суббота, 27 июля 2013 г.

Переделка квартирного щитка.

Продолжаю описывать отдельные этапы ремонта своей квартиры. В этот раз расскажу, как переделывал врезанный в стену электро-щиток от застройщика. Сразу скажу, что в электрике я несилён и, честно говоря, изначально опасался браться за разводку электрики во всей квартире с нуля. Из практического опыта у меня - монтирование кучи розеток под напряжением в комнате одного из общежитий, разводка еще тогда алюминиевых проводов, различного рода конфликты по-поводу отключения этажных щитков и прочие бытовые моменты, о которых и вспоминать не хочется. Это всё, конечно же, не говоря о практике, связанной со специальностью и учебой по электронике, цифровой технике, компьютерам и т.п.Для систематизации своих знаний по электрике прикупил пару книжек, включая ПУЭ, изучал форумы, преимущественно на mastercity.ru. Особенно полезным оказался электро-хулиганский блог cs-cs.net, где описан реальный опыт работы по теме, включая подробный разбор отдельных моментов по трассировке кабелей, сборке щитков, штроблению и многому другому с множеством фотографий. Я списался с автором блога и получил много дельных советов, за что ему отдельное спасибо.

Что имеем в наличии.

Вот так выглядел щиток от застройщика:

Щиток от застройщика, внешний вид.

Вид со снятой внешней панелью:

Щиток, вид со снятой внешней панелью.

На фото можно видеть, что крышка подперта отверткой. Это сделано для того, чтобы она автоматически не закрывалась, потому что щиток установлен просто криво. Еще один явный огрех - сверху в щиток входит белый фазовый провод(один на всё освещение квартиры), а к своему автомату (внизу крайний слева) подходит коричневый. Не трудно догадаться, что длины провода не хватило для подключения, и монтажник использовал для коммутации обычный клеммник Wago. В щитке установлены автоматические выключатели(автоматы) и дифференциальные автоматы(дифы или диф.автоматы) от IEK. Дифы используются электронные (менее надежные, чем дифы другого типа - электро-механические), к тому же занимают 3 посадочных места на DIN-линейке щитка. Буду их менять.

Кабель, использованный для разводки, оказался вполне годным - 3x1.5 кв.мм для освещения и 3x2.5 - для розеток. Кажется, для электроплиты был протянут еще кабель 3x4 кв.мм, а это уже, по современным меркам, маловато - надо 6 квадратов. Тут надо упомянуть, что используемые в продаже кабели редко соответствуют заявленным площадям сечений. Если указано на кабеле, что он имеет 1.5 квадрата, например, реально он может иметь только 1.2 или 1.0 кв. мм. Я это выяснил с помощью штангенциркуля, а позже нашел подтверждение на разных форумах. На просторах интернета можно даже найти ГОСТ, в котором написано, что при производстве кабеля для контроля используется замер сопротивления на км длины, а не площадь сечения, которая является, по факту, ориентировочной.

Последним аргументом, убедившим меня в необходимости переделки и разводки всей электрики в квартире, было неудобное размещение розеток, выключателей, патронов освещения.

Штроба от щитка для разводки всех кабелей.

В один из выходных я вооружился болгаркой и перфоратором и вырезал штробу под щитком до пола. Дело это весьма шумное и пыльное. Пришлось заранее подготовить средства защиты - закрытые очки, строительные наушники, респиратор, бейсболка - так, чтобы всё лицо было закрыто. Само собой разумеется, что другая одежда тоже нужна и чем плотнее, тем лучше. Ну, и конечно, налобный фонарик (у меня мощный PIXA 3, специально предназначенный для строителей, но и на природе ночью тоже пригождается). При работе болгарки с сегментным диском по бетону пыль стоит такая, что на расстоянии вытянутой руки не видно ничего, а нужно следить за направлением и глубиной реза, так что фонарик здесь просто необходим. Последовательность действий такая: чертим по уровню мелом линии - края штробы, режем болгаркой по нанесенным линиям, выбиваем серединку перфоратором с "лопаточкой" в режиме долбления без вращения. По трудоёмкости последний пункт самый сложный. При выдалбливании узких канавок под укладку кабелей всё происходит очень быстро, здесь же штроба достаточно широкая, и выбивать приходится долго, потом руки еще долго гудят, вспоминая все джоули ударов перфоратора. Что касается ущерба несущим стенам, я в курсе, что штробление в неумеренных объёмах чревато, поэтому при ремонте я нигде не делал горизонтальных штроб, а вот такая крупная вертикальная - у меня одна (глубина где-то 3.5 см, ширина - около 20 см).

