воскресенье, 17 февраля 2019 г.

Осенний Алтай. Долина Актру, Голубое озеро.

В этот день у нас состоялся пеший поход к Голубому горному озеру. В программе было указано, что предстоит пройти 16 км с подъемом на довольно большую высоту. Настраиваться приходилось на нечто сложное и тяжелое. Я до этого в горы никогда не ходил, альпинизмом тем более не занимался. С собой привез треккинговые палки, с которыми до этого ездил на Командорские острова. Обмотал коленки бинтами - на всякий случай...

Шишка лиственницы.

Поскольку камера D850 перестала работать, оставил ее со всеми объективами в сумке, с собой взял только телефон и дрон, который уложил в рюкзак. Почувствовал даже облегчение, что не придется с собой так много тащить.

Накануне вечером Роман провел нашу группу вокруг альплагеря, знакомя с местностью, показывая некоторые позиции, с которых можно снимать горные вершины и склоны на закате или рассвете.

Утром ознакомились с кратким инструктажем, отметили в специальном журнале выходов направление маршрута - на случай экстренных и непредвиденных обстоятельств (для спасения). Некоторые взяли напрокат треккинговые палки. Я был доволен, что привез свои - у них, по крайней мере, не были изношены карбидовые наконечники, все работало как надо.

Собрались в назначенном месте и последовали за нашим провожатым.

Симбиоз.

Первая часть пути была самой живописной: текла недалеко бурная речка с ледяной и прозрачной водой, по берегам стояли вечнозеленые крупные кедры и сосны, желтые лиственницы, осыпавшие иголками проходящих при любом контакте с ними. Корни гигантов иногда выходили на поверхность, тянулись на много метров вдоль бедной почвы, прикрывшей скалистую поверхность, цеплялись за камни и валуны и сами их при этом укрепляли, создавая условия для формирования тонкого слоя дерна. Вокруг по склонам росли колючие по-осеннему желтые кустарники, цеплявшиеся за одежду, встречались островки брусничника, низкорослые можжевельниковые заросли, попадались кустики барбариса и других неизвестных мне растений.

Корни хвойного дерева.

Река в этом месте носит название Большая Актру - по имени ледника, расположенного выше, - она собирает стоки из других мелких речек. Края берегов выглядели кое-где довольно сильно размытыми и разрушенными ниже выхода воды на более пологую поверхность долины. В русле иногда встречались стволы деревьев с корнями. Видимо, во время весеннего таяния снегов тут все выглядит очень оживленно. Для меня, жителя равнин, было здорово иногда спуститься к берегу и просто смотреть на бурные оглушающие потоки воды - завораживающее зрелище.

Река Актру.

Тропа постепенно удалялась от реки и набирала высоту. Частокол лиственниц постепенно редел и скоро встречались только отдельные невысокие деревца. Иногда было непонятно, как они там росли, за что держались своими корнями.

Одинокая лиственница.

Роман нас предупредил, что впереди будут так называемые Бараньи Лбы, высокие скалы, после которых либо идем все вперед, либо также вместе возвращаемся. Вскоре начался этот самый тяжелый за день подъем. Палки тут очень помогли. Приходилось карабкаться по довольно крутому осыпному склону.

Короткий отдых у Бараньих Лбов.

Наконец небольшой отдых - можно постоять, оглядывая окрестности. На фото: сидит Валерий, Марина опирается на палки, ниже видна немного отставшая Наташа, дальше идут Дмитрий с женой Людмилой. Высота над уровнем моря - 2579 метра, в лагере - 2143 м., значит поднялись пока на 436 метров.

Крохотное озеро.

Двинулись дальше и вскоре вышли к небольшому озеру-луже, частично покрытому льдом. Здесь уже было все вокруг покрыто снегом, который таял только на поверхности крупных камней. На безоблачном небе ослепительно ярко светило солнце, без темных очков тут нечего было делать. Многие нанесли на лица защитный крем, я не стал - забыл, поэтому лицо к вечеру пылало красным цветом от ожога вокруг белых пятен глаз.

Путешественница Марина.

