понедельник, 18 октября 2010 г.

Использование Better beamer.

Better Beamer(BB) - это приспособление для вспышки, использующее линзу Френеля для увеличения диапазона работы вспышки при работе с объективами длиннее 300 мм, и используется в основном для фотоохоты.

Общие сведения.

Для начала, чтоб самому не сочинять, приведу данные со странички (page) о том, какие преимущества даёт BB:

  1. Увеличивает мощность вспышки на 2 2/3 стопа.
  2. Позволяет снимать с прикрытой диафрагмой на большем расстоянии до предмета съёмки.
  3. Позволяет уменьшить расход аккумуляторов вспышки на 2/3.
  4. Весит всего около 70 г.
  5. Надёжно удерживает линзу Френеля без её изгибаний/колебаний на ветру.
  6. Простая и быстрая установка и разборка.
  7. Помещается в сложенном виде в карман.
BB в разобранном виде: два держателя, прикрепляющиеся к вспышке ремешком с липучкой, и сама линза Френеля.

BB и законы физики на практике.

Что в первую очередь сбивает с толку фотографа, первый раз использующего вспышку с BB, так это то, что результат работы вспышки при разном положении её зума оказывается обратным ожидаемому. Например, вы снимаете на большом удалении зверюшку, зум вспышки в положении 85 мм, получаете тёмный кадр со светящимися глазами субъекта съёмки. Думаю, чтобы объяснить, почему так происходит, можно обратиться к законам физики, однако нам здесь интересно только тенденция - как меняется результат, а не почему. Так вот, чем больше зум, тем шире и слабее результирующий пучок света. И наоборот, чем меньше зум, тем уже и мощнее пучок света. Чтоб не путать фотографов, фирма производитель рекомендует устанавливать зум вспышки в 50 мм. Однако нужно помнить, в какую сторону изменится результат съёмки при смене настроек вспышки, чтоб в реальных условиях знать, какие настройки и как менять.

Другой момент заключается в том, что оси вспышки и камеры не параллельны. Они пересекаются в какой-то точке. Автор странички (page) утверждает, что, по его измерениям, эта точка пересечения осей находится в 10 футах(~ 3 м) от камеры.

Схема показывает точку схождения осей вспышки и камеры.

При работе в обычном режиме вспышки этот факт мало что меняет, в режиме TTL все значения зума вспышки давно выверены производителями и автоматически синхронизируются со значениями положения зума объектива. А при работе с BB всё немного усложняется. Если рассуждать логически, чем дальше объект съёмки, тем шире должен быть пучок света, чтоб компенсировать расхождение осей воображаемых линий вспышки и камеры с объективом. Но если мы будем расширять пучок света, результирующая мощность вспышки будет падать. В результате наш субъект съёмки окажется едва освещённым, т.е. кадр получится недоэкспонированным. Что делать? Во-первых, для начала нужно воспользоваться рекомендацией и установить зум вспышки в положение 50 мм. Во-вторых, при каждой установке BB на вспышку делать пробные кадры и регулировать положение линзы Френеля на держателях, благо, это легко делать за счёт липучек. Проще говоря, когда мы линзу закрепляем чуть выше на держателях, расстояние от камеры до пересечения осей становится больше, появляется возможность использовать более узкий пучок света и получать его необходимую мощность. Единственный способ добиться нужного результата - метод проб и ошибок. Но не всё так сложно на самом деле, достаточно 1-3 пробных снимков сразу после установки BB на вспышку.

BB в собранном виде. Положение линзы можно менять за счёт липучек.

Ниже представлены 2 кадра. Что это - снимки сумасшедшего или примеры абстракционизма?

Неправильная экспозиция: BB требует поправки.
Приемлемое распределение света по кадру.

Это "пристрелочные" кадры, сделанные с одинаковой экспозицией и в одном и том же месте. Здесь сфотографированы разные деревья, я не нашёл, где бы было сфотографировано одно и то же дерево - такие снимки обычно сразу же удаляются. Впрочем, здесь и так всё очевидно: на первом кадре дерево освещено неравномерно, верхняя его часть не освещена, на втором, после поправки линзы, всё нормально.

После того, как вы освоились с работой BB, можно попробовать менять настройки вспышки, в частности, изменение её зума. Общий подход здесь такой: чем дальше зверушка, тем меньше должно быть положение зума(меньше 50 мм), чем ближе - тем больше увеличиваем зум (больше 50 мм).

Поправка экспозиции вспышки.