Штроба прорезана, внизу одиноко белеет короб нового щитка.

Поскольку на время первоначального ремонта я жил на другой квартире, там, параллельно с этой, шла работа по закупке комплектующих и сборке нового щитка. Так как место для него надо было освобождать, а электричество при этом по-прежнему было нужно, пришлось сделать такую времянку - прикрепить к стене на саморезы (к этому времени штукатурка уже была готова) DIN-рейки с автоматами. Питание освещения я пока оставил как есть, а к розеточным дифам подключал уже растянутые новые кабели и провода.

Времянка подключена.

Пришлось долго выкорчевывать фанерный ящик, в который был установлен старый щиток, чтобы выровнять дно и боковые стороны врезанной в стену ниши. Использовал Ротбанд с кусками от ПГП - в качестве заполнителя.

Далее растянул по всей квартире кабели в гофре с креплением к полу держателями-клипсами, проделал штробы и отверстия для подрозетников на месте будущих выключателей и розеток.

Растянуты кабели, установлены маяки, и прогрунтована основа будущей стяжки.

На фото видно, что уже установлены маяки для стяжки. В данном случае использовал профили ПП 28x27, но в дальнейшем от них отказался - разравнивать пескобетон удобно, но потом их выдирать и заравнивать сложно, к тому же в этом месте после полного высыхания стяжки образуются обязательные трещины.

Глазик бо-бо.

Да, еще одно отступление по-поводу техники безопасности. Там где летят стружки (деревянные ли, металлические), песок и т.п. всегда рекомендуется надевать защитные очки. А вы когда-нибудь видели, чтобы работники на улице при работе с перфоратором или болгаркой их носили? Или хотя бы перчатки? Я не видел. Так вот, в один из выходных я и резал, и долбил, всё время находясь в очках. А потом взял долото, чтоб вырубить перемычку между штробой и отверстием для подрозетника. Просто не хотелось брать тяжелый перфоратор для такой мелочи. Удар молотком по долоту - раз, другой - и получил в глаз. Ай! Потер глаз и продолжил. А потом появилась резь, потекли слезы. Видимо, кусок кварца ударил в глаз и отскочил, оставив порез, только я это позже решил, а тогда была неизвестность и страх частично лишиться зрения. Не буду рассказывать, как я добрался домой и как на утро, обнаружив, что не полегчало, разыскивал нужного врача (пройдя, спотыкаясь, через три поликлиники). Врачу я сказал, что занимался ремонтом.

- Так, болгаркой или перфоратором работал?

- Ага.

- Понятно, давай посмотрим поближе.

Видимо, работники с подобными травмами обращаются к глазному частенько.

Наконец, я получил диагноз - "скальпированное ранение роговицы", а также рецепт на мази и обезболивающее. Надо сказать, что особенность травмы в том, что каждое моргание глаза доставляет очень болезненные ощущения. Пытаешься растягивать время между морганиями глаза, понимаешь, что это глупо и бесполезно, ночью - совершенная бессоница. Я даже разработал свою методику моргания: закрыл глаз, отвел зрачок в сторону, открыл глаз - чтоб порез не раздражался веками. К счастью, травма оказалась быстрозаживляемой и без последствий, через неделю я уже почти ничего не чувствовал. Ну, а во время ремонта, когда укладывал стяжку, я про глаз забывал совсем - весьма тяжелая была работа. Отступление по технике безопасности здесь завершаю, а вы, наверное, можете извлечь из него свои выводы.

