четверг, 31 мая 2018 г.

Майские поездки. На Поползихе.

После вылазки на Малиновский пруд, где мне удалось поснимать чаек, крачек, чомг, в субботу поехали снова на природу. Погода ожидала такая же: было ветрено, достаточно тепло и солнечно. Долго пылили по бывшей когда-то асфальтовой, а ныне обычной щебеночной, дороге в сторону Омги. При выезде из леса по обоим сторонам дороги лежали поля. Заметил одинокого журавля вдали. Остановились на минуту понаблюдать, потом поехали дальше. Снимать было бесполезно.

Как обычно, остановились возле дамбы. Я прошелся вдоль берега, пытаясь обнаружить ондатр. Их не было видно, зато в кустах и деревьях активно резвились разные птицы. Рядом со мной присела на куст овсянка и стала прыгать с ветки на ветку, подбирая разные семена, один раз у самой воды выхватила мотылька.

Камышовая овсянка.

Вода, по сравнению с позапрошлым днем, когда мы тут были проездом, прибыла, поэтому появилось подозрение, что дорога залита. Так и оказалось. Но проехали без проблем - глубина достигала примерно сантиметров 20. Остановились, я поднял дрон, чтоб оглядеть местность сверху:

У залитой водой дамбы.

Вятка и Казанка вышли из берегов, их воды слились вместе и покрыли все пространство в округе. Это панорама местности, которую можно посмотреть, двигая ползунок под фото мышкой:

Панорама разлива Вятки.

Прибыв на Чертову яму, вышли на поляну осмотреться. Водой, конечно же, залило большое пространство вокруг данной небольшой возвышенности, бобровых плотин нигде не смог разглядеть. Вдалеке на лугах вдоль берега заметил непонятные белые пятна. Подумал, что это могут быть лебеди. Поглядел через камеру с телевиком: так и есть. Надежды на то, что удастся их снять со сколь угодно приемлемого для качественного кадра расстояния, было мало. Обычно эти птицы очень редки и пугливы в наших местах. Поэтому прогулялся вдоль поляны до ныне залитого водой переезда через ручей. До лебедей на другой стороне водоема, а их было пятеро, как теперь мне стало видно, - около ста метров. Сделал несколько кадров и вернулся к машине.

Гадюка в воде.

Достал лодку, накачал. Ох уж этот изнурительный процесс с ручным (ножным, вообще-то) насосом - все никак не надумали обзавестись электрическим...

Взял с собой рюкзак, телевик, а вот про штатив забыл...

Лебедь-шипун на мелководье.

Плыть пришлось по вышедшему из берегов ручью против течения и ветра, солнце снова светило в лицо - все знакомые неприятности любого фотографа, как и в прошлый день. Расстояние до птиц небольшое (метров 200), но грести непросто из-за всего перечисленного выше, к тому же надо было еще и направлять лодку между островками растительности, стараться не делать резких движений и не шуметь. Хотел добраться до середины образовавшегося озера, где росла компактная и плотная группа двухметровых кустов, которую старался держать между собой и лебедями.

Пара лебедей.

Когда догреб до них, приготовил камеру. Решил, что птицы улетят, как только увидят лодку, выплывающую из-за растительности. Обогнул по воде кусты, сделал несколько кадров, после чего течением снесло обратно. Что делать? Направился к противоположному от птиц берегу, чтоб попытаться там на мелководье пристать и хоть с такого расстояния поснимать, где бы не приходилось все время грести против течения, поднимая камеру только на короткий момент.

"Один серый, другой белый..."

Было слишком мелко, чтоб добраться до самого берега, но удалось распереть лодку веслами в грунте, чтоб ее не сносило ветром и течением, после чего взять камеру в руки. До лебедей было метров 30. Очевидно, они ощущали мое присутствие и держали дистанцию, но не улетали. На той стороне тоже было мелко, птицам приходилось бороться с теми же ветром и течением, что и мне. Положение солнца было неудачным, но я даже на такую возможность съемки не рассчитывал.

Самое интересное - рядом на берегу росла большая сосна, к которой была прикреплена табличка с надписью "Охотничьи угодья Бурецкого лесохозяйства" (или что-то подобное). Угораздило же вас сюда прилететь...

На фоне леса.

Подумал о природе течения. Вполне возможно, за последнюю ночь вода поднялась и достигла своего пикового паводкового уровня. Поскольку залитыми оказались довольно большие луговые пространства, любое его снижение даже на несколько сантиметров вызывало сток со всех этих территорий огромного количества воды. Поэтому и течение казалось таким сильным, а особенно на мелководье.

Приводнение.

Судя по всему, это лебеди-шипуны - самые крупные птицы из всех видов лебедей и прочих гусиных. Отличаются от других, кроме размера, красным клювом с черным кончиком и наростом-шишкой в его основании у взрослых птиц, S-образной шеей. Мне лебедей не приходилось вообще раньше встречать так близко (если не считать зоопарка), поэтому если и ошибся с определением, то, думаю, мог бы спутать с кликунами, но у тех желтый клюв... Птицы эти становятся полностью белыми после трех лет жизни, после чего образуют пары, а здесь один имел явно серую окраску. Плавали по два, а пятый выглядел вожаком одиночкой. Возможно, это взрослая птица с выводком взрослеющих особей 1-3 лет.

Вся группа шипунов.

Птицы проплыли несколько раз туда и обратно вдоль противоположного от меня берега. Я устал держать тяжелый объектив с камерой, тут-то только и вспомнил про штатив. Можно было бы его расположить в лодке, хоть он и не устранил бы полностью вибрации, помог бы разгрузить руки, а также дал бы возможность сделать видео.

Один лебедь, которого я принял за вожака, несколько раз уже подпрыгивал и приводнялся, поднимая брызги, как будто готовя сородичей к отлету.

Улетают прочь.

Я был доволен тем, что не распугал этих птиц, теперь собирался растолкать лодку с мелководья веслами и по течению покинуть это место, не делая попытки подплыть еще ближе. Но как только начал движение, птицы, видимо, решили покинуть водоем, а возможно, я им надоел щелканьем камеры. Поэтому они громко захлопали крыльями по воде и поднялись в воздух, улетая прочь.

Турухтан коричневый.

Пока наблюдал за лебедями, заметил, но особо не присматривался, других птиц на берегу. А тут увидел, что там гуляли и чибисы, и турухтаны, и другие кулики. Образовался целый птичий базар с токами. Турухтаны кучковались отдельными группами, подпрыгивали, растопыривая перья своих разноцветных пышных капюшонов. Разбегались и снова собирались вместе.

Черный раскрас.

Попробовал подплыть к тому месту, откуда только что улетели лебеди. Опять пришлось бороться на мелководье с ветром и течением. На дне в одном месте увидел лежащий продолговатый предмет. Закатав рукав, опустил руку в воду. Поднял розоватое яйцо размером сантиметра 4 и диаметром около 3-х. Лебединое? Точно нет, у тех они должны быть гораздо крупнее. Видимо, кто-то из куликов отложили яйца на этой возвышенности, потом вода поднялась и смыла их. Пропал птенец, не повезло. Возможно, сделают еще кладки, когда вода спадет.

Белый цвет.

Почти добрался до берега, но до турухтанов все еще было далековато. Поставить бы там палатку и поснимать с утра. Сыро. Да и времени нет.

Попробовал подняться вверх по течению еще, чтоб попытаться подобраться к птицам поближе. Но распугал их всех в итоге. Эх.

У турухтанов такое богатое разнообразие цветов в брачном весеннем оперении, что невольно сбиваешься с толку, один ли это вообще вид. Насколько понимаю, на фотографиях - все самцы, самки выглядят меньше и более тускло.

Вид с воздуха на разлив ручья.

Отплыл немного по течению назад, упер лодку в берег и запустил дрон, чтоб поснимать немного с воздуха.

Наконец, отправился в сторону машины.

Когда проплывал мимо залитой переправы через ручей, увидел вышедших на берег мужиков в болотных сапогах. Не зная, что сказать, произнес:

- Здравствуйте.

- Здравствуйте.

- Отдыхающие?

- Да.

Поймал на себе изучающий взгляд вслед: мол, зачем интересуешься? Охотники или браконьеры? Наверняка. Чуть позже видел одного из них гуляющим уже по другому берегу, где ранее был птичий базар. Теперь разочарование от того, что распугал всю живность, сменилось легким удовлетворением: кто знает, что бы сделали те, увидев краснокнижных лебедей.

Прострел раскрытый.

После обеда отправился в лес поискать сон-траву, группы цветов которой заметили вдоль дороги ранее. Захватил кроме камеры с макро-объективом на этот раз еще и штатив. Прошел метров двести, и цветы начали попадаться на глаза среди деревьев.

Цветок сон-травы.

Обычно прострел раскрывается в здешних местах в первые дни мая, и когда я приезжал в прошлые года, к 9 мая растения уже отцветали. Но в этом году весна казалась немного запаздывающей, поэтому я попал в самое нужное время. Практически не было пожухлых цветов. Можно было свободно выбирать предмет съемки. Главное - найти нужную точку зрения.

Молодой цветок.

Хотелось попробовать новую функцию D850 для съемки методом focus stacking, которая в ней называется почему-то focus shifting. Она позволяет задать нужное количество кадров, расстояние и задержку между ними, после чего камера начинает снимать автоматически. Полученные снимки можно позже программно обработать, объединив и получив картинку с глубокой резкостью (ГРИП). Но меня в данном случае ждало разочарование: даже в лесу ветер, который дул все эти дни, был достаточно силен, чтобы цветы постоянно раскачивались, поэтому разница в деталях между отдельными кадрами оказывалась слишком большой. Пришлось довольствоваться обычным способом съемки. Макро-вспышки, которые захватил с собой, тоже не пригодились, поскольку солнца было вполне достаточно для получения качественной экспозиции.

По дороге в сосновом лесу.

А это цветы волчьего лыка. Говорят, что его можно использовать и в лекарственных целях. Но поедание десятка ягод с такого куста разом может привести и к смерти.

Волчье лыко.

Вернувшись после прогулки по лесу к машине, захотел сплавать вниз по течению по затону. Снова сел в лодку с телевиком, захватил и дрон, как водится. Ветер здесь местами снова показывал свою силу. Попробовал поднять в воздух аппарат, находясь на середине водоема, - тут же начало сносить к берегу.

Вид в сторону Вятки.

Спустился до небольшой возвышенности на берегу с низинкой за ней, которая превратилась во время разлива Вятки в остров. Поплыл вокруг него, сделав большую петлю, и решил, что уже пора возвращаться.

Поползиха.

Время бежало, постепенно приближался вечер. Когда стихал ветер, я останавливал лодку и прислушивался к пению птиц. Иногда звучали очень необычные и красивые трели, которых никогда ранее не слышал. Кое-где на самом краю берега пробегал кулик-перевозчик, а среди прошлогодней листвы шуршали зяблики. Потом снова начинал дуть ветер, приходилось снова браться за весла.

Лес на берегу.

Как уже говорил ранее, в отличие от Подмосковья, здесь весна явно запаздывала, растительность еще только начинала зеленеть. Когда я глядел на снимки, лес выглядел также, как поздней осенью - то есть, получалось эдакое бабье лето наоборот: те же полуголые кроны лиственных деревьев, та же желто-коричневая пожухлая трава и та же шелестящая опавшая листва под ногами. Только при приближении видны признаки новой жизни: почки, бутоны, цветы... щебет птиц.

Осенние весенние краски.

Путь обратно был уже знакомым. Вдоль болота дорога была довольно плохой из-за продавленных охотниками колей. К тому же исцарапали машину близко растущими ветками кустов и деревьев.

Вдоль болота.

Когда выехали в поле, снова заметили журавля. Он был теперь немного ближе к дороге, поэтому попробовал его заснять:

Журавлик в поле.

Заметив, что за ним наблюдают, тот какое-то время вышагивал по полю, потом взмахнул крыльями и полетел в другое место.

В полете.

Ух, слишком длинная получилась заметка, потратил кучу времени на ее подготовку и оформление. Возможно, это еще не конец, осталось некоторое количество фото-материала. Как будет время, оформлю его тоже.

В паводок на Поползихе.

Комментариев нет:

Отправить комментарий