суббота, 26 сентября 2015 г.

Ранняя осень, сентябрь.

Нынче в первой половине сентября совершил ряд поездок по разным вятским местам. С погодой не очень повезло, учитывая, что перед этим и после было солнечно и тепло. А в это время лил периодически дождь, было пасмурно, сыро и весьма прохладно, особенно по ночам. Тем не менее данное время года тоже имеет свое очарование - с постоянными изменениями в природе и капризами небесной канцелярии, когда хмурые дни вдруг ненадолго уступают место солнечным, в момент ярко расцвечивая листву деревьев и другую растительность всей палитрой красок. Ну а без дождей что за осень?!

Перекресток.

Здорово вновь проехать по песчаным луговым и лесным дорогам, побывать в знакомых местах. С непривычки глаза не сразу привыкают к смене окружения. Начинают непрерывно сканировать все вокруг, когда держишь в руках фотоаппарат, а через несколько дней и без него глядишь на все, что видишь, по-другому. Тело тоже болезненно реагирует на смену ритма жизни - с суетливого городского - на размеренный сельский. Походка меняется, становится то вкрадчивой, то ускоренной, внимание и слух обостряются. Здорово быть гибким и плавным.

Золотой дуб.

Остановка. Грибы. Нынче белых очень мало, но вот несколько штук обнаружили. Впереди - аллея с высокими соснами по сторонам и длинной "зеброй" теней на дороге.

Аллея.

Вновь приехали на Чертову Яму. Нынче бобровой плотины нет.

В прошлом году приезжали с отцом сюда порыбачить на перволедье, но на лед спуститься не рискнули - слишком тонкий. После осмотра местности я решил, что вначале вода замерзла, образовался тонкий слой льда, потом под напором воды плотину прорвало, при этом правую ее часть просто смыло. Уровень воды сразу упал почти на метр, лед осел, поломавшись по берегам и начал снова подмерзать. К моменту нашего приезда тогда он был толщиной не больше трех сантиметров. Мы уехали в начало затона, где уже можно было ходить по поверхности, не боясь провалиться. С тех пор странным образом в Чертовой Яме перестал клевать крупный хищник, ни одной щуки тут не поймали.

Перволедье.

Распаковались, поставили палатку, организовали стол. Змей нынче не было совсем. Скорее всего уже легли в спячку. Вечером немного порыбачили.

Утром встали часов в шесть. Ох, не привык я так рано вставать. Но надо, иначе ничего не снимешь и не поймаешь. На луга опустился не очень густой туман:

Туман на лугах.

Прикрутил к объективу свой универсальный зум Sigma 150-600 Sport, прошелся. Еще недостаточно светло для съемки телевиком, да и не встретил никого из живности.

Сосновые почки.

Нынче в "Доме рыбака", как говорят, понастроили всего для отдыхающих. Судя по всему, в это время там заселились охотники и на УАЗ-ах стали регулярно проезжать мимо нашей стоянки. Только мы спустили лодки на воду и начали рыбачить, как услышали эхо моторов. Я глянул в сторону плотины - по берегу спускались к броду лоси. Видимо, их спугнули машины, и они осторожно отходили от нарушителей покоя. Эх, фотоаппарат еще не успел достать. Вынимаю, включаю. Толкаю лодку веслами, пытаюсь встать на ноги, чтоб приподняться над мешающей растительностью. Делаю несколько кадров. Передний лось оборачивается, большими ушами оценивает опасность, смотрит в мой большой "глаз", продолжает движение. Снова опускаюсь на сиденье, выгребаю к проходу. Зверей больше не видно...

Лоси у брода.

Я не большой знаток, но кажется, что это мамаша с лосенком одного-двух лет.

Возвращаюсь на стоянку. Горячий с кипяченой на костре водой кофе - роскошь на природе.

Можно снова поплавать. Узкий протяженный затон (или староречье) в досточно безлюдной местности - отличное место для съемки. Рыбаки в этой части водоема бывают достаточно редко - здесь обычно сложно что-то поймать. Здорово просто плыть в тишине, слушая как падают в лесу высохшие листья, и ожидать интересных кадров.

Прошел почти год с момента разрушения плотины, странно, но бобры не пытаются ее восстанавливать. Они здесь есть, видны следы свежих погрызов. Если упадет в воду это дерево, то перекроет весь затон:

Работа бобров.

Как уже говорил, крупный хищник перестал клевать в Чертовой Яме. Загнал лодку в кусты, отложил спиннинг, забросил другую удочку и стал ловить сорожку. В один момент поднял глаза от поплавка - отличная картинка:

Лесной берег в лучах заходящего солнца.

Лукич почему-то вспомнился:

Бабье лето, бабье лето

Желтой листвы костерок

Дай мне в бою ненамокшего кремня

Плавный ружейный курок.

Да, плавный спуск затвора фотоаппарата мне очень не помешает...

А это сама плотина. Видно, какая нынче высокая вода:

Вид на плотину.

На следующее утро я вновь отправился на лодке вдоль затона. Все дни дул довольно сильный ветер, и только в это время его не было. Как правило, можно было спокойно плавать, снимать, рыбачить часов до восьми, потом приходилось уже приспосабливаться. При чем ветер дул прямо вдоль затона к стоянке. Поэтому имело смысл пораньше проплыть на лодке как можно дальше, а обратно возвращаться почти как под парусом, только чуть поправляя курс движения веслами.

Я доплыл почти до главного поворота затона, когда заметил, что в ветках дерева на берегу кто-то шуршит. Взглянул и сразу понял, что это куница. Отложил спиннинг, взял фотоаппарат. Дальше выкладываю сразу кучку фотографий со зверьком - нечасто я его встречаю.

Лесной зверек.

Для съемки еще не самое лучшее время, параметры: ФР 600 мм, ISO 2000-3000, выдержка 1/250, диафрагма f/6.3. Прежним объективом Nikon 300mm f/4D с конвертером я бы вообще ничего не снял в таких условиях. Стаб Сигмы очень даже выручает. Выдержку бы покороче для такого фокусного расстояния - слишком уж подвижная модель, но по-другому нельзя.

Первый кадр был сделан еще издалека, пытаюсь подплыть поближе. Куница ловко крутится в ветках, то и дело меняет положение гибкого тела. Что она делает?

Крушину ем.

А, наконец вижу, что она что-то объедает. Крушину. Ветки достаточно тонкие, тем не менее она показывает чудеса ловкости, выполняя почти акробатические трюки нисколько не хуже белки, я даже не понимаю, как и за что держатся ее задние лапы:

Акробатика.

Потом зверек соскочил с дерева и исчез из виду, только был слышен шорох среди опавшей листвы на земле. Я решил, что мы с ним попрощались, но продолжал тихонько грести вдоль кувшинок у берега. Вдруг метрах в 15 впереди меня куница пробежала по упавшему когда-то в воду стволу дерева и поплыла на другой берег:

Вплавь.

Там она остановилась в высокой траве, потом было какое-то скрытое движение, затем послышалось, как что-то хрустит или кто-то грызет. Я подплыл уже совсем близко и был всего в трех метрах от берега, можно было разглядеть, как куница что-то рвет зубами. На берегу разглядел кучу темных перьев. Видимо, какая-то крупная птица.

Зверек обалдел от моей наглости, сделал несколько прыжков вверх по берегу, обернулся и, гляда на меня черными бусинками своих глаз, довольно грозно зарычал: "Ыыыы", потом побежал вверх и скрылся. Какой ты страшный. Ладно, оставлю тебя в покое.

Грозный хищник с когтями.

Когда я проплывал обратно, снова услышал хруст птичих костей. Ага, вернулся к своей добыче. Делаю последний снимок, он получился самым качественным в серии:

Полуоборот.

Обратно возвращаюсь на стоянку, как и планировал, подгоняемый ветром. Можно сесть, расслабиться и глазеть по сторонам. Обожаю это место.