Если есть надобность дополнительной коррекции мощности вспышки, то можно использовать поправку экспозиции вспышки. Не забывайте, что системы замера экспозиции вспышки и камеры работают независимо друг от друга, поэтому поправка экспозиции камеры влияет лишь на общую экспозицию получаемого изображения. Тем не менее, возможна ситуация, когда вы находитесь в условиях низкой освещённости. Тогда можно попробовать не жертвовать чувствительностью ISO, выдержкой, диафрагмой и возможностью снимать с рук, а просто полагаться на вспышку как главный источник света. Несмотря на кажущуюся бесперспективность такой съёмки, можно получать интересные результаты. Мне здесь похвастаться не чем, поэтому я просто сошлюсь на удачные примеры из книги А. Морриса "The art of bird photography II".

Особенность при работе с режимом Autoiso.

Ещё одна особенность съёмки с BB - невозможность использовать режим камеры Autoiso. Я это обнаружил случайно на своём D300 во время прогулки в лесу и не мог понять, почему Autoiso перестал работать, когда я включил вспышку. Вернувшись домой, я проверил всё в спокойной обстановке, а также заглянул в интернет. Всё нормально, так и должно быть, камера не испортилась, просто нужно принять тот факт, что вспышка совместно с режимом Autoiso не "дружит", и, как возможный вариант, использовать мануальный режим съёмки.

Можно ли избавиться от предвспышек?

Что требуется при съёмке очень осторожных животных и птиц? Как можно дольше оставаться незамеченным. Вспышка может вспугнуть, а может и не вспугнуть нашу модель. Тем не менее меня всегда интересовало, можно ли использовать вспышку без предварительных световых импульсов замера. Обычно в режиме TTL при синхронизации по задней шторке при спуске выполняется следующая последовательность: предвспышки и их замер вспышкой, открытие затвора, срабатывание вспышки, закрытие затвора. Как видим предвспышки могут успеть вспугнуть наш субъект съёмки в самом начале, при съёмке людей многие при этом ещё и моргают. Далее, в качестве примера, подразумевается вспышка Nikon SB-800.

В режиме A чувствительность ISO передаётся вспышке камерой, а значение диафрагмы приходится выставлять руками. За длительность светового импульса и его прекращение отвечает тиристорная схема вспышки, свет принимается на её специальный световой сенсор. Предвспышки не производятся.

Режим AA отличается от A тем, что и ISO, и диафрагма выставляются автоматически, но используется предвспышка. После чтения информации и некоторого обсуждения (page) стало ясно, что можно получить лучшие свойства обоих режимов A и AA , установив вспышку в режим беспроводного управления SU-4 совместно с AA. При этом все установки подхватываются вспышкой из камеры автоматически, а предвспышка не срабатывает.

Нужный результат достигнут? И да, и нет. Минусом является то, что теперь нельзя использовать режим высокоскоростной синхронизации FP, то есть при выдержках короче 1/250 c. Впрочем, если снимать со штатива на выдержках длиннее 1/250 с, то всё в порядке, кроме того, можно снимать и без BB, если вспышка установлена на расстоянии и управляется удалённо.

Я пробовал сравнивать работу режимов AA и TTL при установленном BB и без него. По моим результатам тестирования обычно при TTL вспышка срабатывала на большей мощности, к тому же точнее, всё-таки предварительный замер по идее должен давать более точный результат.

Осторожно - солнце!

Довольно часто мне встречалась информация в интернете о том, что использование BB против солнца может привести к печальным последствиям, приводятся также и фотографии сгоревших вспышек. Надо просто помнить, что линза Френеля может работать как увеличительное стекло и может испортить вспышку при съёмке против солнца.

Примеры использования BB

Вот пример не очень удачного использования вспышки и BB:

Сойка и жёлудь.

В данном случае слишком мощным оказался импульс вспышки, желательно было ввести отрицательную поправку экспозиции. Заметны тени, которые выдают использование вспышки, придающие неестественный вид снимку. Оказался "выбитым" зрачок глаза сойки. Впрочем, всё зависит от положения птицы, иногда этот эффект заметен сильно, иногда нет. При всех недостатках кадр несёт определённую познавательную нагрузку: вот как сойка ухитряется разбивать и клевать жёлуди - своё любимое лакомство.

Вот другой пример, который я считаю удачным:

Сойка с зёрнышком.

Пасмурный день - порой не самое лучшее время для съёмки, на помощь приходит вспышка с BB. На фото сложно различить вмешательство вспышки, это говорит о том, что вспышка сыграла положительную роль, не разрушив органичность снимка. При этом птица достаточно освещена, к тому же добавился небольшой блик в зрачке сойки.

За более подробными сведениями о работе со вспышками советую посетить чрезвычайно полезный блог Р. Макдональда(page), а о приёмах работы с BB - обратиться к книге А. Морриса "The art of bird photography II" (оба источника на англ. языке).

Комментариев нет:

Отправить комментарий