четверг, 4 ноября 2010 г.

На бакалдах, осень 2010

Почему "бакалды"? Значение слова я выяснил только сейчас - из словаря Даля: "Бакалда - глухой заливец, поемная яма, колдобина; ямина, которая заливается водой по весне и остаётся как бы озерком...". Напротив деревни Мухино, ныне дачного посёлка, по левой стороне Вятки на несколько километров растянулся залив, взявший название от этой деревни - Мухинский.

Затон заканчивается небольшим расширением, а между ним и вышележащим в трёх километрах севернее озером Казанское (подле деревни Суши) раскинулась целая цепь иногда связанных между собой протоками небольших озёр-болотцев. Это и есть бакалды или пойменные озёра.

Дорога за пос. Почтовый.

Кстати, немного покопавшись в интернете, я наткнулся на историю данного региона, узнал много интересного. Оказывается, например, в районе деревни Суши была найдена стоянка древнего человека, её возраст - около 15 тыс. лет, здесь жили когда-то предки сегодняшних удмуртских и марийских народов. Кроме того, я узнал, что среди местных водоёмов одно из озёр носит название "Бакалды". Так что, возможно, здесь есть некоторая путаница в названиях, тем не менее название "бакалды" у нас прижилось, почему бы и не называть эти озерки бакалдами.

На Мухинский затон приходить можно в любое время года - порыбачить, просто побродить с фотоаппаратом - здесь всегда можно найти интересные сюжеты для съёмки. В былые времена мы приходили каждую осень в эти места порыбачить и попечь картошку.

Последние несколько лет мне крайне не везло с погодой: каждый раз, когда я выбирался из Москвы в эти места, я попадал под моросящий осенний дождь. Обычно я выходил с утра, когда дождя ещё не было, переправлялся на другой берег, шёл по лугам до затона и вдоль него на сколько позволяли время и погода. Дождь всегда усиливался после обеда, я вымокал до нитки, аппаратуру спасал только мой рюкзак.

В этот раз с погодой повезло больше: было пасмурно, а, порой, облака расходились, и выглядывало негреющее уже в это время года солнце. Попасть на бакалды пешком довольно сложно, попросту это далеко от города и идти нужно по лесной дороге и тропам, к тому же переправы через Вятку сегодня как таковой нет - вместо ходившего когда-то парома только один частник с моторкой.

Есть другой способ добраться - через мост на машине. Дорога - типичная для Кировской области - колдобины да ямы, разбитый асфальт, которые сменяются за посёлком Почтовый грунтовкой. Через километр сворачиваем на лесную дорогу, проехать вроде можно. Нам встретились рыбаки, ставящие сеть на одном из озёр, кое-где слышались голоса - местные собирают оставшиеся ещё грибы - в основном это грузди и опята.

Пытаемся проехать вдоль бакалд ещё дальше, я выхожу и иду пешком, чтоб всегда быть начеку и не пропустить интересный сюжет. Выхожу на протоку, рассматриваю обгрызенные деревца - бобры натащили их целую груду, здесь есть небольшое течение, и вода переливается через плотину. Вдоль берегов характерные для осени пожухлая трава, красные, жёлтые, зелёные краски деревьев - осин, рябин, берёз, дубов. Опавшая листва под ногами умиротворяюще шуршит и шелестит. На мне сапоги - необходимая для этой погоды обувь.

Развилка.
Берёзы над протокой.

Одно озерко заканчивается, и начинается другое. Иногда их объединяют протоки, иногда между ними просто топкое место. Я вышел на открытое место, под ногами чуть заметная дорога, здесь небольшая возвышенность, покрытая травами. Вдали уже виднеется деревня Суши. Далеко я забрался. Впереди цепь бакалд сходит на нет, а дальше открывается широкое озеро Казанское. Я бы не назвал озеро живописным - открытое место со скудной растительностью по берегам, хотя дальше оно сужается, по берегам появляются вековые дубы и вся эта нарядная осенняя одёжа, и далее впадает узкой протокой в Вятку. Но туда мы добираться не планировали, бакалды здесь заканчиваются, нам надо проехать в обратном направлении. Так и делаем.