Сборка щитка.

Мною была разработана схема электрощитка, по ней всё и собирал. Вот эта схема:

Схема щитка.

Коротко пояснить её можно так. Вводный кабель подключается к контактору ABB ESB 63-40, который управляется реле напряжения, в качестве которого используется F&F CP-721. Используется способ с частично отключаемой нагрузкой, при котором отключаемая нагрузка коммутируется рубильником ABB E202, а также контактором, к которому этот рубильник и подключен. Данный контактор имеет 4 реле, то есть, например, можно коммутировать два ноля и две фазы. Два выхода (ноль и фаза) ушли на рубильник, следовательно есть возможность подключить неотключаемою нагрузку (холодильник, в моем случае) к оставшимся двум выходам контактора. Далее питание подаётся к нагрузкам: через автоматы - на световые линии, через дифы - на розеточные.

Для чего вообще нужен контактор и реле напряжения? Это полезно, если в сети прыгает напряжение, и настраиваемое реле напряжения может отключать нагрузку, если слишком низкое или слишком высокое напряжение может повредить бытовые электроприборы (например, холодильник). Реле напряжения может и обойтись без контактора, так как способно(по описанию) работать с током до 30А. Тем не менее в квартиру питание подается с 50 А диф.автомата на этаже, поэтому, для подстраховки, используется мощный контактор, способный безопасно отключать нагрузку, а также погасить возможную дугу.

Чтобы свести к минимуму количество соединительных проводов между элементами щитка, я использовал "гребенки" белого и синего цвета. Точное название - "Шины-гребёнки BS9 1/12 1P для автоматических выключателей дифференциального тока серии DS9 («АВВ»)". Это гребенка белого цвета, а BS9 1/12NA P - синего. Гребёнки позволяют объединить нули или фазы сразу целой группы диф. автоматов, а для подачи к ним питания требуется всего один провод. Это удобно и надежно. Также пришлось докупить к щитку шины для соединения проводов ноля и заземления(у меня их почему-то не было в комплекте) - "Шина ноль 12495 на 26 присоединений 80А для боксов ABB".

При выборе потенциалов диф.автоматов руководствовался здравым смыслом и расчетами. Для звонка и розеток на балконе использовался диф с ограничительным током 6А, для холодильника - 10А, для варочной(куда подведен кабель 6 квадратов) - 32А, на все остальные розеточные линии - 16А(розетки и не рассчитаны на больший ток). Для световых линий использовались автоматы на 6 и 10 ампер.

Сечение проводов подбиралось сообразно нагрузке и существующим стандартам: на световые линии - 1.5 кв.мм, на розеточные - 2.5 кв.мм, для варочной на кухне - 6 кв.мм, для подключения КУП в санузле - 4 кв.мм.

Инструменты.

Так получилось, что для разводки электрики и сборки щитка я прикупил два инструмента: Weicon Multi Stripper No400, а затем, для возможности обжатия наконечников НШВИ, и KBT WS-04.

Инструменты электрика.

Я даже хотел было написать небольшой обзор-сравнение этих двух инструментов с кучей фотографий, но не стал, потому что в процессе монтажа несколько раз менял мнение об их работе. Если коротко, Weicon я больше использовал при сборке щитка, когда надо было аккуратно обрезать провод или снять изоляцию, а с помощью KBT обжимал наконечники и использовал во всех других случаях. У Weicon особо понравился нож - очень острый, с двумя косыми лезвиями, и им удобно резать кабель, особенно с многопроволочными жилами. C помощью KBT немного быстрее снимать изоляцию, но он её разрывает, а Weicon режет, поэтому можно выбирать, где нужна скорость, а где - аккуратность. С помощью Weicon можно также разрезать изоляцию вдоль кабеля, но иногда при этом можно надрезать изоляцию проводов, поэтому нужен больший опыт, а я этой возможностью пользовался достаточно редко. В общем, пригодились оба инструмента.

