вторник, 18 ноября 2014 г.

Сентябрь, две ночи.

После июльской поездки на затон было большое желание вернуться на то же место ранней осенью. В это время в природе происходят сезонные метаморфозы: часть птиц улетает в теплые края, часть - остается и готовится к зиме - как сойки, например. Начинается гон у лосей. Сходят на нет комары, клещи, пропадают оводы и прочий гнус. Впадают в спячку змеи. Деревья меняют свой летний наряд и сбрасывают листья. По ночам появляются заморозки, а по утрам - густые туманы. Последнее время для меня осень стала более результативным временем для съемки.

И вот я снова тут. Правда, только на пару ночей. Ну, хорошего, как говорится, понемножку.

В лесу сбоку от дороги заметили маленького ежика. Остановились посмотреть.

Подушечка для иголок.

Зверек не был очень пугливым, но при касании сворачивался в клубок - осторожный! При каждом срабатывании затвора камеры он дергал мордочкой - как будто моргал. Как потом выяснилось, почти на всех сделанных снимках получилась шевеленка. Так что нежелание сниматься есть не только у некоторых людей.

Ёжик.

Прибыв на поляну, обраружили "сюрприз": на примятой после прошлого посещения траве расположилось несколько гадюк. Видимо, змеи уже собирались в спячку, но относительно теплая погода вынудила их вылезть и греться под лучами осеннего солнца. Полусонные, они шипели и нехотя расползались по прибрежным кустам. Позже постоянно приходилось глядеть под ноги, особенно спускаясь к воде, чтоб не наступить на одну из змей. Они встречались изредка сбоку от тропки, и, все также шипя, убирались в кусты. Хорошо хоть в палатку не заползали.

Вскоре после прибытия к месту подъехала пара местных грибников. Впереди бежала мелкая породистая собака. Поговорили с одним из мужиков, поговорили о грибах, спросили про змей. Он сказал, что в деревне их тоже полно. Собака по кличке Цыган оказалась охотничей - из тех, что барсука или лису вытаскивают из нор. Давит она и змей. Кроме того, по рассказу, была укушена и пролежала несколько дней с раздутой шеей, пока приезжий ветеринар не вколол ей сыворотку.

Интересный оказался мужичок, я пожалел, что не записал разговор на видео.

Как обычно, поставили палатку, столик, накачали лодки. Я поплавал немного, убедился, что плотина "подросла", а уровень воды слегка поднялся по сравнению с прошлым приездом. Видел в воде плывущего бобра, правда, снять не успел, да и темно уже было.

Утром собрались с отцом порыбачить. Я поставил будильник на 5 часов.

По прогнозу, предыдущая ночь была самой прохладной в эти дни - до пяти градусов тепла. Думал, что дальше будет лучше. Однако к утру я свернулся калачиком и забрался под одеяло - бррр.

Прозвенел будильник, но оказалось, что еще достаточно темно, отложили подъем на час. Через час я уже был готов вставать. Над горизонтом висела полная луна, на лугах стоял густой туман. Взял камеру, прикрутил объектив 70-200 с конвертером и перед рыбалкой решил пройтись несколько минут вдоль луга.

Корова, лошадь?

Это что там за силуэт на фоне леса? Странно было бы здесь встретить корову или лошадь. Значит, лось.

Решил обойти низину, выйти на луг и попытаться подобраться к нему поближе. На открытом пространстве спрятаться в обычное время было бы сложно, но туман помог остаться незаметным. Нагибаясь, пробирался вдоль старой дороги - там, где трава была примята, и я не идавал шума при движении. Встал за небольшим деревцем и стал ждать.

Тот лось, чей силуэт я разглядел под луной, все так же стоял и обдирал кусты. А рядом, как выяснилось, находился еще один. Он оказался более осторожным - долго стоял и прислушивался к звукам, при этом из леса выставив только голову.

Первый лось начал неторопливо продвигаться вдоль луга, время от времени поднимая над травой голову, чтоб достать до веток молодых берез и осинок. Второй вышел из леса и последовал за товарищем, по-прежнему озираясь в мою сторону. У обоих были заметны рога.