По пути я вижу одинокий куст боярышника, собираю несколько ягод. Боярышник здесь редкость, мне он встречался пару раз всего. По вкусу он такой же как и шиповник.

Обратно до развилки, с которой мы поехали вверх, добираемся быстро, дорога уже хорошо известна. И проезжаем дальше. Я вижу тех рыбаков на резиновой лодке, они уже высаживаются на берег, поставив сети. Уезжают. Это хорошо, теперь на фоне леса, воды совсем не заметно следов человека и можно снимать.

Останавливаюсь возле узкой протоки, между берегами здесь всего метров пять. Поваленное дерево, несколько склонённых над берегом берёз привлекают моё внимание. Здесь вода в протоке почему-то кажется непрозрачной, но мне это неважно. Снимаю, иду дальше.

Одна из бакалд превращается в длинное озеро.
Берёза.
D300, Tokina 11-16, 11мм, f/5.6, 1/100, +1.0EV, iso 200
Вид на озеро сквозь листву.
Дубовая ветка.
D300, Tokina 11-16, 11мм, f/5.6, 1/800, +0.3EV, iso 200
Берёза в контровом свете.
D300, Tokina 11-16, 11мм, f/5.6, 1/800, +1.3EV, iso 200

Здесь я с родителями разошёлся, они поехали немного назад, чтобы найти место и развести костёр, а я хотел прогуляться до Мухинского затона. К слову сказать, я до него так и не дошёл - далековато оказалось, мне к тому же пришлось немного поплутать - одно озеро выводит на возвышенность, другое в низину с болотом, пришлось несколько раз возвращаться. Те рыбаки, которых мы видели, проехали ещё дальше и, видимо, спугнули стаю уток.

У меня к вспышке прицеплен BetterBeamer. Утки дали широкий разворот над лугом и пролетели надо мной, я успел сделать несколько кадров. Впрочем, снимки я здесь не размещаю, видом уток на фоне неба нынче никого не удивишь.

Вышел на дорогу, по которой можно ездить на мотоцикле или на проходимой машине, а затем попадаю на луговину. Здесь открывается вид на Вятку и холмы за ней. Далее вдоль дороги растут многолетние могучие дубы. Под ногами расстилается ковёр из опавших листьев и желудей. Здесь круглый год чувствуют себя вольготно сойки, жёлуди - их любимое блюдо, они делают запасы на зиму в укромных местах. Единственные конкуренты для этих птиц - кабаны, которые тоже непрочь отведать желудей.

Возвращаюсь, срезая путь по широкой луговине. Оказывается, отец долго разжигал костёр, так как ветки и опавшие сучья на земле отсырели и долго разгорались, всё же огонь уже занялся, трещат и дымят сырые дрова. Вскоре появились горячие угли, осталось раздвинуть костёр, засыпать ими картошку и подождать.

Печёная картошка - в большей мере традиция, тем не менее она идёт на ура, её вкус ни с чем не спутать. Приготовить что-то подобное в других условиях не получится, нужен настоящий костёр.

Дорога обратно. Вечереет. Яркое холодное солнце наконец пробилось сквозь тучи и воспламенило своими лучами пожухлую ещё неопавшую листву. В это время года небо особенно глубокое и синее, убранство лесов особенно яркое. Разнообразие цветов в палитре красок неба, воды и яркой листвы создаёт неповторимое очарование короткого бабьего лета. Ещё немного, и вся природа вмиг стряхнёт с себя остатки этой роскоши, нахмурится низкими тяжёлыми облаками, затяжными дождями и замрёт в ожидании первого снега и стужи. И неизбежной весны...

Вечерний пейзаж, дорога домой.
D300, Nikon 35/1.8, f/5, 1/250, iso 200

4 комментария:

  1. Лет 10 подряд косили сено на мухинском затоне, отличный обзор, спасибо огромное, вспомнил родные места.

    ОтветитьУдалить
  2. На этих выходных туда планирую)

    ОтветитьУдалить
  3. Евгений Бушков18 сентября, 2012 12:03

     Успехов!

    ОтветитьУдалить