А вот пример того, какими каракатицами выглядели зажатые наконечниками НШВИ провода, которыми соединялись элементы щитка:

Межмодульные соединения.

Для сборки щитка использовался провод ПВС 6 кв.мм разных цветов.

Подключение собранного щитка.

Параллельно работе по растяжке кабелей, укладке стяжки и штукатарки, сборке щитка, организации водопровода, канализации, укладке плитки, установке сантехники в санузле (об этом когда-нибудь сделаю отдельный пост), шла подготовка к переезду. Так получилось, что новый щиток я уже установил по уровню на своё место, закрепил саморезами, замазал Родбандом пустоты, но еще не успел подключить, когда мне пришлось уже заехать в свою квартиру. Привез утром с водителем свои вещи, затащил все сумки в квартиру, поставил их посреди комнаты и побежал на работу. А вечером, уже затемно, пришел домой, надел налобный фонарик и начал подключать щиток. При этом еще было неизвестно, правильно ли он был собран, ведь делал-то я это в первый раз. Жителям дома напротив было, наверное, забавно наблюдать, как некто бегал из комнаты в комнату в темноте с фонариком на лбу.

Новый щиток победно сигналит своими лампочками.

Толстую жилу вводного кабеля проблемно подключать вместе с несколькими многопроволочными проводами разного сечения к одному клеммному контакту контактора, поэтому я заранее закупил специальные соединительные клеммы на DIN-рейку. Точное название - "Клемма ZS10-BL проходная винтовая 508020 синяя 10мм2 ширина 8мм (ABB)". Клеммы взял синего и серого цвета(белого не было), соответственно, для подключения ноля и фазы. При этом жесткая медная жила ввода коммутируется с гибким проводом, обжатым НШВИ, который уже легко затягивается с другими гибкими проводами в клеммном контакте контактора.

Подключение клеммников и контактора с реле напряжения.

Когда вводный кабель был подключен, я пошел к этажному щитку, включил там свой входной диф.автомат и вернулся к себе в квартиру. Пока шел, услышал щелчок. Войдя, увидел, что белая лампочка на вводе горит, а зеленая на выходе - нет. Оказалось, что реле напряжения сразу же после включения сработало и отключило нагрузку в квартире - у меня немного повышенное напряжение. Поднастроил верхний порог реле, и питание подалось. Ура, подключение состоялось! Оставалось еще собрать столик, подключить компьютер и добраться до постели (старая входная деревянная дверь с матрасом).

Упомяну про еще один момент, касающийся реле напряжения F&F CP-721. На форумах описано немало случаев, когда это реле начинает гудеть после определенного времени службы. Мне оно приглянулось тем, что имеет крупный и информативный цифровой индикатор напряжения. При первом же включении реле загудело, но почти сразу перестало, и могу сказать, что у меня оно по-прежнему работает бесшумно, хотя уже прошло около года с момента подключения щитка.

Борьба со спрутом.

Мне еще нужно было подключить остальные кабели - до этого работали только старая световая и две розеточные линии. Вот так укрощался спрут из кабелей (у CS это называется укрощение Ктулху):

Кабельный спрут.

А здесь он уже укрощён:

Укрощенный кабельный спрут.

Так выглядит полностью подключенный щиток:

Полностью подключенный щиток.

В верхней DIN-рейке я оставил место для подключения автомата, если надумаю ставить кондиционер, и подвел для этого провода. Позже мне это действительно пригодилось - кондиционер я установил и подключил. А вот розеткой я так и не воспользовался. Возможно, в будущем я её уберу и поставлю на это место диф.автомат для кондиционера (взамен автомата).

Щиток, внешний вид, с открытой дверцей.

Если не ошибаюсь, щиток у меня используется ABB 12066 EUROPA на 36 модулей. Я изначально хотел такой щиток с темной прозрачной дверцей, чтобы сквозь неё можно было видеть лампочки и другие индикаторы. Ночью две светодиодные лампочки светят довольно ярко, освещая пространство, потребляют по 2 Ватта.

На этом описание замены щитка завершу. Всех деталей, наверное, я здесь указать не смог, всех интересующихся практическими аспектами электрики я бы отправил на сайт cs-cs.net. Ну, а мой ремонт еще совсем не закончился, и я ещу продолжу создавать на эту и другие темы новые посты.

7 комментариев:

  1. Был тут =) Заценил. Всё ОХРЕНЕННО и аккуратно! респект!
    А в розетку потом ткнуть LEE-230 со свободных денег.

    ОтветитьУдалить
  2. Евгений Бушков17 октября, 2013 18:45

    О, звучит и выглядит как знак качества :)
    Спасибо, что зашел и спасибо за совет с лампочкой - очень интересно, возможно, позже прикуплю и попробую в деле.

    ОтветитьУдалить
  3. Весьма, весьма похвально) Но, блин, УЗМ-51 рулит, а эту релюху - как вольтметр. Ну и рубильник этот не доставляет - OT лучше. Но, в целом - приятное впечатление =)

    ОтветитьУдалить
  4. Евгений Бушков01 ноября, 2013 23:34

    Да, я посмотрел - OT покруче будет. Но мне и этого рубильника достаточно, им редко приходится пользоваться, например, когда уезжаю куда-то. Ну, еще полезно отключать, когда со "световыми" проводами надо что-то сделать. А то постоянно забываю об этом: обрезаю кабель при отключенном автомате (а земля-то и ноль по-прежнему подключены), провода закорачиваются, при этом срабатывает диф в этажном щитке. А так, если надо отключить линию, то просто диф отрубаю (не зря же столько их поставил в щиток!).
    По реле... Может и не следовало заморачиваться с контактором, обойтись без частично отключаемой нагрузки и использовать указанное мощное реле. Ну, работает и ладно, циферки показывает, не жужжит :) Я доволен, к тому же мне еще до черта по остальному ремонту делать.

    ОтветитьУдалить
  5. Да там контакт подвижный просто лежит на клеммах, не будучи с ними никак соединенным. Вон, CS писал про это. Ну да ладно, не кошмарю, просто для поддержания темы - даже рубильники ДЭК/ИЭК, скопированные со Шнайдера, имеют мостиковый контакт и большую надежность при цене в 100-130Р))

    Я после установки противопожарного УЗО 100мА сталкивался с такими отключениями) Начал в квартирном щитке кабели переподключать, нулем задел динрейку - на ней земляной клеммник, с этой динрейкой контачащий. "О! Работает УЗО! =))" - и в подъезд.

    Про УЗМ. У меня оно тоже работает с контактором. Но у меня два щитка и два вводных кабеля - кухня-лоджии/остальное. Оба проходят через основной щиток. Оба проходят через контактор, управляемый одной УЗМкой (плюс, я могу выщелкнуть сразу оба щитка с порога общим рубильником - отключится ввод 1, реле напряжения на нем и, соотв., контактор отключит все). Да и просто - я за брутальность и к какому-то мелкому реле внутри УЗМ у меня доверия нет. Релюха (у меня она вольтметр) F&F как-то слегка попискивает, но меня это не беспокоит. А УЗМ - тикает :)

    http://fotkidepo.ru/?id=photo:937170

    ОтветитьУдалить
  6. Евгений Бушков02 ноября, 2013 12:13

    Круто. Вот взглянул на картинку и сразу вспомнил, что у меня еще надписей путевых не хватает в щитке - постоянно приходится в схему заглядывать, куда какая линия подключена. Хотел принтер купить для этикеток, чтоб в несколько строк надписи делать, пока не до него просто было. А так, на работе есть такой принтер, но печатает только в одну строку и только на латинице, можно и на обычном лазерном напечатать и приклеить. Пока не определился с этим.

    ОтветитьУдалить
  7. Да ну, еще принтер для этого покупать :) Мне CS как-то в аське свой метод объяснял - этикетки - в Visio. Ну а распечатал я на обычном лазерном МФУ. Можешь их еще и заламинировать как-нибудь :)

    ОтветитьУдалить