среда, 10 января 2024 г.

Дюны. Грифы. Дорога до Хар Нуур.

Поскольку вечером небо затянуло тучами, ночью можно было спать - звезд все равно не видно. Утром выбрался из палатки, направился в сторону самой высокой обзорной точки. Побродив немного, облюбовал место со скалистыми выступами, украшенными желтыми цветами ракитника. Дюны сверху были как на ладони.

Панорама с речкой Хунгой гол.

Рассвет не особенно порадовал: солнце поднималось над горизонтом в тучах, чуть-чуть подкрасив их краешки розовым. Лагерь на снимке скрыт за камнем справа на снимке. Из множества вариантов данная панорама нравится больше всего.

Вид с дрона над дюнами.

Скоро стало светлей, вдоль берега куда-то потянулись вереницы скота. Уже можно запускать дрон...

Линия песка.

Надо признать, территория песков тут не такая обширная, а барханы не такие крупные, как в известных пустынях мира, но при желании можно сделать интересные кадры любой техникой.

Еще один ракурс над Хунгой гол.

Дюны снимать легко и увлекательно. Линии, формы, текстуры, оттенки цветов и теней выстраиваются в постоянно меняющиеся абстракции. Использовал, как водится, ФР 500 мм. Кадр ниже вообще считаю одним из лучших за поездку.

Дальше пойдет череда фотографий дюн, буду вставлять между ними текст - порассуждаю на тему красоты, а натолкнули на это мысли Т. Манна из книжки "Иосиф и его братья". И что он там пишет?

"Разве от этого слова и этого понятия не веет скукой? Разве красота - это не идея величественной бесцветности, не блажь педантов? Говорят, она основана на законах; закон обращается к разуму, а не к чувству, которое у разума не ходит на поводу. Отсюда и унылость совершенной красоты, при которой нечего прощать. А чувство непременно хочет что-то прощать, иначе оно, зевая, отворачивается..."

Глубоко копнул. Правда, он там пишет про людей (конкретного человека), но думаю, что красота - универсальное понятие, мне-то его мысли хотелось притянуть к пейзажной фотографии.

Действительно, можно изучить правила и законы съемки и применять их всюду. Иногда вижу очень "правильные" картинки то тут, то там. И все в них есть: и размещение ключевых точек по третям, и баланс отдельных элементов, тонов, переходов и т.п., и обработка - по высшим стандартам, а чувство это не будит. Красивую фотографию можно объяснить правилами и разложить на составляющие, а из хаоса отдельных элементов сложить пазл и получить шедевр - то, что будит чувства, - достаточно трудно.

Каждый фотограф проходит несколько стадий. Заставляет его взять в руки камеру желание сохранить в памяти какой-то момент, который оставил глубокое впечатление, будоражил воображение и чувства. Вот только одного желания мало, нужно изучить предмет хотя бы поверхностно. И он его изучает..., чтобы потом прийти к выводу, что нарушать законы - иногда даже лучше, чем соблюдать.

Другое дело, что возникает вопрос: надо ли вообще снимать? И фильм тут вспоминается легкий ("Невероятная жизнь Уолтера Митти"), в котором есть отличная сцена: фотоохотник, долго выслеживавший барса, стоя за штативом с камерой и теле-объективом, говорит главному герою, что, мол, можно ведь и не снимать, а просто наблюдать, сохранив момент и чувство в памяти. Возможно, некоторые фотографы поддаются соблазну отложить интерпретацию и 'переваривание' в чувство красоты "на потом" с помощью снимка, а еще хуже - поделиться им с широкой публикой, чтоб снять с себя это бремя? Тогда можно подумать: не лучше ли вернуться к 'простому' созерцанию? Именно оно ведь лежит в основе западной философии, насколько помню.

Еще один аспект упомянут в книжке Барта "Camera lucida": он там называет фотографов не иначе как "агентами смерти", которые, сами не подозревая, носятся по всему миру и 'замораживают' своими камерами время, омертвляя действительность. "Фото — это способ, каким наше время принимает в себя Смерть, а именно, пользуясь обманчивым алиби плещущей через край жизни, профессионалом фиксации которой в каком-то смысле является Фотограф." Философ, однако. Надо бы перечитать.

Однако Барт анализировал интересные выполненные по всем правилам фотографии. Как бы он назвал известный картиночный сервис, запрещенный сейчас в России, в котором публикуются тысячи снимков в секунду? Конвейером смерти, не иначе. Данный культурный феномен современности, думаю, никем - уровня этого же Барта - не изучался. Делает ли кого-то данный сервис счастливым? Опросы показывают, что многие люди страдают от депрессий, не испытывая в реальной жизни и доли того, что демонстрируют в своих лентах знаменитости. Понятно, что их снимают профессионалы, но большая часть выкладываемых фоток - явно низкого уровня и технически, и в смысловом плане.

Возвращаясь к красоте... Надо ли стремиться ее создавать/воссоздавать и делиться с людьми, будя в них чувство, или вернуться к созерцанию... и тому же чувству? Вопрос открытый. Я это все шутливо пишу, но в каждой шутке есть доля правды. Есть над чем подумать.

Две птицы на фоне дюн.

После возвращения в лагерь палатки были свернуты и уложены в чехлы. А я давно уже как заметил два темных пятнышка на фоне песков. Приглядевшись, понял: грифы!

Гриф.

Схватив телевик, начал подбираться к птицам ближе. Сапог у меня не было, речку переходить в брод не хотелось, поэтому подходил к берегу на корточках и перемещался вдоль него осторожно, чтоб не спугнуть грифов. Вскоре ко мне присоединились другие фотографы. Компания наша посягала на безопасную для птиц дистанцию, и они поднялись наконец в воздух.

Гриф в полете.

Вскоре появилась еще одна возможность задействовать теле-объективы: погонщик верблюдов, посетивший наш лагерь, повел свое стадо вдоль песков, а потом прямо в верх вдоль склонов дюн, пока все не исчезли из виду.

Погонщик и верблюды.

Собрав и погрузив вещи, отправились в путь вдоль степной дороги. Очередная поломка транспорта. И возможность понаблюдать за местной флорой...

Цветок астрагала.

Разглядывая в очередной раз снимок ниже, мне снова захотелось вернуться к книжке Ролана Барта "Camera lucida".

Незамысловатая картина: трое водителей чинят машину, по-русски обмениваясь шутками-прибаутками и казарменным юморком. Самый старший лежит буквально под машиной, вызывая ассоциации с анекдотом, в котором сантехник из канализационного люка говорит подручному: мол, вечно ключи будешь подавать. Диссонансом в этой картине выглядит странная фигурка человека (почти инопланетянина) в стороне и ее необычная поза, в которой читаются искреннее любопытство и почти детская непосредственность.

Подобный субъект или деталь снимка Барт называет термином 'punctum' - то, что цепляет, укалывает и т.п. Откуда взялся этот человек? Он мог прибыть сюда на машине времени из будущего или из прошлого 100, 1000 лет назад. Что изменилось за это время кроме кроя и цвета одежды? Та же пластика тела, те же азиатские черты и восточный манер одеваться. Сестра предположила, что это старик Хоттабыч.

Ремонт в дороге.

Раздвину немного рамки 'кропа'... Где-то в монгольской степи у нас произошла поломка машины: камень пробил радиатор, повредил что-то в ходовой части, ремонт был неизбежен. Увидев иностранцев, местный пастух подъехал на мотоцикле и просто стал наблюдать за нами. Для его размеренной жизни произошедшее - событие. Наверное, это для него мы могли казаться инопланетянами.

Обалденная сцена, и снята на телефон. Я даже хотел удалить эту картинку со всяким мусором, но чем дольше о ней думал и о том, чем она меня 'зацепила', тем больше проникался содержанием. Красоты тут нет, зато есть 'punctum', есть чувство.

Дороги Монголии.

Снова впереди простирались бесконечные просторы высокогорья, дороги часто тянулись параллельно друг другу, обозначая направление. Выбирай любую - они одинаково пыльные и неровные, где-то гребенки меньше, где-то больше.

Красавка.

Наша машина шла в вечно пыльном хвосте колонны. Когда впереди встретился журавль-красавка, мой конкурент с телевиком Леонид уже что-то успел снять, когда мы подъехали, и я тоже попытал счастья.

Канюк в поле.

Кажется, на снимках - канюк. Он сидел где-то в степи возле добычи с одной стороны дороги, потом перелетел на другую. Cнимал прямо из открытого окна машины.

Канюк в полете.

Часто вокруг простираются пространства столь суровые, что нет вообще никакой живности - одни камни и пыль, иногда с чахлыми кустиками травы, которую щиплет скот. Деревья очень редки, могут встретиться только у ручьев. Здесь наткнулись, можно сказать, на оазис жизни.

Обыкновенная каменка.

А у нас как раз случилась поломка в дороге, появилась возможность поглядеть на сурков и разных птиц. Звери ожидаемо попрятались в норы, сторож высунул морду на поверхность и ждал, когда опасность (я) уйдет прочь.

Сурок в режиме сторожа.

Однако, никому не советую лезть с сурками обниматься и делать себячки, можно подхватить самую обыкновенную бубонную чуму. Не от зверьков, конечно, а от их спутников - блох.

Сурок, вид поближе.

Про поломку... Ослаб, прогнулся и обломился уголок дышла прицепа. Наши водители сначала пытались его починить, прикрепив мощный домкрат. В наличии было множество инструментов, включая УШМ. Близился вечер, ехать до нужной точки было еще прилично. Приняли решение распределить груз из прицепа по машинам, откатить его с дороги, чтоб на следующий день приехать и заняться ремонтом всерьез. Все сели в транспорт и покатили к озеру Улаагчийн Хар Нуур, о нем расскажу в следующий раз.

Описание остальных эпизодов поездки в Монголию летом 2023 года можно почитать по ссылкам ниже:

Комментариев нет:

Отправить комментарий