Звери сначала находились слева от меня, а брели вправо вдоль леса - в сторону открытого пространства лугов. В один момент я оказался в точке, перпендикулярной и наиболее близкой их движению. Между нами было метров 20-30. Лоси будто плыли в тумане, я ощутил, насколько они были крупными. Пробивала дрожь от волнения и холода. Я продолжал снимать, но мешал туман, да еще и не было достаточно светло. Хотелось бы большего приближения, чем то, что позволял объектив 70-200, пусть и с конвертером. Но зато у этого был стаб, моим трехсотником снимать здесь было бы бесполезно.

Постепенно солнце все-таки поднималось за моей спиной, лучи постепенно начали пробивать туман.

Самцы-братья?

Взрослые крупные самцы. А вот рога у них странные какие-то. В прошлый раз я видел в этом месте лося с привычными рогами "лопатой". А у этих - оленевидные отростки. Позже я прочитал, что такие рога бывают у уссурийского подвида. Возможно, это он и есть. Выяснил также, что лоси очень хорошо слышат, зато относительно слабо видят. Возможно, поэтому мне удалось к ним подобраться довольно близко.

Это второй лось, более осторожный:

Осторожный.

А это первый. Он тоже повернул голову в мою сторону, ловя своими локаторами щелчки моей камеры и оценивая их угрозу для себя. На левом роге у него висит трава.

Смотрим в камеру, сейчас вылетит птичка.

Лоси постепенно удаляются от меня. Делаю последний кадр с ними:

В тумане.

Преследовать бесполезно, да и пугать не хочется - вдруг еще вернутся, и удастся снять более качественно. Пожелал им удачи.

Солнце почти полностью поднялось над соснами, теперь его лучи хорошо подсвечивают слои тумана разной плотности. Дую на руки, пытаясь их согреть. Теперь можно возвращаться.

Солнце всходит над лесом.

Вернувшись, заглянул в котелок с чаем. А там - лед. Значит, ночью температура опускалась ниже нуля, поэтому спать было так холодно. Прогноз не оправдался. Но я доволен: если бы не было холода, не поднялся бы туман, а без него я не смог бы поснимать лосей.

Чай и лёд.

Пока еще стоял туман, я решил поснимать на воде, сплавал до плотины и обратно. Рыбачить пока не хотелось. Было тихо, утренний ветерок еще не поднялся. Берег здесь достаточно высокий, а деревья еще держали туман в берегах затона, нехотя пропуская проникающие сквозь листву лучи солнца.

Лучи солнца сквозь листву в тумане.
У плотины.

Здесь слева деревья более высокие, солнца еще нет.

За бобровой плотиной.

От плотины плыву обратно в лагерь, хочется горячего кофе.

Зайчик?

На снимке интересное яркое пятно. Уже не помню, блик это или клочок тумана.

Еще один вариант "солнце сквозь листву":

Солнце сквозь листву.

И еще:

Свет на воду.

Показалась палатка. Ее привычный вид сейчас на рассвете и в тумане приобретает ценность в глазах фотографа. Будет на что глядеть и вспоминать зимой.

Палатка.

После завтрака можно и порыбачить. Решил снова, как в прошлый раз, проплыть до поворота.

Дым и туман над водой.

Доплыл до плотины, переправился через неё по берегу, спустил лодку на воду. Уключины у лодки отмокли в тумане и не скрипели, поэтому удавалось плыть очень тихо. В лесу вокруг тоже было тихо. Время от времени раздавался шорох, шелест листьев, иногда падала веточка. Раздавался стук дятлов. Никаких зверей не было видно.

Поймал в одном месте щучку. Пока плывешь без садка за бортом, лодка идет легко, как только спускаешь его с рыбой в воду, получается якорь, который все время тормозит, с этим приходится мириться, иначе надо доставать его в лодку.

До поворота я не добрался. Уже пора была возвращаться, прошло несколько часов моего плавания. К тому же там увидел чью-то лодку.

