Во второй половине прошлого года совершил несколько отпускных поездок по стране, а в декабре даже впервые побывал в Африке. Накопилась гора материала, которую надо понемногу разгребать, чем я сейчас и займусь...
Все поездки распланировал в июле, чтоб не вылезть за рамки своего бюджета, вовремя заказать все необходимые билеты, докупить кое-что из фото-техники и одежды. В сентябре собрался ехать на Алтай, тур так и назывался: "Золото Алтая".
Дальше будет довольно большое описание моего пути на Алтай, но его можно и не читать, а просто фотографии посмотреть. Кстати, об оных... Как обычно, картинки играют в блоге роль поясняющую, чтоб лучше дополнять повествование, а иногда наоборот - чтоб от них отталкиваться при описании событий. Приходится находить какой-то баланс между качеством и информативностью, лишнее отбрасывать. Потратил кучу времени на обработку изображений. Нынче выяснил, что в фото-редакторе они выглядят немного не так, как в браузере, хотя конвертируются в общепринятый sRGB: получаются немного контрастнее, и синева неба немного меняет цвет в сторону от фиолетового к голубому, светло-зеленому. Ну, это никому не интересно, короче, приходилось это все учитывать и тратить дополнительно время, кроме того изучал карты, чтоб уточнить и не спутать разные географические названия и местоположение гор, рек, районов и т.п., поэтому так долго затянул с публикацией...
Закончилось лето, настала осень - и вот я в самолете, который направлялся в Новосибирск. Время в пути - около 4 часов. На соседнем со мной месте оказался какой-то итальянец в годах, который не говорил ни по-русски, ни по-английски, поэтому я сидел молча и еще раз мысленно обдумывал всякие мелочи путешествия: как добраться до назначенного места встречи, что взял, а что мог забыть и т.п. Буквально за день до вылета узнал, что трансфера из аэропорта не запланировано, а на последнюю ночь в городе было желательно забронировать гостиницу, чтоб наутро ехать сразу на посадку на свой рейс. Мда, оплошал немного, хорошо, что все успел узнать и оформить в последний вечер до выезда. Вылет по расписанию в 9:15, поэтому встать утром пришлось совсем рано, чтоб собраться, вызвать такси и доехать до Шереметьева вовремя. Нынче для поездок купил легкую сумку-рюкзак Osprey для всяких вещей, которую можно сдавать в багаж, а для фото-техники использовал свой привычный заплечный Think Tank Airport Commuter. Помимо объективов в нем был уложен и дрон Mavic Pro. Содержимое рюкзака изучили при досмотре, задали вопрос про аккумуляторы, но проблем не возникло...
Время в воздухе прошло незаметно, вскоре самолет начал снижение, и сквозь облака показались какие-то постройки и дома пригородной зоны. При заходе на посадку вдруг снова начали набирать высоту. Командир экипажа объявил, что предыдущий борт не полностью освободил полосу, поэтому надо сделать еще один круг. Итальянец вопросительно развел руками, не понимая, что произошло. Ну, ладно, меньше знаешь - меньше беспокойства...
На второй раз приземляемся удачно. Получил свою сумку в аэропорту, запустил в телефоне приложение для вызова такси, вскоре машина прибыла - значит, тут тоже все работает, лишь бы интернет был. Из Толмачево поехали в сторону города, на пол-пути скорость движения начинает значительно снижаться. "Приехали", - сказал водитель и объяснил, что попали в вечернюю пробку. У меня еще достаточно времени, так что я даже рад, что ехали медленнее - меньше придется ждать до встречи с другими участниками тура.
В конце концов подъехали ко входу в метро у Речного вокзала, я высадился и осмотрелся. Заметил несколько человек с туристической экипировкой. Знакомимся. Народ из разных мест: тут и Иркутск, и Красноярск, Ярославль, Москва... Стоять прохладно - погода в Новосибирске похуже, чем в столице: ветрено, пасмурно и прохладно. Начало быстро темнать. Мы с Наташей, туристкой из Красноярска, решили зайти в Макдоналдс, чтоб съесть хоть что-нибудь перед дорогой и погреться. Стало веселее. Вышли наружу и оставшееся до сборов время проводили с остальными собравшимися участниками тура за разговорами.
Скоро пришел водитель по имени Ринад и предложил загружать вещи в прицеп микроавтобуса. Все сумки и рюкзаки он уложил в пластиковые мешки, чтоб не покрылись дорожной пылью. Мы расселись и некоторое время дожидались главного человека - гида Романа. Он пришел, и вскоре мы отправились в дорогу по вечернему городу. Предстоял долгий путь порядка 800 км. Не припомню, чтоб я так далеко ездил в машине, сидя всю ночь, это можно сравнить только со сном в самолете, но там не трясет и не качает. Мы с Наташей расположились в заднем ряду. Автобус уже не новый, продавленные сиденья нельзя было назвать очень удобными. Рюкзак с техникой пришлось засунуть назад к стеклу.
Первые несколько часов мы все разговаривали о разном, я смотрел на карту в смартфоне, отслеживая путь. Мы давно выехали за пределы Новосибирска. Окрестности в темноте плохо просматривались, понемногу все разговоры стихли, народ начал дремать. А я продолжал смотреть на убегающую вдаль дорогу. Ринад вел машину уверенно и довольно быстро. Там, где не надо было, не рисковал. Дорога иногда имела всего две полосы, можно было долго ехать за какой-нибудь фурой, дожидаясь возможности обгона - тут требовались терпение и осторожность.
До полуночи совершили, кажется, две остановки: один раз - попить чай у какого-то круглосуточного базарчика, другой - у кафе, где впервые за день хорошо поели. Потом снова тронулись в путь.
У меня получился очень длинный день без возможности принять душ или переодеться. Еще и разница во времени (4 часа) сказывалась на состоянии. Сидел, кивая головой, но спать не хотелось и не получалось. За окном мелькали деревья осеннего сибирского леса, проплывали иногда водоемы и речки, села. Крупные города, вроде Барнаула, Бийска, оставались в стороне от шоссе, мы их объезжали. Дорога шла все на юг, осталась где-то справа в стороне Белокуриха (между Бийском и Горно-Алтайском). Последний мы проехали по пустынным ночным улицам, дальше, кажется, попадались только небольшие селения.
Справа от дороги текла Катунь, я ее не замечал в темноте. Где-то под Бийском она, судя по карте, объединялась с Бией и впадала в Обь на западе.
При движении на юг по направлению на Акташ, куда мы и направлялись, Катунь осталась слева, протекая вдоль Чемальского тракта, а наш путь проходил вдоль ее притока - реки Семы. Дорога в этих местах уже не была такой прямой, как раньше, а начала петлять. Автобус то ускорялся, то приостанавливался на крутых поворотах. Синхронно с ритмом движения качались на своих местах и мы.
Где-то под утро местность стала заметно меняться, появились горы, стало немного светлее. Преодолели Семинский перевал. Данные из интернета: его высота — 1717 м, подъём — 9 км, спуск — 11 км.
Сема осталась позади, ее сменила река Урсул. Мы ехали вдоль длинной долины на юго-восток, когда из-за каменных гребней впереди слева появились первые лучи солнца, затопившие все пространство между гор волшебными красками. Свет был чудесным и, как потом выяснилось, самым красивым за все время поездки. Мне запомнилось название этих мест - Онгудайский район.
В одном месте мы остановились, чтоб выйти и размяться. Тут же хватила дрожь - было морозно - не теплее -5 градусов, на мне были только джинсы, а переодеться было негде. Такой холод был непривычным, особенно после столичного тепла, к тому же состояние было полусонным. Сразу же захотелось вернуться в машину.
Вскоре начался подъем на следующий перевал - Чике-Таманский. Судя по доступной информации, здесь в горах дорога существовала очень давно, но была не очень удобна из-за крутых подъемов, в настоящее время используется новый путь, который закончили прокладывать в 1986 году. После перевала вновь показалась внизу полноводная Катунь, с которой мы ранее разминулись.
Иногда мы делали остановки, чтоб выйти поснимать окрестности, размять ноги. Рассвело, стало теплей. Наконец удалось достать камеру, которую не держал в руках с самого момента выезда из дома.
На склонах гор паслись козы, целое стадо брело мимо нас, набирая высоту. Наблюдая за ними, выискал очень колоритное пятно растительности, диапазон цветов которого включал оттенки от зеленого до малинового:
На Алтае много мест с наскальной живописью - петроглифами, на которых главным образом изображены древним человеком животные. В одном месте мы остановились, чтоб подойти к скалам и посмотреть на подобные рисунки. Среди них появились уже современные надписи вроде "здесь был Вася", поэтому наскальную живопись пытаются как-то огородить от вандалов. А на придорожном лугу возле горы находится вертикальный стоячий камень с рисунком рожицы. Не знаю, оригинальный это петроглиф или нет:
Когда прогуливался вдоль подножия горы, заметил кого-то из пресмыкающихся, греющегося на солнце. Змей за все время путешествия не видел кроме данной встречи. Наверное, слишком холодно, и большинство уже залегло в спячку.
Мы пару раз еще останавливались у площадки обзора, с высоты которой можно было поглядеть в обе стороны вдоль долины реки, и еще где-то - уже точно не могу вспомнить. Пытаюсь, глядя на свои фотографии, восстановить последовательность событий...
В целом, пейзажи вокруг радовали глаз масштабом горных и долинных просторов и пространств. Склоны покрывали желтые лиственницы и другие хвойные деревья, которые добавляли к общей палитре зеленый цвет. И где-то на вершинах белел снег. Высота над уровнем моря в данном месте - около 700 метров. Единственное, что портило впечатление - вездесущие электролинии проводов и вышки, но без них тоже никак...
Сохранилось фото с информационной табличкой "Чуйско-Катунская долина". Название не случайно: в этом месте сливаются две знаменитые реки. Чуя течет с востока, дорога здесь поворачивает в сторону ее истоков, получив название Чуйский тракт, дальше они идут бок о бок. А Катунь продолжает течь на север с юга, откуда она катит свои воды.
Немного дальше в небольшом населенном пункте с названием Чуйозы мы зашли в кафе позавтракать. А оттуда вдоль все того же тракта и живописной долины меж гор доехали до поселка Акташа, в котором заселились в гостинице. После нехитрого обеда в юрте с национальным колоритом поехали на закатную съемку в Курайскую степь.
Река Чуя петляла южнее нашей дороги, которую тоже никак нельзя было назвать прямой - повторяла и огибала кривые и извилины предгорья Курайского хребта, приходилось постоянно менять скорость машины, следуя им. За рекой вид на Северо-Чуйский хребет частично загораживал холм, мы попробовали забраться на него, свернув с тракта. Немного не доехав до нужного места, площадки обзора, высадились и пошли пешком.
С каменистой возвышенности открывался живописный вид на обширные просторы внизу с синей змеей реки, холмистым поросшим пожелтевшими пожухлыми осенними травами взгорьем, покрывалом хвойных лесов, укутывающим горные отроги Северо-Чуйского хребта, и снежные шапки его вершин вдали. Лучше рассмотреть все это на большой панораме, как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать (прочитать):
Достал дрон, полетел над долиной реки, немного поснимал:
Солнце постепенно клонилось к горизонту, внизу среди лесов тени становились все длинней, краски тускнели.
Если не ошибаюсь, на фото выше видна речка Актуру, впадающая в Чую и стекающая с гор.
Облаков над горизонтом почти не было, поэтому закат не был таким эффектным. Зато солнце красиво подсветило склоны Курайского хребта, что находился севернее нас:
Я сделал три фотографии и хотел из них выбрать одну или две, но потом выложил все, поскольку они такие разные.
А вершинку на предыдущем фото снял поближе телевиком:
Нужно было заканчивать съемку и возвращаться к машине, но народ не очень торопился, все останавливались и снимали что-то вокруг по пути назад.
Когда вернулись в гостиницу, Роман приготовил кашу, кажется, чечевичную. Мы сидели на кухне, ели, обсуждали планы на следующий день. Его буду описывать в следующей заметке...
Описание остальных эпизодов поездки на Алтай в сентябре 2018 года можно почитать по ссылкам ниже:
2. Осенний Алтай. Озера Гейзерное и Киделью, перевал Кату-Ярык, Чулышманское ущелье.
3. Осенний Алтай. Киделью на рассвете, Чуйский тракт, кемпинг Тыдтуярык, солончаки, Марсовые горы.
4. Осенний Алтай. Долина Акколь.
5. Осенний Алтай. Урочище Ештыкель, озеро Джангысколь.
6. Осенний Алтай. Утро на Джангысколь, переезд в долину Актру.
7. Осенний Алтай. Долина Актру, Голубое озеро.
8. Осенний Алтай. Долина Актру.
9. Осенний Алтай. Прощание с Актру, долина реки Куектанар, путь назад в Новосибирск.
Комментариев нет:
Отправить комментарий