понедельник, 17 ноября 2014 г.

Яма, июль 2014.

В этом году на Чертовой Яме побывал дважды - в июле и в сентябре. Оба раза длились несколько дней с ночевками. Большую часть времени я катался на лодке по затону с удочкой и фотоаппаратом. Результаты фотоохоты были разными - иногда лучше, иногда хуже, но никогда - бесполезными. Ну, сейчас об июльском посещении подробнее...

Поскольку уже много лет не приезжали в конец затона, было опасение, можно ли туда вообще проехать. Раньше, бывало, добирались на мотоцикле, который, порой, приходилось чуть ли не на руках из той или иной грязной колеи вытаскивать. Я даже не припомню, удавалось ли нам когда-нибудь туда проехать на машине. Ну, на Ниве попробовать можно. Дорога, местами, грязная, да и местность болотистая, но дождей сильных не было, поэтому главным было - не засесть в какую-нибудь продавленную тракторами колею. В итоге, добрались нормально. Пока ехали, сразу стало понятно, что с комарами и оводами нынче полный порядок - не давали остановиться. Когда выехали на поляну у затона, комаров стало поменьше.

Островок травы и рябь.

В первую очередь, занялись, конечно, установкой палатки, обеденного столика, печки и т.п. Было послеобеденное время, 4 часа. Наверное, я ощутил затылком чей-то взгляд и украдкой посмотрел в сторону затона. На противоположном берегу стоял лось и глядел прямо на меня. Я отчетливо видел его морду, глаза, при этом даже не понял, есть ли у него рога. Как нарочно, у меня был установлен широкоугольник - снимать обустройство быта, поэтому я стал быстро менять объектив. Лучше б тем, что было, снимал. В итоге, ни одного резкого кадра не сделал - запутался еще в настройках новой камеры, к которым еще не привык.

Видимо, лось пришел на водопой, но остановился, увидев непрошенных гостей и оценивая их опасность. Потом медленно развернулся и побрел через луговину в сторону леса. На сделанных снимках позже рассмотрел, что это был самец с рогами в форме лопаты. В наших краях этих зверей не так-то много, поэтому каждая встреча с ними - редкость. Жалко, но, надеюсь, лосей мне еще удастся поснимать.

Картошечка.

На следующий день поймали немного на уху, поели, и я отправился побродить по лугам, надеясь увидеть где-нибудь лося. В одном месте заметил, как цапля притаилась на жердочке возле ручья. Стояла и была занята выслеживанием чего-то, меня не видела. Наконец, увидела мой "большой глаз" и тут же полетела прочь. Пугливые цапли у нас. Мяса у них несъедобное, никто на них не охотится, непонятно...

Крупная и пугливая цапля, метра 1.5-2 в размахе крыльев.

Сосны на краю леса. Пытался по-разному скадрировать так, чтоб были и сосны, и поваленное дерево. Чего-то вверху слева не хватает, вот корягу эту бы как-то развернуть... Но настроение тут определенное присутствует.

На краю луговины у сосен.

Перешел через подобие мостика над ручейком, текущим из болота под горой (именно с него и начинается затон) и вышел на луговину. Тут небольшая площадь была кем-то выкошена, а всё остальное пространство до Венца, с одной стороны, и до горизонта, с другой, было покрыто густым ковром трав. Желтое, зеленое, коричневое, красное пестрело вокруг. Дурманящий запах разноцветья, жара, духота и жужжащий рой оводов и паутов окружают, возбуждают, пьянят, раздражают и иногда доводят до паники того, кто рискнет прогуляться по лугам под палящим солнцем в июле. Мне хотелось пройти по старой заросшей дороге и попытаться дойти до Окуневого озера. Трава здесь была не такая высокая, но, стоило отойти в сторону, как оказывался в ней по пояс, а то и по грудь.

На краю луга, дорога.

Дорога лежала вдоль леса, по ней, видимо, когда-то ездили косцы и заготавливали сено, отвоёвывая пространство лугов у леса. Теперь косить стали гораздо меньше, дорогу почти забросили, и вокруг наряду с травой выросли молодые деревца. Я дошел до топкого места, с обоих сторон дороги были непролазные заросли. Сапоги проваливались в грязь, а уровень воды не позволял идти дальше, и я решил вернуться.

Протопал несколько километров по лугам, как здорово выйти с лугов и вернуться к воде.

Стрекоза.

Иногда я прицеплял макрик и снимал разных букашек. Тут попалась муха, которая маскируется под пчел, ос и т.п.

Муха-журчалка.

Над поляной пролетел хищник. Я рассмотрел на снимке желтые глаза. Осоед. Крупная и красивая птица.

Осоед.

Время шло к вечеру. Стали готовить ужин, решили пожарить рыбу. Отец потрошил и чистил рыбу. Вскоре он позвал меня и сказал, что вокруг него в кустах ползает уж, который явно хочет отведать рыбы. Решили оставить на некоторое время разделочную доску со щучьими головами и хвостами на берегу. Через некоторое время уж подполз, схватил самую большую голову и стал тащить ее в кусты. Тут и я с фотоаппаратом подоспел, стал снимать.

Голодный уж.

Аппетиту змейки можно было позавидовать. Нам и раньше встречались случаи, когда уж пытался заглотить нечто большое, но такую голову! Тут настало время ужина, я отошел, а когда вернулся, он по-прежнему "осваивал" добычу. Процесс этот небыстрый, к тому же стало темнать, а стоять долго рядом не давали комары.

Две головы.

Утром от ужа не осталось и следа, вероятно, он спрятался где-то со своей добычей и переваривал её, если смог проглотить.

Пейзаж с соснами.

Вечером, как я уже сказал, появлялись тучи комаров. Приходилось одевать плотную одежду и не отходить от костра. Через несколько часов их натиск ослабевал, и можно было спокойно посидеть у огня, поглядеть на угли, порассматривать яркие звезды, послушать звуки леса...

Розовый закат над затоном.

Утром я решил поплавать на лодке вдоль затона за бобровой плотиной.

Утро.

Такое ощущение, что с каждым годом она становится всё больше, а уровень воды в Чертовой Яме - выше.

Бобровая плотина.

Надо мной пролетела стая уток, снимаю...

Похоже, кряква.

Ну, а черный коршун - король воздуха в этих местах:

Черный коршун, вираж.

Помимо рыбалки и фотосъемки мне нужно было еще сделать один звонок - со связью тут дела были не очень. Я уже добрался до поворота, и даже там не было устойчивого сигнала. Я продолжал плавать и пытаться найти место уверенного приема. Ну, а пока ждал, поснимал пару крачек. У них были насиженные места - пара топляков в воде. Меня особенно не боялись, хоть и держали определенную дистанцию. Летали, ловили рыбу, дрались за неё, кричали.

Одна из птиц выловила жирную щеклейку, другая пыталась ее отобрать. Шум и гам на воде.

С удачей рыболова!

Но, в целом, они одна семья и неплохо ладят друг с другом:

Дружба и мир.
Вид в проофиль.

А вот неплохой портрет кричащей птички:

Портрет чайки.

Нужный звонок я сделать не смог, зато удалось послать смс-ку. Отправился назад, к тому же я уже поймал пару щурят.

При приближении к концу затона от берега бросились врассыпную утка и ее подросшие уже утята. Мамаша, как водится, притворялась раненой птицей:

"Раненая" мамаша.

А как вам усатые жуки?

Жук-дровосек.

Хорош дровосек? Можно даже так:

"Чужой", портрет.

Наверное, образ хищника из одноименного фильма создавался с оглядкой на подобных насекомых. Фасетчатые глаза, мощные мандибулы - всё при нём.

На следующий день я снова отправился по тому же пути - поплавать на лодке, послушать окружающий лес, попытаться что-нибудь снять.

За плотиной.

Под плотиной собрались целые рыбьи стаи: окуни, сорожки, красноперки и т.д. Их можно посмотреть в ролике в конце заметки. Возможно, корм попадал сюда с потоком воды через плотину, а может, тут кто-то поохотился и согнал рыб в этот тупик.

Если бы вернуться в детство, я проводил бы тут с удочкой время целыми часами. Глазастые могут увидеть, как один из окуней съел более мелкую рыбку.

В одном месте я долго разглядывал в воде щуренка, заглотившего малька явно не по своим размерам. Легким дуновением ветра лодку вынесло за поворот, и я увидел необычных птиц. Издалека они напоминали увиденных мною однажды гагар.

Гагары?

Мне запомнилось, что гагары ныряли поочередно: пока одна была под водой, другая была на страже сверху. Эти же птицы нырнули вместе. Я сразу сделал несколько сильных толчков веслами, чтоб приблизиться к ним ближе.

Большие бакланы.

Бакланы в наших местах? Никогда не видел. Да, я слышал, что они широко распространены, но здесь раньше не встречал.

Птицы не были слишком пугливыми, как, например, цапли, тем не менее, наконец, решили от меня улететь.

Взлет.

Я забросил рыбалку и поплыл дальше, желая встретить бакланов снова. Оказалось они сидели на повороте на присадах - топляках. Всего их было, кажется, четверо. Позже, возвращаясь назад, я видел, как они пролетели надо мной пару раз.

Жду вас в следующем году, прилетайте снова.

Баклан на присаде.

Пришла пора ехать домой. На пути обратно я хотел проведать маленькое болотце, где однажды заснял плывущего бобра. На этот раз там на воде было несколько уток, а также мне удалось увидеть и заснять плывущую ондатру. Она тащила по поверхности целый пучок травы, вероятно, в свою нору.

Ондатра с травой.
Царство цапель.

Попутно с фотографиями я снимал время от времени видео-ролики. Решил самые годные куски склеить и выложить на youtube. Надо только иметь ввиду, что снимал я абсолютно всё видео без штатива, поэтому пришлось кучу времени потратить на пост-обработку, чтоб тряску максимально стабилизировать. То, что снято с помощью телевика, вообще нечто. Представьте длинный объектив 300 мм с конвертером, добавьте фотокамеру, эту довольно тяжелую конструкцию надо держать на вытянутых руках, глядя в экранчик, пытаясь держать в фокусе объект съемки и минимизируя движение и дрожь рук. В общем, это непросто. Тем не менее результатом обработки я доволен, для начала неплохо получилось:

Комментариев нет:

Отправить комментарий