пятница, 26 апреля 2024 г.

Мангистау: солончак Тузбаир.

В прошлый раз описывал короткий временной период, который можно назвать одним из самых удачных за поездку, с точки зрения ночной и утренней фотосъемки. После того как погрузили вещи и покинули долину замков Айракты, покатили в сторону небольшого постоялого двора (кажется, это этноаул Коген), где была возможность принять душ. На его территории раскинулся шикарный сад, казавшийся среди иссушенных окрестностей настоящим оазисом. Среди разнообразной зелени и кустов летали птицы, порхали среди цветов бражники, в листьях прятались разные насекомые, включая богомолов и крупных кузнечиков.

Большой кузнец (снимок с телефона).

Пообедав, покатили в сторону солончака Тузбаира. Это довольно обширная площадка (15 км в длину!), окруженная скалами из меловых отложений. Сверху открывается интересный вид. Делали несколько остановок на смотровых площадках. Я достал телевик и нащелкал множество снимков красивых резных склонов и прочих складок местности.

Карстовый рельеф склонов долины.

Непосредственно в Сор (солончак) Тузбаир непросто попасть без проводника. Спускаются на машине по дороге, проложенной вдоль нефтепровода, но можно попетлять по ложным отвалам грунта внизу. Путь по самому солончаку прокладывают недалеко от скал. И лучше держаться имеющихся следов других машин: дороги как таковой нет, а после сильных дождей сюда лучше не соваться. В одном месте мы буксовали, чуть не застряв: размокшая глина, твердая как камень во время засухи, способна надолго задержать любой транспорт. Желательно иметь в группе как минимум пару машин, чтоб было кому помогать в сложных ситуациях.

Большая арка в Тузбаире.

Пока ехали по низине, думал: неужели где-то в этой грязи придется ставить палатку и ночевать? Остановились у большой арки, известной тут достопримечательности. Почва на небольшой возвышенности оказалась твердой и пыльной, так что лагерь разбить было не сложно.

Перед закатом в одной из расщелин.

Поскольку уже наступил вечер, все разбрелись в поисках интересных композиций на закате. Непосредственно перед аркой начинается гряда карр - промытых тысячелетними дождями в меловых породах замысловатых борозд, канав. Причем их гребни нигде не превращаются в острые зазубренные - только гладкие отполированные ветрами поверхности, кое-где покрытые твердыми плитками разрушающихся пород.

Сразу после заката солнца.

По этим гребням удивительно белого цвета можно относительно свободно передвигаться в обычной обуви. Однако в темноте надо быть аккуратным - всегда есть возможность свернуть себе шею, подскользнувшись на одной из возвышенностей.

Горные склоны долины (вид с дрона).

Дрон, как водится, тоже запускал, провел его над озером рассола ближе к середине долины и над окружающими скалами. После заката поужинали и почти сразу стали готовиться к ночной фото-сессии.

Путник, ночь, магический артефакт.

Ксюша нам попозировала с фонарем внутри арки, получилось интересное сочетание света, теней, свода звезд в ночном небе.

Потом принялись снимать Млечный Путь (МП), который как раз к этому поздневечернему времени поднялся почти вертикально над горизонтом, и часть его ядра стала видна.

Данные гребни с извилинами снял еще в сумерках, потом объединил с изображением МП:

Вид на МП (таймблендинг).

Хотелось оставить камеру на ночь вдали от лагеря, чтоб зарегистрировать движение звезд в кадре (треки). В прошлый раз я это делал с помощью одной длительной экспозиции. В этот раз решил попробовать другой способ с множеством кадров для последующего объединения в программе. Обычно для этого применяют относительно короткие выдержки порядка 20 секунд. Мне хотелось не привязываться к такой длительности. Сделав пробный кадр на высоком ISO, посчитал, что выдержка в 16 минут (960 сек) на открытой диафрагме f/2.8 с базовым iso 64 подойдет. Запустил процесс съемки и пошел спать.

Ночной пейзаж со зведными треками (таймблендинг).

Через несколько часов еще затемно поднялся и пошел проведать свою технику. Экспонирование завершилось: 14 кадров по 16 минут дали 224 минуты суммарной экспозиции. Тут же поискал несколько вариантов композиций для переднего плана. Выбрал тот, в котором направление меловых гребней примерно соответствовало круговым движениям звезд, - кадр выше.

До того как запустить процесс съемки треков перед сном, успел сфотографировать задний хвост МП над скалами. Для переднего плана к нему использовал вот такую чудную клешню:

Клешня и МП (таймблендинг).

Голубой час постепенно заканчивался, небо над горизонтом начинало разгораться, вскоре облака запылали розово-алым огнем. Как все удачно сложилось: ночью получилось часами снимать кусок чистого неба со звездами, а на рассвете появились желанные облака. И там, и там удалось сделать интересные картинки.

Меловая лапа и рассвет.

Запустил дрон, краешек солнца над горизонтом едва показался, создавая такой необычный эффект ядерного взрыва:

Почти ядерный взрыв.

Провел летательный аппарат над краем озера. Пологое дно хорошо просматривалось на мизерной глубине, отражения облаков в воде плыли в кадре камеры. Красота. На берегу белел слой соли.

Над озером с рассолом.

Мы с Мариной отправились пешком к краю озера - докуда можно дойти не измарав ноги грязью. А Ксюша в этот момент совершала утреннюю пробежку: она одна не занималась съемкой, могла позволить себе нормальный сон и была свободна для интересных ей занятий, например, для спорта.

Солевые отложения на рассвете.

Ближе к озеру с рассолом можно было найти множество интересных композиций. Множество их я и наделал, только выкладываю сейчас не все, чтоб не сильно засорять блог. У меня на тот момент не было макро-объектива, однако такой снимок с кристаллами соли удалось сделать обычным короткофокусным зумом:

Кристаллы соли.

В общем, сор Тузбаир всем понравился. В такой обширной долине можно было бы перемещаться на машине несколько дней подряд с ночевками в разных локациях, фотограф с воображением здесь всегда найдет бесконечное количество интересных композиций и видов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий