суббота, 9 февраля 2019 г.

Осенний Алтай. Долина Акколь.

Продолжаю предыдущий пост. В прошлый раз закончил на том, что лег спать в натопленной как в бане юрте. Дрова в печке довольно быстро прогорели, и под утро стало прохладно, если не сказать, что холодно, поэтому я даже залез в спальный мешок. Спал плохо, а вскоре подошло время вставать на рассветную съемку. Народ неохотно начал подниматься, одеваться, было холодно и неуютно. У меня имелась среди вещей упакованная теплая куртка, так что я одел ее. Проверил еще раз камеру D850 - мертвая. Сложил в рюкзак дрон и вышел наружу.

Петли Чуи в западном направлении.

План был - отправиться на горную высотку в северо-западном направлении от кемпинга, оттуда поснимать окружающие просторы. Я вначале держался скорости, с которой почти бежала Марина, потом мы немного разошлись, поскольку можно было выбирать разные пути. Почувствовал, что от такого темпа ходьбы в гору с непривычки разболелось колено - видимо, потянул связку (до сих пор полностью не зажило).

Добрался почти до вершины, оттуда открылся вид с рекой, степью и горами на много километров. Я стоял на южном склоне горы, так что можно было наблюдать пейзажи по обе стороны от меня. Поднял дрон в воздух, хоть было сыро и ветрено. Еще не полностью рассвело, но из-за туч это было неочевидно. На западе над горными хребтами наблюдалась низкая облачность, туман это был или дождь - непонятно.

Какое-то время глядел в экран смартфона, управляя своим летательным аппаратом. Вскоре ветер усилился, пелена непогоды двигалась, как оказалось, вдоль реки в мою сторону. Направил дрон обратно, вскоре он висел в двух метрах над камнями, плясал и подпрыгивал от порывов ветра в воздухе, а я его привычно пытался поймать одной рукой снизу. Задубевшие на холоде пальцы попали таки в лопасти винтов, боль была приличная, к счастью, кожу не прорубило. Наконец - удачная посадка. Засунул руки в варежки, закутался поплотнее. Уже вовсю сеял мелкий дождь. Стоял и наблюдал, как появились в небе радуги, как на востоке вдоль горизонта расплывалась, подчеркивая контуры облаков, розовая краска. Жаль, снимать было нечем.

Взгляд на восток с воздуха.

Направился обратно в сторону нашей юрты, хотелось вернуться пораньше, чтоб успеть подзарядить аккумулятор дрона. Сегодня намечалась поездка в долину Аккол.

Роман, видимо, нанял две машины УАЗ, которые подъехали после завтрака за нами. На нашем микроавтобусе по бездорожью, конечно, ездить плохо. Расселись по сиденьям "буханок". В нашей водителем был пожилой алтаец по имени Валерий. Он, очевидно, много знал о здешних местах, поскольку в пути рассказывал разные интересные случаи в деталях и с подробностями. Жалко только, что в салоне было очень шумно, я мало что расслышал из его речи, поскольку сидел сзади.

Вначале ехали по Чуйскому тракту на восток. В одном месте близко у обочины увидели небольшую группу двугорбых верблюдов с альбиносом среди них, остановились и стали снимать. Животные с гордо поднятыми головами перешли дорогу, а мы тронулись дальше.

У Ортолыка свернули на юг, переехали по мостам через реки Чую и Елангаш и двинулись на запад по асфальтовой дороге, которая позже превратилась в грунтовую, кажется, после населенного пункта Бельтира.

Речка Талдура у села Бельтир.

Валерий рассказал, что во время землетрясения в этом селе когда-то были разрушены практически все дома, а на стадионе возник гейзер высотой несколько метров и бил какое-то время. После этого значительное число жителей покинуло родные места, позже часть жилья была восстановлена, но до сих пор на территории Бельтира видны разрушенные каменные постройки. Видимо, он имел в виду землетрясение 2003-го года магнитудой 7.3 балла, когда на территории Алтая было повреждено много домов, школ, больниц. Бельтир пострадал больше всех, был практически полностью разрушен. Говорят, событие предчувствовали первыми животные; коренные жители, знающие свой горный край, вовремя покинули свое жилье, поэтому официально жертв не было.

Севернее села начинается уже упомянутая раньше (по Марсовым горам) Чаганузун, в нее впадают речки Талдура и Чаган. Вдоль последней мы двинулись дальше на юго-запад. Впереди начинались дороги, не обозначенные на картах, но которые хорошо знают местные.

В одном месте мы остановились посреди степи, увидев пасущийся скот и яков среди них. Валерий сказал, что это сарлык - местное название животного. Возможно, как пишут в интернете, оно может быть связано с монгольским "сарлаг". Наши вышли из машин и стали фотографировать. Телефоном я снять ничего не мог, поскольку нужен был телевик, поэтому поднял в воздух дрон, полетел на малой высоте. К сожалению, яки и коровы пугались жужжащего чужака и начинали разбегаться, так что фотографий нормальных не сделал, сохранился кое-какой видеоряд, возможно, потом что-то из него попадет в ролик, который буду монтировать позже. Яков на Алтае, как я узнал позже, немного, встречаются редко поодиночке или небольшими группами. Пишут, что у нас в стране их больше всего в Тыве. Размер крупных особей достигает 4 метров в длину и тонны в весе. Гиганты.

Коровы мне показались немного непохожими на тех, что привык видеть в привычной равнинной местности. Запомнилось, что они были чуть меньше размером, более мускулистыми и приземистыми что ли. Возможно, их скрещивали с яками, которые лучше переносят разреженный горный воздух и морозы.

Речка Чаган, высота 2162 м.

Снимок выше сделан с воздуха недалеко от места слияния рек Чаган и Кургал. Последняя, видимо, стекает с гор, я нашел на своем видео только пересохшее русло, возможно она оживает в более теплый сезон при таянии снегов.

Где-то на километр выше по течению Чаган делает несколько поворотов, на левом берегу одного из них можно разглядеть домик и какие-то постройки - видимо, это одна из стоянок пастухов. Кстати, вода имеет молочный оттенок, это цвет реки Акколь, в долину которой мы направлялись, и которая впадает в Чаган дальше.

Слева видны предгорья Южно-Чуйского хребта с желтыми пятнами лиственничных лесов на склонах.

Ущелье с речкой Чаган и стоянка пастухов.

Тронулись в путь дальше. Все время нашего движения где-то впереди среди гор на юго-западе клубились темные тучи. Зато над нами было светло, и плыли кучевые облака. Интересно, что нас ждало впереди?

Машины преодолели несколько небольших перевалов, и перед нами открылся вид на каменистую долину. Встретился на пути первый живой человек - пастух, видимо. Остановились, вышли наружу посмотреть на окрестности. Дул довольно сильный и неприятный ветер, поэтому я накинул капюшон на голову. Запустил дрон.

Стоянка пастухов в долине Акколь.

В правой части долины можно увидеть пару домов, большой загон для скота. Когда потом проезжали мимо, заметил несколько аккуратно выложенных куч с брикетами сухого навоза - кизяком. Видимо, это зимняя стоянка для пастухов с запасом топлива для обогрева. Очевидно, древесину в этих местах добыть или привезти очень непросто даже для обустройства этих жилищ, не то что для дров.

Кстати, по поводу названий... На карте Яндекс.maps можно найти в данном районе реку Аккол, озера Аккуль, Каракуль. В справочниках и на информационных стендах упоминают долину, реку, озеро Аккол, а проводник говорил "Акколь". Короче, путаница. Из того, что я услышал, 'Ак' переводится как 'белый', а 'коль' - озеро, т.е. 'белое озеро'. Что такое 'куль'? Наверное, тоже 'озеро', точно не знаю. Так что я буду использовать название Акколь как и местный проводник.

Долина реки Караоюк.

Когда поднялся на максимальную для дрона высоту 500 метров, стало хорошо видно всё как на ладони: протянувшиеся на юго-запад три параллельные горные гряды, а между ними долины рек Акколь (справа) и Караоюк (слева). Вдоль последней было видно, как снежный буран двигался в нашу сторону. Облачность казалась низкой, но на самом деле там местность и так возвышенная, высота съемки - 2960 метров, кроме того камера дрона имеет широкоугольный объектив, поэтому все выглядит немного в уменьшенном масштабе.

В долине Акколь можно увидеть озеро Акколь и более темное Караколь ('кара' - 'черный', т.е. черное озеро):

Долина Акколь.

Снимать с земли в том месте, где мы остановились, особенно нечего, поэтому все вернулись в машины, а мне пришлось торопиться и возвращать с высоты дрон, чтоб не заставлять себя ждать. Наконец - мягкая посадка в мою руку, и мы поехали дальше. У Караколь повернули налево и пересекли довольно бурный ручей, вытекающий из озера. Дальше дорога шла вдоль берега Акколь. Там сделали еще одну остановку поснимать. Пошел снег, но я все равно запустил дрон и сделал несколько обалденных картинок:

Заряд снега над долиной Акколь.

Акколь - довольно большой водоем, я бы оценил расстояние между берегами в 100 метров в самом широком его месте. По словам проводника, здесь много османа и хариуса, можно рыбачить. Перелетев на ту сторону, немного прошел на малой высоте вдоль склона. По нему бродили и паслись коровы. Потом вернулся - надо было беречь энергию аккумуляторов.

Лужица.

Мы снова сели в машины и вскоре добрались до конечной остановки нашего маршрута. Там высадились на берегу речки, больше похожей на ручей, с названием Нижний Тураоюк, нам дали времени на прогулку вокруг часа полтора, все разбрелись кто куда.

Панорама долины Акколь.

Я отправился вдоль этого потока шириной около метра до впадения в Акколь, а потом вдоль ее берега вверх по течению. Фотоаппарата у меня не было, и я уже даже начал привыкать к этому: иногда хорошо просто пройтись по незнакомому месту, рассматривая все вокруг без навязчивой тяги то и дело нажать на кнопку спуска затвора. Впрочем, с собой был телефон, который изредка доставал и использовал в качестве камеры.

Нора какого-то зверька.

На самом берегу лежал разный валежник, камни, частично покрытые льдом, иногда встречались следы копыт пасущегося скота. Глина и песок имели белый цвет, я сфотографировал один из паттернов:

Глина на берегу.

Вскоре Акколь сделала небольшой поворот с левой стороны долины на правую, я прошел вдоль иссеченного в трещинах берега и вышел на дорогу. Небольшой снег то переставал идти, то начинал снова. Я заприметил группу лиственниц, вереницей поднимающихся по склону, захотел сделать пролет дроном над ними. На это у меня ушло бы совсем немного энергии, поэтому поставил наполовину разряженный аккумулятор, а после съемки установил свежий. Возможно, полученный отрезок видео тоже потом попадет в ролик.

Вид на долину сбоку.

Нашел на склоне груду валунов, забрался на нее, сел на сидушку и снова полетел вдоль склона. Идти дальше пешком я не собирался, хотя хотелось бы, поскольку уже устали ноги, болело колено, к тому же времени оставалось немного. Как здорово, что у меня был дрон, в прежнее время требовалось гораздо больше усилий на преодоление препятствий, длинных и тяжелых подъемов, чтобы ... обнаружить, что точка съемки не очень удачная. А теперь я сидел и глядел в экране смартфона сквозь легкую дымку летящих наискось снежинок на медленно проносящиеся мимо крутые склоны, валуны, лес. Поднялся на максимальные 500 метров, прошел вдоль уходящей направо седловины. Где-то в этом районе должна находиться вершина с высотой 3534 м (судя по карте). Позже я рассмотрел на видео уголок озера, из которого с этой самой седловины стекает небольшая речка Верхний Караоюк и впадает в Акколь. Для того чтобы пролететь вдоль этой седловины, мне не хватало высоты, к тому же дрон обязательно бы потерял связь из-за каменных гребней между нами.

Вертикальная панорма с белой рекой на высоте 2918 м. над уровнем моря.

На поднимающуюся впереди справа вершину я и не надеялся взлететь - слишком высоко, поэтому продолжал лететь и снимать над Акколь. На левом горном склоне ниже границы снегов стекают и скапливаются талые воды в небольшие безымянные озера-лужицы, одно из которых можно разглядеть на фото ниже.

Горизонтальный кадр над Акколь.

Дальше с подъемом высоты на склонах уже не встречались лиственничные леса - только лишайники, мхи и редкие травы. Было бы здорово пролететь до места, где начинается река, но подходило время возвращаться. Те склоны вдали остались покрытыми снегом и налетом мистики.

Milky way?

Вернул на землю, сложил в рюкзак дрон и пошел потихоньку назад в сторону машин. Задержался еще ненадолго у группы лиственниц, они эффектно смотрелись на фоне гор. На фото ниже среди травы - песок белого цвета, это не снег.

Лиственница на фоне гор.

Народ неспешно подтягивался к машинам, потом все забрались в нашу "буханку", пообедали разными консервами, колбасой с хлебом, сыром и т.п., попили чай из термоса. Можно было возвращаться на базу, поскольку день и так выдался довольно серым из-за погоды, постепенно становилось еще темнее, а путь назад через перевалы казался тоже непростым.

Каменистый склон и лиственницы.

Проезжая мимо стоянки для пастухов, я попросил остановить у кучи кизяка, подготовленной для обогрева домов. "Ты будешь это снимать?!", - удивленно спросил проводник Валерий. Я сказал: "Да!". Следовавшая за нами вторая машина тоже остановилась, и все смотрели, как я вышел и стал щелкать своим телефоном. Было смешно. Правда, фото получилось не очень, да и разбавлять навозом мой пост не хочется! Еще можно было сфотографировать небольшой водопад реки с названием Кызылкая, но до него надо было прилично идти, а у меня уже устали ноги, так что я залез обратно в машину, и мы двинулись дальше.

В этот раз ехали немного другим маршрутом, дорога, которую знал только наш проводник, была местами покруче, чем раньше. В одном месте остановились на небольшой каменной площадке, с которой открывался вид в обе стороны ущелья. К сожалению, пошел густой мокрый снег, я попытался полетать на оставшемся заряде аккумулятора, но камера постоянно теряла фокус из-за плохой видимости, не говоря уж о том, что в такую погоду вообще не рекомендуется запускать дрон.

После нескольких крутых подъемов и спусков по перевалам выехали на более равнинную степную территорию. А вскоре добрались до более наезженной дороги, вечером уже были снова в своей юрте.

Это был один из самых удачных дней моей поездки на Алтай. Думаю, что при наличии ясного безоблачного неба изображения могли получиться даже менее интересными. А так нам удалось застать снежную бурю в сентябре, поглядеть на драматичную смену горных пейзажей от кажущихся, на первый взгляд, блеклыми озер, практически лишенных растительности, до желтого покрывала лиственниц вдоль поднимающихся склонов и до заснеженных пиков, скрывающихся во мгле непогоды. Долина Акколь может для кого-то выглядеть неприветливой с ее аскетичными каменистыми просторами, но лично я там ощущал тот особый суровый дух удаленных уголков страны, что приподнимает тебя над землей и заряжает энергией.

Место показалось пока не очень часто посещаемым и замусоренным. Возможно, о нем еще не многие туристы узнали, другое дело - что добраться сюда непросто. Надеюсь, что последнее обстоятельство не будет меняться в ближайшее время. Что касается съемки, то самые эффектные изображения, как мне кажется, получились с дрона. Поскольку мы не застали ни рассвет, ни закат, а приехали в обед, использовать полноформатную D850 особого смысла не было. Но все же я бы хотел, чтоб имеющийся в наличии смартфон снимал лучше. У меня сохранилось сильное желание здесь побывать еще раз. И лучше бы с ночевкой.

До встречи в следующей заметке про Алтай.

Описание остальных эпизодов поездки на Алтай в сентябре 2018 года можно почитать по ссылкам ниже:

Комментариев нет:

Отправить комментарий