Некоторое спустя услышал приближающийся шум сверху на берегу. Грибники? Неет, послышалось похрюкивание и легкий топот. Кабаны приближаются и хотят выйти прямо на меня. Берег здесь от леса спускается достаточно круто, переходит в пологую лужайку, заросшую высокой осокой и крапивой. А под ней на воде у противоположного берега находилась моя лодка. Я старался не шуметь. Появившийся уже дневной ветер немного разворачивал лодку, приходилось тихонько двигать веслами. На склон высыпала целое семейство кабанов. Около двух десятков. Я ощутил, какая это инертная масса. Нечто коллективно бессознательное ведет стаю на водопой. Боров-вожак, казалось бы, мог им сказать: "Cтоп, я проверю местность", но стадо движется по инерции, лишь изредка реагируя на положение и ворчание старшего. Поросята и свиньи с подростками уже начали спускаться. А вот и сам боров. Я вижу спины кабанов сквозь траву, снимать пока бесполезно, к тому же солнце здесь - мне в глаза. Кабан спускается более осторожно, через каждые несколько шагов глядя на меня и оценивая. Наконец, он скрылся в прибрежной траве. Я приготовился - сейчас он появится у воды. И он появляется, снова нагловато меня оценивая как иной хулиган, глядя прямо в глаза сквозь последний разделяющий нас клочок трав. Между нами - всего метров 7-8. Две секунды, два кадра, и он разворачивается, принимая решение вести стаю в другое место.

Решение.

Стая с хрюканьем и повизгиванием снова карабкается на высокий берег и скрывается в лесу. По-моему, они не слишком испугались и попробуют выйтй к воде в другом месте. Плыву дальше.

И действительно, через некоторое время я добрался до места, где затон делает небольшой поворот, выплываю из-за него и вижу, что часть стаи уже у воды. Несколько поросят стоят ко мне спиной. Один кабан нежится в прибрежной грязи. Боров и несколько старших увидели меня и побежали в лес. Все остальные - вслед за ними.

Попы и хвосты.

После обеда погулял по лесу.

Дорога в лес.

Вечером, когда солнце стало садиться на западе, появились летучие мыши. Снять таких в полете без специальных приспособлений практически нереально. Они и по размерам невелики - сантиметров 20-30 в размахе крыльев, летают быстро, постоянно меняя направление, да еще и темно - никакая техника не справится без дополнительного освещения. Но я попробовал. Поставил вспышку и снимал с помощью объектива 70-200 с конвертером. Толком ничего получить не удалось, долго думал, выкладывать этот снимок или нет. Только ради примера... Это был самый удачный кадр:

Кожа да кости.
Вечерний костер.

В темноте предпринял попытку поснимать с лодки со вспышкой. Настроил подсветку фокусировки камеры через вспышку, убедился, что все работает, и поплыл. На воде казалось не так темно, как на берегу, зато меня окутал со всех сторон плотный холодный туман. Когда я приближался к плотине, обратил внимание на ветку в воде в нескольких метрах сбоку. Неожиданно там раздался громкий всплеск. Бобёр, оказывается! Такой же громкий хлопок по воде раздался прямо впереди меня. Стало немного не по себе: вокруг меня резвились такие зубастые зверьки, каждый из которых мог запросто разорвать лодку.

Снимать ночью в тумане было бесполезно. Попробую в следующий раз, когда его не будет.

На следующее утро туман все еще был густой, хоть и менее плотный, чем сутки ранее.

Туманное утро.

Ну, а я снова отправился на луг - вдруг снова встречу лосей. Но безрезультатно.

Бусы-серьги.

На этот раз было немного теплее. Поднялось солнце, стало совсем хорошо.

В розовых тонах.

В этот день много не получилось поплавать - планировали после обеда уезжать. Поэтому я решил целенаправленно ловить рыбу. Поймал несколько щук и окуней.

Тишь да гладь на воде.

Когда отправились домой, я думал, что уже вряд ли кого-то удастся снять. Однако ошибся. Когда уже выехали на асфальт, я увидел что на дорогу впереди села крупная птица, а над ней кругами летает какой-то хищник. Когда подъехали ближе, она взлетела и села где-то недалеко в поле слева. Мне стало интересно, я приготовил камеру, вышел из машины, снял закат, сменил объектив на телевик и закрыл дверь. Она хлопнула, и справа от дороги взлетела при звуке такая же крупная птица. Я сразу разглядел: тетерев. Время уже было ближе к вечеру, тем не менее моя связка камера-объектив отработала отлично: все кадры из сделанной серии получились резкими, хоть и с высоким ISO. Конечно, это увеличенное изображение, но раньше мне и такого не удавалось снять.

Тетерев в полете.

Некоторые моменты, которые удалось заснять на видео, обработал программно и склеил. В конце добавил небольшой time-lapse фрагмент. Получился такой небольшой ролик:

Комментариев нет:

Отправить комментарий