После озера мы свернули на склон из моренных отложений. Идти там было не просто. Эдакая каша из льда, валунов, обломков разных скальных пород, камня, щебня и т.п. подтаивала под действием дневного солнечного тепла и при движении по ней начинала осыпаться. Тут вспомнилась песня Высоцкого: "В горах не надежны ни камень, ни лед, ни скала". Пелась про другое, но слова соответствовали ситуации очень хорошо. Приходилось быть очень осторожным и выбирать камни покрупнее при каждом шаге, чтоб не вызвать обвал.

Вид на долину Актру и Курайскую степь с большой высоты.

Наверное, прошли несколько сотен метров, когда тропа сделала еще небольшой подъем, и мы вышли к ветхой сторожке - домику для ученых-гляциологов, занимающихся слежением за состоянием ледников, а внизу увидели Голубое озеро. "Это то озеро, к которому мы направлялись?", - спросил я. Получил утвердительный ответ.

Голубое озеро, вид сверху.

Все стали бродить вокруг, изучая местность и фотографируя. Я поднял дрон в воздух и полетал с перерывом на обед. Роман до этого бежал впереди всех, при этом успевал снимать, поджидая нас, и еще тащил на себе газовую горелку для чая и разные консервы-печенья и т.п. Уже не помню, воду для чая набрали в озере или растопили снег. Видел в интернете информацию о том, что тут некоторые даже купаются.

Вид на юго-восток, где начинается долина Актру.

Голубое представляет собой водоем в виде печёнки размерами примерно 20 на 60 метров, частично покрытый льдом. Находится в углублении - котловане, слива я сверху, когда летал, не увидел. Возможно, в другой сезон оно наполняется талой водой, меняет форму, и образует ее сток.

Печёнка.

Мимо озера по направлению на северо-запад пролегал длинный ледник Большой Актру. Вокруг поднимались склоны гор с пиками вершин и перевалами с любопытными названиями типа: пер. Контейнер, пер. Значкистов, пер. Актру, пер. Маашей, пер. Радист.

Долина Актру с максимальным обзором.

Я поднимался в воздух на максимально разрешенные 500 метров, достигал высоту 3412 м., но либо не мог преодолеть ни одной из вершин, либо не стал рисковать своим аппаратом, поэтому летал только вдоль горных склонов. На видео у меня попал в кадр пик Актру высотой 4044 м., потом смонтирую какой-нибудь ролик. Озеро находится на уровне 2840 метров, значит оно окружено скалами высотой больше 3.3 км.

Ледник Большой Актру и одноименный пик высотой 4044 метра.

В общем, на озере мы пробыли часа два или даже больше. Мне там, если честно, было под конец скучновато, особенно когда закончились аккумуляторы для дрона. Озеро не было живописным: вокруг скалы, снег и льды. Я даже затруднялся найти сверху ракурс, чтоб как-то красиво включить водоем в кадр. Наконец мы отправились в обратный путь. Оказалось, что мы пропустили занесенную слегка снегом нужную тропу, когда шли в ту сторону. Теперь путь был легче, поскольку не надо было все время идти по подтаявшей морене - надо было просто спуститься немного ниже к речке. Вода, надо сказать, где-то журчала, но была скрыта снежным покровом.

Продолжение ледника со скрытой речкой.

Когда спустились в конец долины, солнце начинало садиться, появились длинные тени, вершины противоположных склонов осветились ярким светом. К сожалению, снимать дроном уже не мог - закончились аккумуляторы.

В комнате альплагеря.

Уставшие вернулись в альплагерь. Согласно приложению моего смартфона, прошли за день 9.6 км, поднялись примерно на 700 метров.

Вечером Роман варил суп. Можно было, наконец, отдохнуть, самый сложный день по физической нагрузке завершался. И мой пост на этом тоже завершается. Получилось не так скучно, как мне вначале казалось, к тому же добавил несколько изображений, которые снял на следующий день. До встречи!

Описание остальных эпизодов поездки на Алтай в сентябре 2018 года можно почитать по ссылкам ниже: