воскресенье, 23 декабря 2012 г.

Красная осыпь, конец лета.

Решил сделать себе небольшой отдых и съездил домой. К этому времени приехали родственники, поэтому решили вместе куда-то выбраться на природу с палатками - провести последние дни лета до начала осенних затяжных дождей.

Поехали выбирать место, долго плутали... От тех или иных вариантов останавливало то, что не везде можно было проехать: дороги - дрянь, а дождями за предыдущие дни налило воды столько, что она не успевала высохнуть (видимо, в этом сезоне уже и не высохнет), настоявшись в глубоких вездесущих лужах. В конце концов, поплутав изрядно, выехали на песчаный берег Вятки у деревни чуть выше Красной осыпи, там и остановились. В первую же ночь я взял штатив и прочее оборудование и отправился на широкую песчаную косу перед осыпью снимать лунные отражения и всё, что удастся заснять в это время.

Лунный пейзаж.

А вот это очень интересное фото получилось из разряда "попробуй догадайся, где тут верх, где низ; отгадайте, что это такое и т.п.":

Отражение луны.

По утру решил сделать то, что давно хотел, но никак не получалось: отправиться на Красную осыпь, побродить там везде, покарабкаться по кручам, поснимать. Шёл окольным путем со стороны реки, огибая затончик, еще не зная, получится ли через затон перебраться или придется возвращаться и добираться до осыпи через лес. Раньше вода у берега была глубже, но русло каждый год "гуляет", нынче вот совсем мелко - позже мне удастся перейти затон в сапогах.

Обмелевший затон, на заднем фоне - осыпь.

Вскоре вышел на пляж - здесь я ночью снимал лунные пейзажи. Стало жарко, пришлось понемногу раздеваться. Ниже на снимке - следы жизнедеятельности и передвижений различной водной живности - ракушек и всяких других моллюсков.

Следы.

Широкая песчаная коса в одном месте резко опускается на метр- полтора. Получившуюся низину всегда заливает весной, а сейчас уже нагретый солнцем воздух колеблется над ней и искажает восприятие. Я ожидал, что на этом полуостровке могут быть цапли и немного замедлил ход. Когда увидел первую цаплю, сразу лег в песок и пополз. Понемногу открывалось пространство низины, а в нём - около пяти цапель. Многие стояли на одной ноге, я до сих пор не соображу, куда они девают вторую ногу во сне.

Цапли.

Цапли в наших местах - чрезвычайно осторожные крупные птицы, приблизиться к ним на 30 метров - уже достижение. Я всегда с удивлением рассматриваю чужие снимки ловли цаплями живности в болоте - для меня это весьма сложное дело, и снимать так можно разве что из скрадка после долгого выжидания. Однажды мы проплывали на лодке по Вятке мимо островка, на котором находилось около сотни цапель, жалко, что не удалось снять тогда эту кучу.

Ну, а к моим птичкам, еще сонным после холодной ночи, понемногу возвращалась присущая им осторожность, и по мере моего приближения они поднимались в воздух и покидали низину. Ни одного качественного фото мне не удалось сделать, далее на снимке видно, как нагретый солнцем воздух искажает картинку:

Атмосферные искажения.

Зато здесь отличные пейзажи: много воды кругом, разные полуостровки, заливчики, следы на берегу, а на заднем фоне - Красная осыпь.

Здесь гуляли цапли.

Чтоб добраться до осыпи пришлось долго бродить вдоль затона по топкому илистому дну, пытаясь найти брод. Кое-как это удалось (на обратном пути уже не получилось перебраться - чуть не оставил в грязи сапог, и пришлось возвращаться в лагерь по лесу).

Я наконец добрался до крутого песчаного склона осыпи и осмотрелся.

Борьба стихий.

Сверху на краю обрыва идёт постоянная борьба деревьев против эрозии почв: после каждого дождя, а также каждой весной во время половодья, песок размывается, корни ослабляются, часть деревьев падает вниз. Склон усеян телами проигравших в этой бесконечной войне.

Взгляд назад.

А это вид сверху на пройденный мною путь: прямо находится мелководный залив, левее - илистый полуостров, далее широкая песчаная коса, где снимал цапель, и под высоким берегом до горизонта течет Вятка. Снизу - створный знак, который проплывавшие когда-то суда видели издалека.

Вид вдоль берега.

Посередине осыпи - что-то вроде тропки - более твердый слой песчаников, менее подверженный разрушению стихии, вдоль него можно без особых усилий идти.

А эта фигурка, вымытая в песке потоком воды, напоминает скульптуру, вылепленную неведомым мастером:

Божок.

Я прошел достаточно, наснимал кучу всего, пора возвращаться назад. Из живности на осыпи заметил только несколько птиц вдалеке над лесом. Ласточки-береговушки уже покинули свои гнёзда. На берегу заметил следы мелкого зверька - куницы, хоря или кого-то еще. Да, вот заснял ящерку:

Ящерка.

В этом месте на краю обрыва борьба за высотку носит переменный успех. Часть сосен уже погибла, но всё ещё удерживает свои позиции. Далее идет пехота - молодая поросль нескольких лет от роду, а за ней - тяжелая техника - хвойные великаны. Песок наступает...

Хвойное воинство.

А это еще одна ящерица, умело маскируется на коре дерева:

Ящерица на стволе.

На следующий день была предпринята поездка за грибами. Было обнаружено невероятное количество белых. О них - в следующем посте, пока только одно изображение:

Белый.

А это деревенская собака по имени Пуля - молодая глупая сука, которая частенько наведывалась к нам в лагерь. Очень забавная - пыталась играть со всеми, а ночью поднимала лаем весь лагерь на ноги, загнав на дерево... деревенскую же кошку.

Собака Пуля.

В последний день пошел дождь, палатки складывали полусырыми. На обратном пути ехали без происшествий.

Дорога, дождь, грязь. Обратный путь.