вторник, 26 февраля 2019 г.

Осенний Алтай. Прощание с Актру, долина реки Куектанар, путь назад в Новосибирск.

С утра над горами показались облака, над склонами клубились густые испарения, озеро Сачки за ночь покрылось почти полностью льдом. Прибыл наш знакомый ЗИЛ-ок, и после завтрака мы начали носить в машину все свои вещи. На улице было холодно.

Когда груз сложили в задней части салона, расселись сами, двинулись в путь. Было около 9 часов местного времени. В конце долины Актру остановились, вышли наружу окинуть взглядом на прощание местные красоты.

Прощание с Актру.

Речка укротила свой бурный норов, оставив позади крутые пороги, и простиралась тут спокойной широкой лентой, перемывая гальку. Западные склоны были ярко освещены солнцем, лиственничный лес радовал глаз осенним нарядом, тогда как восточные оставались в утренней тени. На заднем фоне высилась гора Караташ.

Следующая остановка и высадка - у знакомого болотца, мы обходили водоем по высокому берегу сбоку. Какой-то джип тоже испуганно жался к его крутому склону, буксуя, пытаясь объехать глубокое место.

Дальше все происходило как и в прошлый раз: мы сидели, крепко вцепившись в перила, машина шла на пониженной передаче, подкидывая нас и раскачивая на каждой кочке или камне. Спускались от болота до самого низа почти час, перепад высот составил всего 230 метров.

Еще около часа мы добирались до Курая, где нас ожидала пересадка в наш микроавтобус с прицепом, который Ринад подогнал для погрузки.

Закончив с очередным переносом вещей, сели в салон. Выехали на Чуйский тракт, направились на восток, на асфальте сразу почувствовали разницу в комфорте по сравнению с ездой на ЗИЛ-е по горным склонам.

Не доезжая до Чаган-Узуна, свернули в сторону расположенного недалеко от дороги кемпинга. Очередная разгрузка вещей, размещение в домиках.

В этот день мы собирались отправиться пешком до некого достаточно удаленного места с озерами. Немного посомневавшись, я решил идти. С собой взял треккинговые палки и рюкзак с уложенным в него дроном. Роман возглавлял нашу группу, кроме меня в путь отправились Наташа, Марина, Вера и Валерий. Некоторые решили остаться и просто неспешно погулять вдоль Чуи.

Готовность к выходу.

Перешли Чуйский тракт, дальше начиналась территория другого кемпинга, за ней немного поплутали, пробираясь через небольшой сосновый лесок. Вскоре поднялись на какой-то холм, с которого вышли на пыльную лесную дорогу.

Мы находились в широкой и длинной долине, с обоих сторон ограниченной горными грядами. Склоны покрывал лиственничный лес почти до самого верха. Местность постепенно повышалась по мере нашего движения, к счастью, не было крутых подъемов. Тем не менее снегов и льдов на данной высоте не заметил.

Остановка для подкрепления сил.

Мы вскоре свернули с дороги на какую-то тропку и дальше шли все по ней, не сворачивая. Стали попадать кустики брусники, я изредка срывал сладкие плоды. Но вскоре их стало очень много, мы остановились, скинули рюкзаки и начали собирать и есть сочные ягоды горстями. Давно не встречал бруснику в таком количестве.

Горстка ягод.

Тропинка стала подниматься круче, мы шли сквозь частокол лиственниц. Повсюду вокруг росли пожухлые осенние травы, меж ними тут и там лежали крупные валуны, покрытые росписью разноцветных лишайников, встречались шипастые кустики барбариса с резными красноватыми листиками и другие растения.

Перешли русло пересохшей речки, о наличии которой можно было судить по каменистой основе, лишенной слоя почвы, грудам валежника и измочаленным стволам палых деревьев. Видимо, здесь все оживает при таянии снегов весной.

Снова стали попадаться на глаза заросли брусники, низкорослого можжевельника. А среди них заметил кустики шикшы. Когда всем показал эти ягоды, оказалось, что никто о них не знал, кроме Валерия, который был родом из Ярославля и оказался страстным ягодником. Впервые я познакомился с этими растениями в тундре на Командорских островах, где они росли среди густого мха, но там их плоды были более крупными. Так или иначе наше ягодное меню расширилось, можно было на ходу бруснику заедать шикшей.

OK?

Через несколько километров ходьбы вышли из леса на более открытый участок. Все вокруг было завалено валунами и крупными обломками скал и камней - курумом. Курумное поле расстилалось от одного горного склона до другого, те уже не казались такими высокими, как в начале долины. Между глыбами размером от полуметра до метра и даже больше торчали сухие ветки лишенных листвы кустарников, жесткая почва была покрыта мхами, зарослями можжевельника и разными стланиками. Поредевший лиственничный лес брал свое лишь ближе к горным кручам.

Курумник.

Идти здесь напрямую не представлялось возможным без риска поломать себе ноги или шею. Тропка вилась, выбирая место для наиболее комфортной ходьбы, благо курумное поле не было сильно протяженным. Метров через 200 мы увидели сквозь кусты водную поверхность вдали и свернули влево на небольшой склон вниз.

Перспектива: от кустиков шикши и можжевельника, через курум - к горным вершинам.

Встретили группу других туристов, наши гиды пообщались немного. А мы пошли дальше и скоро вышли к синему озеру, в его поверхности красиво отражались росшие по берегам лиственницы.

У небесно-синего озера.

Подойдя ближе, увидел, что водоемов два, что они разделялись узкой перемычкой, обусловленной особенностями рельефа местности, и, главное, цвета их вод различались.

Изумрудное с видом на юго-запад.

Мы дошли до самого берега, скинули рюкзаки, и все разбрелись кто куда. Я тоже не стал терять время и запустил в небо свой Мавик. Оттуда стало хорошо видно различие цветов двух озер: дальнее было изумрудным, а ближнее - небесно-синим. Я не знаю, чем оно вызвано.

С близкого расстояния разглядывал дно, казалось, что оно было покрыто отдельными сгустками и хлопьями тины, ила у берега не увидел, поскольку отдельные камни легко просматривались сквозь прозрачную воду. Видимо, постоянно происходят какие-то окислительные процессы, а наличие своего микроклимата обуславливает такой разный цвет озер. Водится ли там рыба, не могу сказать. Мелковаты для этого лужицы, кажется.

Изумрудное с крепостными башнями на заднем плане.

Выкладываю панораму с изумрудным и небесно-синим озерами в достаточно высоком разрешении для возможности разглядеть их в деталях:

Панорама с изумрудным и небесно-синим озерами.

Времени у нас оставалось немного. На то, чтобы ногами обойти все близлежащие водоемы, его точно не было. Поэтому дрон оказался наилучшим средством для осмотра всех местных достопримечательностей. К сожалению, на имеющихся у меня картах все вершины и озера там являются безымянными. Поэтому сложно ориентироваться без названий. Для определенности скажу, что долина, по которой мы прошагали 6 километров, расположена в сторону северо-востока.

Общий вид на конец долины с озерами и горными вершинами.

В левой ее части, на севере, можно было рассмотреть ручей, который при приближении оказался небольшой речкой с множеством водопадов. Я прошел вдоль каменистого склона, по которому она бежала, и в конце за перевалом увидел круглое озеро метров 30 диаметром.

Дрон уже достиг максимально разрешенные 500 метров подъема относительно моего положения, нельзя было взлететь еще выше. Вскоре связь с пультом разорвалась, аппарат развернулся назад, потом снова восстановилась, и я послал его обратно, пытаясь забраться как можно дальше. Среди относительно невысоких вершин спряталось еще одно озерцо. Совсем маленькое, можно сказать, лужица размером метра 4 на 8. Совсем не живописное. Растительности вокруг никакой не было видно.

Круглое озеро, расположенное к северу от изумрудного. Впереди скрыто еще одно малое.

Вернул дрон на землю. Наступило время обеда, Роман вскипятил воду, разложил консервы. Хотелось пить, съеденные в пути ягоды брусники и шикши не заменили потребность в крепком и горячем чае. Мы немного устали после долгого подъема к озерам и охотно накинулись на еду.

У меня еще оставался, кажется, неизрасходованный аккумулятор, поэтому я продолжил полеты. Теперь я направил дрон в северо-восточном направлении. На пути поднимались отвесные скалы с вытесанными в них столбами. Поверхность их была темная от сочившейся влаги и стекавших ручьев. Среди каменных уступов и ступеней, на террасах отвесных склонов, покрытых островками мшистого дерна, росли отдельные лиственницы и ели, вызывая изумление способностью выживать в таких условиях. Кругом были видны осыпные известняковые поверхности. Вода и постоянная перемена температур способствовали на протяжении веков разрушению и выкрашиванию более рыхлых пород, вытесывая из них величественные фигуры гигантов. Очень масштабно и красиво, если разглядывать вблизи, причем с берега изумрудного озера все это было почти незаметно.

Созданная природой крепость.

Рискуя потерять дрон, попробовал осторожно протиснуться в одну расщелину и подняться вверх вдоль нее. После чего взлетел выше и еще раз оглядел резные башенки, бойницы напоминающих крепостные стены скал. И направился к видневшемуся перевалу над казавшимся высохшим руслом речки.

Взгляд на всю долину с высоты перевала.

Я думал, что здесь на склонах просто тают снега и льды, воды которых питают изумрудное озеро внизу. Не догадывался, что там сверху находятся еще два довольно больших водоема, расположенных совсем недалеко друг от друга и тоже слегка отличающихся по цвету!

Деревьев там никаких не было видно, зато росли разные травы карликового роста, мхи. На этой высоте (2724 метра над уровнем моря) уже начиналась граница снегов, и можно было различить их отдельные пятна на берегах и склонах ближайших вершин.

"Открыл" два новых озера!

К моей досаде, опять пропала связь с дроном - расстояние между нами было не очень большим, но в отсутствии прямой видимости (из-за границы перевала), запустилась программа возврата: аппарат подождал немного и полетел назад. При этом запись видео продолжалась. Дома я увидел, что вправо от озер уходила вдаль и поворачивала на север еще одна долина. Сколько всякого интересного осталось в тех горах и не попало в кадр! Собравшимся на берегу объявил, что открыл новое озеро и назвал его своим именем - Жениным, все весело посмеялись.

Молодая лиственница на фоне курумных полей и леса.

Нужно было возвращаться. Уже солнце опускалось к горизонту, а нам еще предстояло идти вдоль долины несколько километров. Сбор у нас был недолгим: упаковали свои рюкзаки, закинули за спины, палки - в руки - и вперед.

У курума на закате.

Прошли по тропе вдоль небесно-синего озера, оставив позади изумрудное. Покидать это место до заката не хотелось, но нужно было двигаться дальше. Впереди показалось курумное поле. В это время солнце пробило лучами тучи и осветило склон слева от нас, лиственничный лес вспыхнул ярким желтым осенним пламенем.

Is it OK again?

Весь обратный путь мы шли потихоньку по тропе с небольшим уклоном, оглядываясь на красоты кругом и фотографируя кто чем мог. У меня, к сожалению, был только смартфон.

Через лес на закате.

Солнце садилось, пропадая за высокими склонами окружающих гор. Приходилось заставлять себя смотреть под ноги, отрывая взгляд от облаков над горизонтом, непрерывно изменяющих свои формы и цвета. Поскольку шел впереди всех, свернул немного в другом месте, потеряв тропинку, но, в результате, мы все равно выбрались на пыльную щебеночную дорогу. Прошагали через знакомую территорию кемпинга, пересекли Чуйский тракт и прибыли в свой лагерь. Протяженность нашего маршрута туда и обратно составила 12 км с подъемом в 435 метров.

Немного отдохнув, гуляли по двору, беседовали, глядели на всходящую луну. Дальше был последний походный ужин. К слову сказать, за все дни похода мне как-то не пришлось выпить ничего спиртного, поскольку никто не употреблял, я к этому относился вполне спокойно. После ужина отправились спать. В нашем домике ночевали втроем: кроме меня там были Роман и Ринад. Внутри находилась металлическая печь, мы ее "подкармливали" изредка дровами, было жарко. Ринад поставил на нее канистру с водой, чтоб к утру была теплая вода для умывания. Ночью стало прохладнее, я спал в казенном белье на диванчике. Роман залез в свой спальник. Так или иначе никто не замерз. Утром теплая вода была кстати.

У поваленного дерева перед последним спуском.

Утром все встали, как договорились, пораньше, позавтракали, сложили вещи в прицеп, и наш микроавтобус отправился в сторону Новосибирска. Нам предстоял долгий путь назад длиной порядка 800 км. Только в отличие от прошлой ночной поездки, теперь при солнечном свете все окружающие пространства представали как никогда прежде не виденные, поэтому можно было сидеть и непрерывно глазеть по сторонам, не теряя любопытства.

Тур получился очень удачным, если не считать беды с камерой и некоторых проблем на работе в мое отсутствие. Время для поездки в разгар бабьего лета было выбрано тоже отлично. Из всех дней больше всего понравились посещения долины Акколь, озера Джангысколь и вот этой безымянной долины с разноцветными водоемами, хотя и в остальных местах тоже не было скучно. Осталось желание посетить эти места еще когда-нибудь, возможно, на более длительный период.

В Новосибирск прибыли ближе к полуночи. Все поздравили нашего водителя Ринада с успешным завершением непростого пути назад. Попрощались друг с другом, и я отправился в сторону гостиницы. Там меня оценил подозрительным взглядом охранник, но никто ничего не сказал: наверное, я казался грязным, немытым и слегка изможденным. Да, слегка похудел за эти дни - от плохого сна, от физических нагрузок, от походного питания. Но это все мелочи жизни, главное - оставшиеся впечатления, знакомства, полученный опыт, фотоматериал.

Рано утром все шло по плану: такси - аэропорт - такси - дом - в общем, ничего необычного.

Уф, на этом заканчиваю описание. Думаю, еще будет заметка со ссылкой на какое-нибудь видео по результатам моих полетов на Алтае.

P.S. Мне подсказали, что место с разноцветными озерами называется долиной реки Куектанар. Я уже и сам это выяснил по карте, но на момент написания поста я этого не знал. Изменил название заметки сейчас.

Описание остальных эпизодов поездки на Алтай в сентябре 2018 года можно почитать по ссылкам ниже:

Комментариев нет:

Отправить комментарий