воскресенье, 10 февраля 2019 г.

Осенний Алтай. Урочище Ештыкель, озеро Джангысколь.

В прошлый раз закончил на том, что мы вернулись в юрту... Непогода, видимо, гналась за нами вслед из долины Акколь, стало прохладнее, дул резкий ветер, создавая сильную тягу в печке и сопровождая протяжным завыванием, действовавшим на психику. Стены были выложены из прессованной соломы и деревянной обрешетки, которая поднималась до самого купола и прижимала ковры с национальными узорами к верхней части юрты.

Жена Дмитрия жаловалась на сквозняки, поэтому он опять, как в прошлую ночь, подбросил целую охапку дров в огонь, вскоре стало жарко, хоть дверь открывай. Валерий вызвался поддерживать огонь ночью, для чего завел будильник.

Утром проснулись, было тепло от печки. Закончилась вторая и последняя ночь в Тыдтуярыке, в этот день мы собирались ехать в сторону озера Джангысколь. После завтрака упаковали вещи, загрузили их в прицеп нашего микроавтобуса и отправились по уже ставшему знакомым Чуйскому тракту на запад.

Вид с дороги на окружающие горы.

Опять за окном проплывали шикарные осенние пейзажи. Проехали Чаган-Узун. На севере от дороги плыли густые свинцовые снеговые тучи, закрывая склоны гор Курайского хребта. Мы остановились на обочине, все вышли снимать. Вынул свой телефон и тоже попытался что-то запечатлеть:

Непогода.

Вскоре приехали в поселок Курай. Там нам предстояла пересадка на трехосный ЗИЛ-131. Пришлось снова выгружать и загружать вещи. Ринад остался в Курае вместе с автобусом. Наш новый водитель завел машину, Роман сел с ним впереди, мы все остальные расселись в салоне сзади.

Проехали примыкающее к Кураю село Кызыл-Таш, вскоре приблизились к Чуе. Моста, видимо, поблизости не было, поэтому переезжали вброд по диагонали. Выбрались на другой берег и покатили по равнинной степной территории в сторону гор Северо-Чуйского хребта. Несколько раз переезжали небольшие речки. Сеял дождь, иногда сменявшийся снегом, некоторое время валила густо крупа. Снаружи казалось холодно. Следующую ночь предстояло провести в палатке. Как оно там будет?

За окном проносились красивые места, но мы, к сожалению, нигде не останавливались. Можно было снимать сквозь стекло, что все и делали время от времени.

Напрямую, по карте, от переправы через Чую до Джангысколь - около 19 км, но реально там - большее расстояние из-за особенностей местности, так что можно их смело умножать на полтора. Путешествие не казалось утомительным, поскольку каждый мог, не отрываясь, глазеть на окружающие красоты, хотя в ЗИЛ-е сидеть было довольно жестко - качало и подбрасывало на любых неровностях местности, приходилось все время держаться за поручни. Мы еще не знали, какова дорога нас ожидала на подъеме в Актру на следующий день... Машина 3-х осная и проходимая, но не очень комфортная. Так или иначе скоро мы остановились у озера, которое и оказалось Джангысколь. Там мы спустились по лесенке на землю и огляделись, все захватили свои фотоаппараты.

Перед нами раскинулось широкое блюдце водоема, обрамленное с противоположной стороны островками немногочисленных деревьев, а с нашей - сухими травами, покрывающими влажный и топкий берег шириной до 10 метров. За озером тянулась болотистая полоса, оказавшаяся, как позже выяснилось, поймой речки Куркурек. Дальше поднимался густой желто-зеленый лиственничный лес, опоясывающий склоны гор до определенной высоты, после которой начинались голые камни и скалы, покрытые вечными снегами и ледниками, и заканчивающиеся вершинами, в тот момент скрытыми от взгляда густыми снеговыми облаками.

Панорама с вершинами гор Северо-Чуйского хребта.

Оказывается, это была временная остановка, сюда мы собирались вернуться позже после посещения еще одного озера дальше. Снова отправились в путь, дорога обогнула озеро по террасам поднимающегося по правую руку холма, потом нырнула в лес. Опять замелькали за окном деревья в осенних нарядах. На склонах были видны пасущиеся лошади. Через несколько километров мы выехали из леса мимо какого-то низкого обветшалого домика и прибыли на берег озера Караколь. Судя по всему, на карте Алтая водоемов с таким названием несколько: всегда и в любой местности есть свои 'белые' и 'черные' озера (здесь, Акколь и Караколь).

Роман принялся кипятить чай для обеда, все остальные принялись бродить вокруг, осматривая окрестности. Я тоже прогулялся вдоль озера, включая иногда телефон для съемки. Озеро выглядело менее живописно, чем Джангысколь, хотя и показалось большим по размерам: покрытые травой берега были сильнее залиты водой, уходящий на запад горный хребет терял высоту, а на востоке был частично закрыт небольшим бугром леса.

Впрочем, как всегда в фотографии главную роль играет свет. Если приготовить, поднявшись немного по склону холма, и подать блюдо рельефного пейзажа под аппетитным соусом - освещением на закате или рассвете, его будет уплетать любой гурман за обе щеки обоими глазами. В данный же момент ветер продолжал нести с востока снег, и тот налипал на темной от влаги коре деревьев, стоявших на границе леса. Дальние склоны гор были окутаны облаками.

Вскипел чай, все подошли к месту обеда. После мы забрались в салон. Я увидел, что наш водитель начал крутить рукоятку кривого стартера(!) спереди машины. Вот почему мы редко останавливались в пути: ЗИЛ-ок старый, заводился только ручником.

Половина группы испугалась холодной предстоящей ночи и непогоды и решила ехать в Курай в гостиницу. Валерий отдал мне свою зеркалку Nikon D750 поснимать на вечер и утро, чему я был очень рад.

На обратном пути увидели, что лучшее место для установки палаток занято - прибыли местные рыбаки на "буханке". Пришлось проехать вдоль берега Джангысколь до его середины. Там мы остановились, начали выгружать вещи. Попрощались с уезжающими в Курай, и машина оставила нас впятером, тронувшись в путь.

Табун лошадей на берегу Джангысколь.

Снег к этому времени перестал идти, сквозь тучи начало пробиваться солнце. На склоне холма показался табун лошадей всех раскрасок: гнедые, серые, белые, впереди бежал черный конь, сзади замыкала строй кобыла с жеребенком. Девушки отправились в их сторону, чтоб поснимать с близкого расстояния.

Снеговые тучи рассеиваются.

Наконец появилась возможность снимать нормальным фотоаппаратом. D750, конечно, попроще моего D850, но и его было достаточно, только вот настройки были все другие, расположение кнопок непривычное, пришлось тратить время на знакомство с новой техникой.

Панорама с горой Куркурек Северо-Чуйского хребта.

Если не ошибаюсь, на панораме выше видна вершина горы Куркурек высотой 3982 метра - почти четырехтысячник. Куда бы ни смотрел в округе, глаз всегда притягивался к ней. Там вверху среди царства вечных снегов и ледников не прекращаются бураны и метели, плывущие облака цепляются за каменные гребни, задерживая свое движение.

Буран наверху.

Тучи расходились, пелену непогоды стали пробивать лучи солнца, захотелось подняться на холм, чтоб с высоты увидеть, как менялось все вокруг. Таким образом мы все направились по берегу озера в сторону возвышенности. Я то и дело останавливался, раскладывал штатив и снимал удивительные сцены светопредставления. По поверхности озера плавала стая уток, около десятка, кажется, лысухи. На фото ниже их можно увидеть, если присмотреться, в левой части.

Игра света.

На склоне в данном месте было голо, торчал единственный обгоревший ствол какого-то хвойного дерева, росло много разных трав, а чудные рисунки мхов и лишайников я мог бы подолгу разглядывать при наличии времени. Нашел для кадра молодую лиственницу:

Молодая лиственница, снято на телефон.

Карабкаясь по каменистым террасам холма, мы периодически останавливались для оценки перспективы и точки съемки. Я расположился где-то на половине его высоты, место показалось оптимальным. В кадр попадали и текущая зигзагами внизу речка Куркурек, и вся ее заболоченная территория, лес и горы, над которыми зависли очень кстати облака. Солнце двигалось к горизонту на западе, раскрашивая всю сцену радостными красками.

Река и гора Куркурек в закатных лучах солнца.

Поставил телевик 70-200 и попробовал горы с облаками снять поближе:

Склоны гор на закате.

Становилось все темней, солнце скрывалось за горизонтом. Последний кадр сделал по направлению на восток, где заметил слабый тающий розовый свет. Можно было перевести дух от волнения, сложить технику и идти в сторону нашего лагеря.

Тающий свет на востоке над урочищем Ештыкель.

Перед съемкой заката Роман развернул две палатки, мы ему помогали их установить. Теперь он собрался варить с помощью газовой горелки кашу. К нам подъехал на машине водитель рыбаков. Поговорили о том, о сем. Он напилил для нас небольшую вязанку дров для костра, с идеей которого все время носилась Наташа.

Я развел огонь на старом костровище, пока ожидали кашу. Потом поужинали, стало уже совсем темно, можно было что-то увидеть только с помощью налобного фонарика. Но вскоре появилась над горами луна. Подумалось: вторая фаза. Прибывающая. Местность вокруг на берегу и вдоль холма окрасилась серебристым светом, так что можно было теперь обходиться без искусственного. На вершинах гор непрекращающийся ветер все так же поднимал метели и гнал клочки облаков. Сияли звезды.

Лунный пейзаж в горах.

После ужина погуляли немного под луной, потом решили укладываться спать. Я снял ботинки, посушил и погрел ноги у гаснувшего костра, одел носки из верблюжей шерсти, что купил на днях в Кош-Агаче, и полез в палатку.

Спокойной ночи, ой, до встречи в следующей заметке!

Описание остальных эпизодов поездки на Алтай в сентябре 2018 года можно почитать по ссылкам ниже: