среда, 20 мая 2020 г.

Камчатка 2019: Мутновская ГеоЭС, подножие Горелого вулкана.

Утром к гостинице приехал Артем, который ночевал у себя дома, мы отправились в сторону Горелого вулкана. По пути остановились у Зайкина Ключа набрать питьевую воду в канистры. Дальше долго ехали по грунтовой разбитой дороге, осматривая окружающие сопки с водопадами, речками и прочими красотами. Погода была хорошая, но снимать что-либо в полдень было неинтересно.

Вилючинская сопка на закате.

Артем хотел нам показать место с горячими источниками возле Мутновской геотермальной электростанции (ГеоЭС). Мы свернули с основной дороги и скоро остановились недалеко от окутанных паром зданий. Там мы пообедали на открытом воздухе привезенными бутербродами и оправились пешком до гейзеров.

У гейзерных источников (снимок с телефона).

Места кругом показались довольно людными - сказывалась близость Петропавловска. Туристы в этих местах появляются постоянно. Мы прогулялись по окрестностям электростанции, посмотрели на множество небольших источников, бурлящих с пузырями луж разной консистенции и запаха. Говорят, что там можно куриные яйца варить.

Наконец появилась возможность запускать дрон - погода позволяла, только надо было энергию экономить. Я полетал над ближайшими источниками, потом направился вдоль оврага в сторону клубящихся выбросов пара.

Над склоном Мутновского вулкана.

Некоторые сведения о ГеоЭС, которые узнал из интернета... У электростанции непростая судьба: проект разрабатывался еще в советское время, претворение в жизнь откладывалось очень долго - вначале Перестройка, потом постоянное недофинансирование всех отраслей промышленности страны, кредиты, акции и прочие атрибуты современной жизни. Открытие и пуск генераторов состоялись в 2001 году, увеличение установленной мощности - в 2002-ом - до 50 МВт. Важнейший показатель КИУМ (коэффициент использования установленной мощности) - 78,5 %, что считается высоким значением. КИУМ оценивается простоями на ремонт и обслуживание оборудования, суточными перепадами потребления электроэнергии городами и селениями, которые снижают стопроцентную нагрузку. Еще один важный показатель - возможность ЭС снижать свою мощность - маневренность. У АЭС, например, КИУМ - в районе 90 %, зато маневренность хуже, чем у ГеоЭС. Грубо говоря, спустить пар проще, чем регулировать работу ядерного реактора.

Выброс пара.

Общий принцип, как я его понимаю, работы ГеоЭС: через одну скважину вода закачивается в глубину, где образуется искусственный бассейн, через другую - нагретый внизу пар поднимается, фильтруется и вращает турбины, вырабатывающие ток. Потом конденсируется и в жидком виде снова закачивается в глубину для нагрева. Работу Мутновской ГеоЭС характеризуют наличием так называемого бинарного цикла производства электроэнергии, который включает использование теплообменника, когда носитель из недр земли не поступает непосредственно на лопасти турбин, а нагревает другой более чистый носитель, что продлевает жизнь оборудованию. Хотя, пока читал описание, я засомневался, действительно ли там этот самый бинарный цикл используется. Тут только разбирающийся в теме специалист скажет точно.

Снимок с радугой и паром.

Выбросы пара с глубины выходили из труб, рядом можно было разглядеть какое-то оборудование. Я не знаю, в чем его функция, возможно, выполняет роль паровозного свистка для сброса давления.

Там же заметил радугу в распыленных частицах воды и каких-то примесей, судя по кристаллическим осадкам на земле.

Мы вернулись к машине, через некоторое время добрались до подножия Горелого вулкана, нашли место для стоянки, установили палатки. Шел вечер пятницы, поэтому транспорта и туристов было порядочно. Слышалась и иностранная речь.

Оказалось, что в таком многолюдном месте не было туалета. То есть он был где попало. Вокруг на возвышенностях среди ягодных кустов подснежниками тут и там красовались лавсановые салфетки, используемые обычно для протирания рук. Они, как известно, в отличие от туалетной бумаги, не разлагаются. Убирать это все, конечно, некому. Позорище.

Вид над кемпингом у Горелого.

Мы втроем отправились поснимать окрестности на закате. Идти не пришлось далеко - рядом на возвышенности было неплохое место, покрытое ягодниками и камнями разной величины. На северо-востоке красовалась Вилючинская сопка, ее вершина, окутанная облаками, красиво освещалась лучами заходящего солнца.

Спустился вечер, Роман с Сергеем ушли в лагерь. Я остался, наблюдая за двумя грузовиками. Они должны были скоро начать подъем из долины на возвышенность. Приготовился делать снимок с длительной выдержкой. Оказалось, что заехать наверх для крупного транспорта не так просто. Грузовики доезжали до середины и там начинали останавливаться и буксовать. Так что я сделал несколько кадров, но ни на одном не удалось запечатлеть кривую огней фар полностью.

Вид на Вилючинскую сопку с огнями фар грузовиков.

Тут ко мне подошла какая-то девушка, и спросила, понимаю ли я английский язык. Я сказал, что немного. Разговорились. Петра оказалась профессором биологии из Словении, она уже около месяца путешествовала по Камчатке с русскими коллегами, которые ничего не понимали по-английски. Я спросил: как же тогда они общались все это время - жестами что ли? Она сказала, что славянские языки отдаленно похожи и имеют нечто общее, это и выручало.

Солнце село за горизонт, было уже темно, я свернул штатив, убрал технику. Мы с Петрой возвратились к подножию Горелого, разговаривая по пути о камчатских медведях, попрощались там. Я пошел к своим, где скоро начали ужинать.

На этом день закончился. Но не наша съемка! Поскольку впервые за время поездки на небе не было туч, мы попробовали запечатлеть Млечный путь над лагерем.

Млечный путь и наша палатка.

На этом пост заканчиваю, на следующий день мы собирались подниматься на вулкан...

Описание остальных эпизодов поездки на Камчатку в конце августа 2019 года можно почитать по ссылкам ниже: