понедельник, 18 мая 2020 г.

Камчатка 2019: конусы БТТИ, мертвый лес, пепловые поля.

Утром встали пораньше, облачность была все такая же низкая, но хоть дождь не шел. Позавтракав, взяли свои фоторюкзаки и направились к склону сопки с названием Второй конус, возле которой и ночевали. Я захватил палки, чтоб снизить нагрузку на ноги. Высота подъема - 278 метров.

На краю кратера.

На вершине сопки ветер усилился, пронося мимо бесконечную пелену тумана с редкими разрывами, через которые можно было рассмотреть внизу обширные черные лавовые поля, покрытые частично желтыми лишайниками.

Третий конус в тумане.

Севернее был виден красный сдвоенный кратер Третьего конуса высотой пониже - 108 метров. Я запустил дрон, пытаясь сделать панорамы и видео. Но начался дождь, капли попадали на стекло объектива, портя изображение. Надо сказать, что в предыдущие дни я берег аккумуляторы, да и погода все была нелетная. Теперь уже закралось сомнение, что вообще с помощью дрона ничего снять не удастся. Сам по себе Третий конус смотрелся эффектно, а на рассвете или закате мог бы стать украшением какого-нибудь фотосюжета.

Вид с дрона на разлив лавы.

Тем не менее я погонял дрон и с другой стороны сопки, на которой мы находились - с западной. В 1975-1976 годах здесь произошло образование трещин в нескольких местах, через которые началось извержение лавовых потоков, выделение газов, взрывы и т.п., в результате которых и возникли три северных конуса. Западная часть Второго была разрушена, образовав эдакий длинный карьер с высокими краями, покрытый теперь лишайниками. Вдали этот карьер доходил до леса, часть которого была выжжена при разливе лавы. Как раз на границе леса проходил дождевой фронт, когда делал снимки с дрона.

Всем туристам, поднявшимся на Второй конус, демонстрируют, как в определенных полостях шлаковой поверхности выделяется горячий газ, в парах которого с одинаковым успехом можно и руки погреть, и поджечь разные легкогорючие материалы. Я тоже засунул туда кулаки, разминая замерзшие на ветру пальцы.

Разлив лавы в западной части Второго конуса.

Мы направились на соседний Первый конус, носящий имя академика Горшкова, по пути оглядывая сверху результаты извержения лавы. По словам его очевидцев, вся территория вокруг на километры была засыпана горячим пеплом и отравлена соединениями серных и прочих газов, погибли все животные и многие птицы в округе. Первый слой ягод и грибов был ядовитым из-за попавших с помощью дождей в почву вредных веществ. Вся прочая растительность тоже впитывала их корнями.

Вулканическая бомба в виде щита Тора пол-метра диаметром (снимок с телефона).

Соседние конусы частично соединились при извержении, поэтому переход между ними был не очень сложный по высоте, тем не менее снова пришлось подниматься среди кусков шлака, застывших вулканических бомб разного размера и порой удивительных форм. В восточном направлении тоже открывался интересный пейзаж, только сквозь пелену мелкого дождя и тумана видимость была значительно снижена.

Россыпь кристаллов (снимок с телефона).

Высота Первого конуса - 299 метров. Что находилось в центре кратера, я не видел из-за погоды, мы поднимались по его восточному краю. Склон был покрыт разными кристаллическими выделениями серы и прочих веществ, иногда образуя очень красивые текстуры. Я остановился там и начал снимать окружение с помощью разных объективов.

Почти халва (снимок с телефона).

На всех поверхностях шлаковых и кристаллических образований сидели мелкие мотыльки - одни из первых представителей жизни в этих местах. По-моему, на склонах кратера еще даже лишайники не появились, хотя ниже на пепловых полях ими было покрыто всё вокруг.

Поле кристаллов на склоне кратера.

Интересное дело - когда я находился на этих сопках, названия вершин, которые мне озвучивали, не запоминались, все было накрыто низкой облачностью, поэтому картина местности целиком оставалась для меня смутной. Только сейчас я по картам смог восстановить наш маршрут передвижения и расположение всех посещенных локаций.

Кристаллический бутерброд.

Не помню, как именно получил снимок ниже, но данную абстракцию с размытым движением решил не удалять:

Абстракция с камешками (снимок с телефона).
Россыпь кристаллов серы.

Мы спустились к лагерю, сели в машину и поехали на юг в сторону мертвого леса. Среди редкой растительности там торчало множество сухих стволов, по-видимому, хвойных пород. Лес при извержении был засыпан пеплом и погиб на корню. Со временем на безжизненной почве выросли лишайники, потом начали самосевом появляться молодые деревья, в основном березы. В конце августа мы застали там множество цветущих кустов иван-чая.

Пейзаж с иван-чаем в мертвом лесу.

В мертвом лесу - особенно толстый ковер из мхов и лишайников, ноги в нем мягко утопают при ходьбе.

Молодая сосна среди лишайников.

Я немного "полетал" на дроне, сделал несколько панорам с мертвым лесом и окружающими сопками. Затем мы снова сели в машину и доехали до лавовых пещер.

Вид с дрона на мертвый лес, панорама.

Пошел дождь. Когда спускались в небольшие пещерки, на несколько минут от него укрывались. Но снова приходилось выбираться наружу и неизбежно мокнуть. К счастью, у всех была в наличии специализированная мембранная одежда. Проблема только состояла в том, что и ее требовалось иногда сушить. Если бы у нас не было на стоянке навеса, с этим возникли бы определенные трудности.

Цветки иван-чая под дождем (снимок с телефона).
Перспектива на пепловых полях под дождем.

Мне подумалось о том, что мы не видели луж, не смотря на постоянный дождь. Вероятно, вся вода просачивается сквозь толстый слой спрессованного пепла, не задерживаясь на поверхности.

Поросль среди застывших шлаков (снимок с телефона).

Можно оценить цвет дороги по мертвому лесу по фотографии:

Черная-черная дорога в мертвом-мертвом лесу.

Мы еще поднялись на сопку, названия которой я не запомнил. В одном месте видели вмонтированную в шлаковую поверхность плиту с оборудованием вулканологов. С высокой точки открывался вид на молодой лес, поросший на пепловых полях. Завеса дождя и испарений накрывала соседние сопки и значительную часть окружающих пространств.

Куст иван-чая на склоне сопки.

Вернулись в наш лагерь к навесу, пообедали. Дождь прекратился на некоторое время, стало даже теплее. С поверхности обширных черных пепловых полей стали подниматься в воздух миллионы тех маленьких мотыльков, что мы много раз замечали на кусках шлака. Они садились на палатки, на стол, на все вещи, лезли в руки, в нос, в глаза как мошкара по весне. Хорошо хоть не кусались.

Петля дороги.

На снимке выше, если присмотреться, на фоне темной дороги видно, как летят тысячи мотыльков.

Перспектива среди холмов и сопок.

Мы втроем с Сергеем и Романом пошли прогуляться по местности, пока позволяла погода. Я отметил в телефоне точку нашего лагеря - на всякий случай. Постепенно мы разошлись в разные стороны, и скоро я в одиночку шел по пеплу вдоль подножия соседней сопки.

Три.

Что сильно портило обзор, особенно сверху, - наличие множества следов колесного транспорта по всему пространству вокруг. Тут и там виднелись старые колеи, частично заросшие лишайниками. Машины, особенно проходимые с полным приводом, на протяжении многих лет ездили по местности, сворачивая с накатанных дорог где и как попало. Не знаю, должно ли (и возможно ли) это регулироваться правилами парка, но можно было бы при желании сохранить окружающее пространство в первозданном виде. Я уверен, что фотографы, да и обычные туристы, от этого бы только выиграли.

Лишайники на пепле (снимок с телефона).

Кажется, приближался новый заряд дождя. Пока оставалась возможность полетать, я запустил дрон. К моей досаде, капельки влаги стали попадать в объектив его камеры, что портило вид, потом весь видео-материал пришлось забраковать.

Здесь бежал мишка (снимок с телефона).

Фоторюкзак не хотелось раскрывать и из-за дождя, и из-за мотыльков, которые лезли всюду под руки. Даже объектив сменить было сложно без того, чтобы один из них не залетел внутрь камеры. Убрал фотоаппарат вообще, дальше использовал только телефон, благо у него была определенная влагозащита.

Нужно было возвращаться в лагерь, только не хотелось идти тем же маршрутом назад. Решил обойти сопку вокруг. Как обычно в таких случаях - "гладко было на бумаге"... Я шел вокруг нее, а знакомые поля перед нашей стоянкой все не появлялись. Вспомнил про записанную ранее точку с координатами в телефоне. По ней сориентировался, в какую сторону стоит идти.

У сопки южная часть склона была относительно пологой и вытянутой в пространстве, я начал ее пересекать, для чего пришлось начать небольшой подъем перед последующим спуском. Здесь на шлаке встречались только редкие вереницы звериных следов. Некоторые по размеру могли принадлежать местным хозяевам - медведям.

Оттенки желтого (снимок с телефона).

Изрядно намочив одежду, а особенно ботинки, я в итоге добрался до стоянки самым прямым путем благодаря наличию GPS и карты в телефоне. Все уже давно были на месте. Роман занялся приготовлением борща. Лежавшее бревно мы изрубили маленьким топориком Артема на дрова.

Владимир занялся разведением костра. Только костровым он оказался неважным. Скоро под навесом стоял дым столбом. Мы со смехом все выбежали наружу, наблюдая как он выползал из под крыши со всех сторон, поднимаясь над склонами обоих конусов, у подножия которых и находился наш лагерь.

Навес и костер.

Поленья Владимир подкладывал в огонь таким образом, что, казалось, хотел создать максимум дыма. Я не вмешивался, хотя очень хотелось исправить ситуацию. В конце концов, древесина обсохла и не могла не загореть. Я уселся рядом и начал сушить обувь. Ботинки, надо сказать, у меня хорошие, однако уже поизносились за несколько лет путешествий, стали промокать - надо будет менять.

За долгий вечер удалось полностью высушить всю одежду. С костром в потемках, конечно, всегда веселей, можно было возле него после борща травить разные байки, попивая чаёк...

Описание остальных эпизодов поездки на Камчатку в конце августа 2019 года можно почитать по ссылкам ниже: