четверг, 28 декабря 2023 г.

Озеро Ачит-Нуур, путь через перевалы.

Продолжаю описание летней поездки по Монголии. Можно назвать это фото-зарисовками провинциальной ее части и природы страны. Здесь не будет фотографий, что называется, для портфолио. В прошлый раз рассказывал, как добрался до Ташанты через Алтай.

Проезд через границу начинается с очереди, долгого стояния в ней, продолжается разгрузкой вещей, досмотром, оформлением документов, заканчивается погрузкой людей и вещей обратно в салоны и на крыши машин.

В ближайшей деревне сразу за границей пообедали, поменяли деньги у перекупщика, купили местные сим-карты. Кстати, надо сказать, несмотря на огромные расстояния и горные просторы, перепады высот, связь регулярно появлялась, я не испытывал ее нехватку.

Тут же в деревне сделал снимок одного из вездесущих коршунов. Этих птиц, в основном, наблюдал только в населенных пунктах. Здесь они вовсе не боятся людей, заселяя и превращая в свои насесты и гнезда любые высоты из шестов, ворот, крыш домов и т.п.

Черный коршун.

Покинули цивилизацию, выехав за пределы деревни. Дальше простирались просторы, практически лишенные растительности, очень пыльные с гребенкой щебенистые дороги. На самом деле, это даже иногда щебенкой неправильно называть - просто горная поверхность, за столетия едва выровненная копытами и колесами разных поколений, имеющая определенное направление.

Немного о составе нашей экспедиции: Роман, Маша, которая выполняла функции гида и повара, 3 водителя, остальные туристы-фотографы. Всего, если не ошибаюсь, 15 человек. Транспорт: две видавшие виды Делики, Паджеро и прицеп. В нашей довольно большой машине сидело 6 человек, я занял переднее место слева от водителя Романа.

Через некоторое время заметили, что у впереди идущей машины прицеп начал сильно раскачиваться. Оказалось, вылетел и потерялся болт из крепления рессоры. Остановились для поиска и установки замены, которая тоже продержалась недолго.

Заехали в деревню с названием ХызылХайын, долго пытались выяснить у местных, где можно набрать воды. В конце концов, остановились в самом центре у местного банка. Там нашлась вода.

Подобная делегация из туристов, машин сразу привлекла всеобщее внимание, проезжающие мимо таращились на иностранцев, выгибая шеи. Сидевшие на лавочках пожилые жители удивили тем, что знали некоторые русские слова. Видимо, это наследие старых времен, когда отношения с СССР были на высоте, наш язык даже преподавали в местных школах. Большинство названий улиц, магазинов, знаки и вывески радовали наличием родной кириллицы. Правда, сами слова приходилось переводить в телефоне. Тут же стало понятно, что, например, 'сургууль' означает 'школа', 'барааны' - 'товары'. 'Дугуй засвар' можно было бы принять за 'дуговую сварку', на самом деле, эта фраза переводится как 'шиномонтаж' ('дугуй' - 'колесо', 'засвар' - 'мастерская'). Вот этот 'засвар' нам и нужен был.

Местные - весьма дружелюбны, нашлось несколько человек, пожелавших помочь с ремонтом поломки, один из которых хорошо говорил по-русски. Машину с прицепом отогнали в мастерскую. Пару часов, думаю, мы на все это потеряли. Те ребята даже вызвались нас проводить до озера. Потом, правда, выяснили, что у нас нет водки, и решили вернуться обратно. Спасибо им за помощь, но это была не последняя у нас поломка прицепа и не последняя поломка вообще...

Крупные камни на берегу озера.

Маршрут, с учетом потерянного времени, пришлось скорректировать, мы доехали уже на закате до озера Ачит-Нуур и разбили на его западном берегу лагерь.

Утром я поднялся раньше других, принялся снимать крупные камни на берегу. Возможно, не лучшее место. Был вариант - подняться на скалистые образования поблизости, но дальше от озера.

Прибрежная растительность Ачит-Нуур.

На булыжниках заметил птицу с пучком поденок для прячущихся где-то недалеко птенцов. Воробьев все видели, а с таким подарком - мало кто.

С подарком для птенцов.

В это время край солнца показался над горизонтом, расплескивая малиновое сияние вдоль далекой горной кромки. Дорожка на воде засияла золотом.

Солнце встает.

Надо сказать, что противоположный берег я снимал и на закате, и утром чуть позже. Сильные атмосферные искажения, колебания нагретого воздуха и большой размер озера не позволяли получить приемлемый результат. Да и снимок выше сделан 500-мм объективом, расстояние до того берега - больше 5 км!

Каменный дрозд с личинкой.

Поскольку солнце встало, а сборы еще не начались, я пошел гулять вдоль берега с телевиком. Вот эту птицу (выше) я никогда раньше не встречал. Это каменный дрозд (common rock thrush, Monticola saxatilis). В нашей стране не встречается, если верить описанию. Размножается в горных регионах с высотой от 1.5 км.

Кликун на фоне озера в полете.

Данный снимок с летящим лебедем-кликуном мне особенно нравится. Размытый берег вдали тут даже пошел на пользу, позволив сделать кадр в высоком ключе.

Я бы не сказал, что на озере очень много птиц, но они есть и разных пород. Хотя можно сказать и по-другому: озеро огромно, стаи птиц распределены по обширным водным пространствам, с берега многого не рассмотришь. Мне также встретилась тройка гагар, но интересного снимка не сделал.

Жаворонок.

А это, судя по всему, жаворонок, одна из его разновидностей. Несмотря на позу, снять его было несложно - птица просто зависла в воздухе на одном месте, и это обстоятельство помогло получить качественную картинку.

Паук или клещ?

После завтрака мы с Андреем собрали палатку, сложили вещи. Пока оставалось время, достал макро-объектив, обнаружил на камне интересный и непростой для съемки объект: быстрые и мелкие паучки размером меньше миллиметра носились без остановки. Я не нашел описания и названия 'паучка', ближайшее похожее - 'красный плодовой клещ'.

Коршун взлетает.

Дрон тоже поднимал для обзора. Найти интересный ракурс и композицию в этом месте оказалось непросто. Я не сразу понял, чем эти места для меня казались необычными. Деревьями! Вернее, их отсутствием. Растительность чахлая вдоль всего высокогорья, и только узкая полоска прибрежной полосы отличается сочной травой и обилием жизни.

Отражение солнца в озере и рябь.

Невысокие горные образования, про которые говорил немного выше, отбрасывали быстро уменьшающиеся тени. В правой части панорамы можно разглядеть белое пятнышко юрты. Видимо, там живут местные пастухи. Накануне дети оттуда приезжали на мопедах посмотреть на любопытных иностранцев.

Низкие горы и песок на берегу.

Сборы. Каждое утро приходилось свои дорожные сумки и баулы прятать в гермомешки - без них все бы пропылилось насквозь, - поднимать их на крышу и крепить веревками к решеткам. Вечером процесс повторялся в обратном порядке. Свой фоторюкзак я всегда держал в салоне при себе, чтоб быть всегда во всеоружии.

Вид с перевала.

На одном из перевалов остановились, чтоб дать моторам машин остыть. Особенно наша Делика имела тенденцию перегреваться на сложных подъемах, да с таким грузом.

Стадо бурых коз.

Здесь было прохладно. Выпадающий (очень редко, видимо) снег тут способен нарушить движение надолго. На спуске увидели ручей и стада пасущегося скота. Козы привлекли внимание однотонным цветом своих шкур.

Мама як.

Среди нескольких яков выделялся этот зверь с белой мордой, вызывая в памяти ассоциации с собакой Баскервилля.

Маленький яша.

Молодой яшка не оценил внимания публики и бросился искать защиту.

Мама с яшей.

Примерно так выглядят пастбища в горах. Каменистые склоны с зеленеющей растительностью. В верхней части кадра можно увидеть множество белых точек овец.

Горные пастбища и овцы.

Как уже говорил, снимать днем очень сложно из-за атмосферных искажений. Земля нагревается, колеблющийся воздух и испарения создают дымку, с которой приходится бороться уже в компьютере.

А здесь неожиданно видим целый хвойный лес. Наличие снегов на вершине горы намекает, что талые воды питают корни этих деревьев. И вообще растительность тут выглядит почти буйной, в других районах наблюдал низкорослую чахлую травку не выше 5 см, скот щиплет ее, потом перегоняется на новые территории. Пастухи ставят юрту на новом месте, и жизнь продолжается.

Склон горы и стада овец.

В голове звучали слова из песни Ревякина:

...Где несет лавиной всадников

Где насечкой медной метят грудь

Имя грозное клубит орда

Думы смуглых сожжены до тла...

Трудно ощутить, что двигало людьми прошлого. Я видел размеренную сельскую жизнь, в лицах людей читались добродушие и покой. Кажется, в жизни любой глубинки мало что меняется за целые столетия: время - как вода.

На очередном перевале заметил столб смерча, попросил Романа остановиться на пару секунд, высунулся из окна, сделал несколько кадров, и мы покатились вниз дальше.

Смерч в долине и дороги.

Так примерно и выглядят тут дороги: петляющие, каменистые. При движении выбираешь любую, которая соответствует твоему направлению.

Паттерны.

Снова перевал, не такой высокий на этот раз. Остановка с целью дать мотору немного остыть. Выхожу, осматриваю горы вокруг. Глаз радуется формам, цветовым контрастам, переходам и разнообразным паттернам.

Круглые холмы.

А это просто группа ирисов. Снимок понравился красивым размытием фона. Подобные цветы - настоящая роскошь горных просторов.

Ирисы.

Далее спустились на равнинную часть и двигались уже по хорошей дороге. День заканчивался, приближался вечер. Разбивать лагерь в темноте - не очень приятное дело. Мы не успевали добраться до запланированной локации, поэтому пришлось выбирать место для ночлега где придется. О том, как попали и пережили песчаную бурю, а потом добрались до пустынных дюн, расскажу в следующий раз.

Описание остальных эпизодов поездки в Монголию летом 2023 года можно почитать по ссылкам ниже:

Комментариев нет:

Отправить комментарий