воскресенье, 14 апреля 2024 г.

Мангистау: резные башенки безымянной долины.

В сентябре ездил в Мангистау, что находится в юго-западной части Казахстана, поснимать разнообразные пейзажи как днем, так и ночью. В этой бывшей союзной республике никогда раньше не был, поэтому что-то казалось обычным и знакомым, а что-то нет. К счастью, все разговаривали на родном языке...

Наш самолет приземлился в аэропорту Актау, который находится примерно в 20 км от одноименного административного центра Мангистау, ночью. У обменника познакомился с попутчицами - Мариной и Ксюшей. Связи у нас не было, wifi в аэропорту тоже не работал. Удалось все же обойтись без привычных приложений: договорились с одним из таксистов о цене проезда до гостиницы и покатили в сторону города. В 'Трех дельфинах' оформили проживание на оставшуюся часть ночи. По крайней мере, удалось несколько часов отдохнуть и зарядить все аккумуляторы.

Утром после завтрака вышел из гостиницы в поисках киоска мобильной связи, купил сим-карту оператора Теле2. Интернет потом в удаленных районах все-равно не работал. И местные объяснили, что надо было предпочесть Билайн. Ну ладно, мне требовалось наличие хоть какой-то связи.

К назначенному времени к гостинице прибыла машина, мы погрузили вещи и поехали обратно в сторону аэропорта. Прилетел Вася и оставшиеся участники. Появилась вторая машина. Перераспределили вещи и людей по двум нашим джипам и отправились уже в сторону первой ночевки.

Эрозионные формы рельефа.

Накануне прошел довольно сильный дождь. Учитывая, что климат Мангистау - резко континентальный и очень засушливый с количеством осадков не больше 150 мм/год, это было необычно и довольно некстати. Дороги кое-где размокли, образовались лужи, затрудняя проезд.

Делали несколько остановок в пути. Одна из них - у подземной мечети Шакпак-Ата (переводится 'отец-кремень') с историей не менее 600 лет. Меня не очень сильно интересуют кладбища и объекты культов, к тому же это все хорошо описано в интернете, так что я не буду в эту тему углубляться. Породы здесь - относительно мягкие меловые, стены пористые. В верхней части мечети есть выход наружу. Я прогулялся там, поснимал интересные созданные эрозией воды и ветра формы рельефа.

Овраги.

В одном из оврагов остановились на обед. Отвесные склоны создавали тень, в ней-то мы и укрылись от полуденной жары. Пожалуй, это даже не овраг, а целый каньон с глубокими бороздами ответвлений и расщелин, промытых в меловых мягких породах редкими дождями.

Сверху можно было заметить отверстие, промытое водостоком. Кажется, такие карстовые воронки называют понорами. Я даже хотел послать туда дрон, но не решился рисковать его поломкой или потерей в первый же день поездки. Внизу росли редкие для этой местности дерево и несколько кустов.

Редкое дерево.

Особенность разных интересных локаций в Мангистау - многие из них на любительских картах (Яндекс-карты, google-maps) никак не отмечены. Иногда я пытался найти по gps-координатам название того или иного оврага, скальных образований или еще каких-то достопримечательностей - безрезультатно. Наверное, в ближайшем будущем туризм тут неизбежно все исправит (испортит?).

Наши машины двигались по пологому подъему вдоль интересной долины с резными башенками и глубокими бороздами водостоков. Как таковой накатанной дороги тут не было. В верхней точке остановились, осмотрелись вокруг и решили разбить лагерь.

Солнце и арка.

К нам подъехала пара машин с местными, которым не очень нравилось наше присутствие. Объяснили им, что утром уедем. Тем не менее они наблюдали за нами, пока не убедились, что мы обычные туристы с палатками, после этого уехали по своим делам. Позже я нашел пару стреляных гильз: видимо, местные опасались конкуренции от заезжих чужаков-охотников.

Та же арка, другой ракурс.

Палатки оказались двухместные, у каждого своя, так что можно было внутри разместить и спальник, и дорожную сумку. У меня в комплекте оказалось только 6 алюминиевых колышков: четыре ушло на крепление низа и два - на растяжку боковин. Я привык к тому, что в вятской местности всегда можно вырезать недостающие колышки из ивняка, здесь никакой древесины не наблюдалось на километры вокруг, да и те редкие деревья и кусты я бы просто пожалел. К счастью, сильных ветров не было, палатка явно не выдержала бы ураган или такую песчаную бурю, что довелось летом пережить в Монголии.

Целая долина карстовых образований.

Место, на котором мы расположились, представляло собой пологий гребень шириной, кажется, около 20 метров, с обоих сторон окаймленный довольно крутыми обрывами - на восток и на запад. Отличное место для съемки и заката, и рассвета, и ночных пейзажей.

Солнце меж вершин, панорама с дрона.

Кроме того сверху открывался неограниченный никакими преградами вид на километры вокруг, и можно было погонять дрон, чем я тут же занялся, прервав ненадолго процесс съемки заката.

Закат.

Перед поездкой перечитал кое-какую литературу по особенностям фотографирования звезд и ночного неба, кроме всего прочего надеялся запечатлеть треки при длительном экспонировании. Ниже - результат первой моей попытки:

Ночной снимок на длительной выдержке 3630 сек, iso 100, 14mm, f/4.0.

Это старый добрый один кадр на длинной выдержке. Красное сияние на горизонте - видимо, засветка от какого-то селения.

Млечный Путь со знакомой аркой (таймблендинг).

Василий оказался апологетом таймблендинга (от 'time blending' - 'смешивание времени'). Этот процесс включает съемку звезд ночью, когда паразитная засветка от далеких городов и прочих селений оказывает минимальное воздействие на экспонирование, а переднего плана - в 'голубой час' перед рассветом. При этом вы можете запечатлеть, скажем, Млечный Путь (МП) в одном месте, а какие-нибудь цветочки или арку, как на кадре выше, - в другом. Потом программно соединяем (смешиваем) полученные экспозиции, выравнивая яркости, цветовые температуры и т.п.

МП над долиной и казахской степью (таймблендинг).

Я отнесся к этому всему довольно скептически: получаем, в результате, несуществующий кадр, где определенное положение звезд на небе может теоретически соответствовать переднему плану по времени и по месту. В общем, в той или иной мере занимаемся цифровым трюкачеством и надувательством зрителя, которое потом называем модным термином 'таймблендинг'. Я уже видел подобные снимки в финалах фотоконкурсов. Желание участвовать в чем-то подобном поуменьшилось. Процесс я все-таки изучил, но не уверен, что буду применять в дальнейшем.

Другой вариант ночного пейзажа (таймблендинг).

Через несколько часов отдыха утром перед восходом солнца встал, отснял передние планы для ночных композиций. Вскоре заардел горизонт на восточной стороне нашей стоянки за обрывом и долиной с резными башенками обнаженных известняковых пород. Тут я принялся делать панорамы в красивом утреннем свете.

Карстовый рельеф на рассвете.
То же восточное направление, другой ракурс и фокусное расстояние.

Поднял в воздух дрон, поcлал его вдоль упомянутых башенок, снимая видео. Надеюсь, что-то потом удастся смонтировать для ролика.

Панорама с дрона.

А это более плотное кадрирование с помощью моего любимого пейзажного 500-ка:

Эффекты эрозии карста.

Так выглядит сверху большая часть долины с западной стороны, на одном из дальних гребней которой находится наша стоянка:

Вид на долину с другого конца, панорама.

Вскоре солнце поднялось над горизонтом, мы позавтракали, собрали лагерь и двинулись в путь...

Карстовый рельеф на рассвете, панорама с дрона.

В следующий раз продолжу описывать поездку и показывать некоторые интересные снимки.