что они самы лучшие, только и могут что срелять в безоружных и мирных жителей) По крайней мере наша оружие технически превосходит их во всем. И это радует))

    ОтветитьУдалить