четверг, 14 февраля 2019 г.

Осенний Алтай. Утро на Джангысколь, переезд в долину Актру.

В прошлый раз я остановился на том, что залез в палатку спать, надев дополнительно носки и шапку, чтоб не замерзнуть... Утром услышал знакомый отрывок Pink Floyd, использовавшийся в качестве мелодии будильника Романа. Было еще темно, когда я начал одеваться, расстегнув ставший немного влажным за ночь спальник. Встал на удивление легко. Одел теплую куртку, вылез из палатки, снаружи было холодно, но терпимо, кругом на земле, траве, камнях лежал иней. Озеро по краям покрылось слоем льда чуть не в палец толщиной.

Небо было синим и практически полностью свободным от туч, светились кое-где еще звезды. Позвал Романа, но тот остался лежать, так что я достал штатив и установил на него камеру, готовясь к съемкам. К сожалению, фото-рюкзак накануне пришлось оставить под навесом снаружи палатки, поэтому вся техника была холодной, можно было ожидать запотевания стекол.

Панорама с отражением в Джангысколь горы Куркурек.

Солнце еще не встало, и местность не особо радовала глаз, поэтому я отправился на знакомый холм, откуда прошлым вечером мы фотографировали закат. Под ногами похрустывал ледок мелких лужиц и застывшие веточки. На полпути оглянулся: из-за холма пополз густой туман.

Пока ходил, искал выгодную позицию для съемки, уже показалось над горизонтом солнце и начало окрашивать розовым светом вершины гор. Еще чувствовалось дыхание мороза: поверхность речки и всех маленьких озер внизу почти полностью покрылась за ночь льдом, а вся растительность - инеем.

Рассвет в горах.

Выше показал изображение, которое является частью панорамы, вот она в достаточно высоком разрешении:

Панорама ур. Ештыкель на рассвете.

Палатки не были видны, но народ, кажется, начал подниматься и приступать к съемкам. Девушки разошлись по местности кто куда, Роман потом объяснил, почему проспал закат: выглянул наружу, увидел, что облаков не было, поэтому встал позже. Понятно, он бывает в этом месте чаще других, у него есть возможность снимать в разных погодных условиях.

Развернулся в сторону Джангысколь: туман и не думал убывать, он окутал весь берег и полз в сторону речки.

Туман над Джангысколь.

Небольшой островок лиственниц показался сквозь его пелену.

Островок лиственниц в тумане.

Пока ходил туда-сюда по склону холма и его террасам, согрелся, только пальцы рук были холодными, поскольку приходилось технику трогать, фильтры менять и т.п.

Ночью посчастливилось не замерзнуть в новом спальнике - оказался удачным. Кстати, хотел эту модель (Sivera 'Шишига -15') купить в Москве, но оказалось, что дешевле было заказать в Новосибирске с бесплатной доставкой. В результате, спальник 'приехал' ко мне оттуда в Подмосковье, а потом, упакованный в багажную сумку, отправился снова в Новосибирск, перед тем как сопровождать меня на Алтай. Чудеса ценообразования...

У меня был с собой надувной коврик, спать на нем довольно мягко и тепло, поскольку он неплохо изолирует пространство между спиной и землей. Правда, есть вероятность того, что может лопнуть, если, например, локтем сильно упереться, продавив его слои до какого-нибудь камешка внизу, - и привет... Поэтому старался сильно не ворочаться во сне. Также пытался дышать внутри спальника, чтоб не наглотаться холодного воздуха.

В горах, как я понял из того, что мне объясняли, и того, что почувствовал на своей шкуре, погода меняется быстро, перепады температуры осенью бывают значительными: от дневного тепла в +20 до ночных заморозков в -10 градусов Цельсия и ниже. Такие драматичные изменения могут сопровождаться образованием туманов. Вот и в тот момент я стоял на склоне холма и наблюдал как густая пелена сползала из-за леса в долину реки Куркурек. Кстати, эта долина носит название урочище Ештыкель.

Туман в ур. Ештыкель.

С места, где я стоял, видимость кругом была хорошая, туман стелился длинной полосой над Джангысколь и продвигался над речкой в сторону горных склонов, накрывая все пространство ниже тенью. Получался слоеный пирог: заболоченная территория с озерками, кустарниками, травой и отдельными деревьями, воздушная прослойка, толстый слой метров 20 тумана, над ними уже было открытое пространство с завихрениями дымки.

Розовая подсветка горных вершин закончилась, туман вскоре должен был начать таять под лучами поднимающегося солнца и от порывов утреннего ветра. Так что я закинул штатив на плечо и пошел к палаткам. Иней на траве, на земле начинал исчезать, сохраняясь только в тенях. В теплой куртке стало даже жарко.

В лагере попили чай. Разложили на земле влажные снаружи спальники, чтоб дать им просохнуть на солнце. Где-то в обед должна была приехать за нами машина. До этого времени мы могли еще гулять и снимать. Мне не давала покоя одинокая лиственница на террасах холма, мимо которой мы проехали накануне, возвращаясь с озера Караколь. До нее было несколько километров от нашего лагеря. Решил, что стоит туда сходить.

Снова шел по дороге через холм, стоянку с рыбаками. Подъемы, спуски... Листва лиственниц на склонах начала разгораться под лучами солнца, обрывки тумана кое-где еще цеплялись за их стволы и каменистые гребни.

Одинокая лиственница над долиной.

Вот и дерево, к которому шел. Пробовал снимать и так, и эдак, обошел со всех сторон. В результате, остановился на фото с перспективой на запад. Внизу у речки был какой-то загон для лошадей, небольшой ветхий домишко. Показалось, что там организована засидка у воды для стрельбы уток.

Марина позирует, стоя в воде.

Вернулся в лагерь, собрали палатки, частично упаковались. Еще оставалось время до приезда машины. Тут Марина одела уже знакомое красное платье, Роман начал фотографировать. Я тоже решил не оставаться в стороне, для чего прицепил телевик 70-200 мм. Как я уже говорил ранее, берег у Джангысколь топкий, но можно постараться дойти до воды по кустам и камням, не измаравшись. Марина захотела попозировать на фоне гор, для чего вошла в озеро, раздвигая бедрами образовавшиеся за ночь льдины. Чего не сделаешь для красоты?! Помимо многочисленных 'Ай!' и 'Ой!' еще надо было улыбаться, всем видом демонстрируя удовольствие от отдыха в таком живописном месте, стоя в холодной воде!

Озерки.

В прошлый день я не запускал дрон, поскольку берёг аккумуляторы. В этот день до вечера тоже не ожидалось возможности их заряжать, поэтому продолжал экономить энергию. Но я не мог не запечатлеть такие пейзажи вокруг, подняв точку съемки высоко над землей.

Река Куркурек с максимальной высоты 500 м. (2200 м. над уровнем моря).

Река Куркурек собирает в долине талые воды с окружающих горных склонов, образуя множество связанных между собой водоемчиков и озерок. Оттуда она течет на восток, где смешивает воды с речкой Актуру, потом они впадают в Чую. Кажется, я видел это место на одном из фото, которое сделал при съемке Курайской степи.

Снизу - вид вдоль долины ур. Ештыкель. Озера Караколь на нем не видно, оно скрыто склонами холмов и находится где-то за ними.

Вид на северо-запад над рекой Куркурек.

Некоторые озера отделены друг от друга и речки зарослями. Рыбаки нам сказали, что поймали много османа. Хищников вроде щуки и окуней в этих местах не бывает. Интересно: что-то водится в этих отдельных озерах? Жалко, что забыл спросить: вымерзают ли здешние водоемы до дна во время зимы. Наверное, нет, раз рыба выживает.

Озера реки Куркурек.

К этому времени иней полностью сошел, а лед на воде тоже почти везде растаял, сохранившись только у самых берегов реки и озер. На снимке ниже: вид на Куркурек в сторону востока, слева видно Джангысколь. С удовольствием бы поплавал тут на лодке...

Вид на запад над петлями реки Куркурек.

Надо было возвращаться... Из-за расположения нашего лагеря на середине озера приходилось каждый раз ходить туда-сюда большие расстояния, так что за утро набегал больше 10 км, устал. А еще надо было сложить и упаковать вещи.

Вскоре пришла машина вместе со второй половиной нашей группы. Оказывается, они неплохо отдохнули в гостинице Курая, теперь приехали узнать, остались ли мы живы после сна в палатках. Оказалось, что выжили. Я спросил Романа, могла ли температура ночью опуститься до -5 или еще ниже. Он повертел в руках пятилитровую бутыль с водой, кивнув на толстый кусок льда внутри: при -5 такого не бывает, было около -10 градусов.

Три сестры.

Загрузив вещи в машину и заняв свои места, мы тронулись в путь. Предстояло доехать до долины Актру. Как и прежде, нигде не останавливались по дороге для съемок до некого пункта с названием "Перевалочка". Там стоят несколько домиков для проживания, где можно оставить машину при пешем подъеме к альплагерю Актру.

Мы отправились пешком по бревенчатому мосту метров 50 длиной через разлившуюся реку. Вокруг росли кусты и деревья в осеннем наряде, прозрачная вода на перепадах высот бурлила и сверкала в лучах солнца. Место довольно живописное.

Наш ЗИЛ-ок вскоре нас догнал на том берегу. Впереди начинался довольно крутой подъем. Мы снова забрались в салон. Дальше пришлось вжаться в сиденья и крепко держаться за поручни. Машина шла на пониженной передаче с минимальной скоростью, но трясло, качало и подбрасывало довольно сильно, дорога была каменистая с крупными булыжниками и узкая. Слева начинался крутой обрыв, там внизу иногда просвечивала сквозь деревья, сверкая на солнце, река. Длина подъема - 8 км. В самом конце перед выездом на равнинную часть долины имелась не очень глубокая, но широкая впадина размерами примерно метров 15 в ширину на 40 в длину, заполненная водой. Там мы снова высадились и обошли это место сбоку, наблюдая как двигалась наша машина, при этом ее колеса почти полностью погружались в грязь.

Ветка лиственницы.

Выехав из леса мы остановились, давая возможность мотору ЗИЛ-а немного остыть. Перед нами открывалась широкая долина, по которой петляла река Актуру, казалось, в этом месте из-за ровной местности без высоких берегов она свободно могла изменять русло.

Я достал дрон и полетал немного, поскольку еще оставался запасной аккумулятор.

Долина Актру (или Актуру).

Потом мы проехали оставшуюся часть пути до альплагеря, высадились, вынесли вещи, после чего машина ушла обратно вниз.

Нас заселили в деревянном трехэтажном доме. Мы с Валерием оказались в одной комнате.

Здание, как нам объяснили, было построено не так давно на месте сгоревшего. Вокруг стояли частично обугленные хвойные деревья. Отопление - дровяное, все дни, что мы там жили, было жарко, так что приходилось проветривать помещения. Электричество подавалось от генератора и вечером отключалось на ночь. Поэтому нам надо было правильно рассчитывать время на подзарядку аккумуляторов. На первом этаже были умывальники и кухня, куда мы ходили пить чай, обедать и т.д.

На следующий день нам предстоял довольно тяжелый пеший подъем к горному озеру с простым названием Голубое. Ну а я на этом завершаю описание шестого дня моего пребывания на Алтае...

Описание остальных эпизодов поездки на Алтай в сентябре 2018 года можно почитать по ссылкам ниже: