суббота, 23 февраля 2019 г.

Осенний Алтай. Долина Актру.

Ранее описывал поход к Голубому озеру. В то утро мне некуда было спешить: моя камера, как уже несколько раз говорил, сломалась (заклинило затвор на 3-й день), поэтому снимать было нечем. Зато Валерий встал затемно и отправился фотографировать окружающие горы на рассвете.

Попробовал тогда отоспаться, правда, не очень получилось - по ночам было жарко из-за особенностей системы отопления, а к утру становилось прохладно. Роман даже решил одной из ночей заснуть, открыв окно и дверь у себя в комнате, поэтому простыл. У меня тоже немного болело горло после снежного дня на Джангысколь. Нога с растяжением не перестала беспокоить. По крайней мере отдохнул немного перед достаточно сложным для меня походом.

Накануне вечером Валерий предложил мне поснимать утром его камерой, сам он хотел отдохнуть подольше после предыдущего дня. Это я описал отдельные детали прошлого дня, про которые забыл раньше упомянуть...

Ну, раз у меня снова появилась возможность фотографировать, завел будильник, утром встал рано, оделся и отправился в ночь.

Включил налобный фонарик и увидел впереди еще один. Оказывается, это была Марина, она тоже хотела встретить рассвет, глядя на горы, а не находясь в душном помещении. Пошли вместе в сторону южной верхней части долины. Нужно было подняться метров 20 по довольно крутой тропе, откуда с высоты открывался вид в обе стороны Актру.

Вскоре мы стояли наверху. Слева был виден ледник перевала Купола, впереди - гора Караташ ('кара' переводится как 'красный', 'таш' - 'камень'), справа - перевал Учитель и другие вершины.

Расстояние до нашего трехэтажного домика на севере насчитывало всего около 200 метров. Он хорошо заметен на фото. Озеро с забавным названием Сачки рядом считается чистым и служит источником питьевой воды для базы. Нас предупредили, чтоб там не мусорили. Возле него лежит громадный валун не меньше пяти метров в поперечнике. Смотрелся очень эффектно.

Вид на лагерь в северном направлении.

Установили штативы, пробовали снимать разными объективами - что-то не очень успешно. Само место, видимо, не очень удачно выбрали. Я не мог найти интересную композицию.

Впереди под нами разворачивалась довольно широкая ложбина наполовину практически голая с осыпающимися щебенистыми и каменистыми краями. В правой ее части начинался частокол лиственниц, уплотнявшийся в небольшой лесок ближе к реке. Было такое ощущение, что когда-то не так давно тут ледник сполз и срезал часть поверхности. Конечно, это просто догадка...

Облачко в лучах солнца.

Так или иначе сам пейзаж с безоблачным небом не особенно радовал глаз. Исключение составляли отдельные небольшие сгустки дымки или пара, зацепившиеся кое-где за горные гребни на востоке от нас. Я оглядывал в очередной раз пространство вокруг, оценивая, куда бы переместиться в поисках более интересной композиции. Наверное, лучше всего было находиться там, куда пришли, а не искать другое место, т.к. до восхода оставалось недолго.

Освещенная вершина.

Вскоре солнце начало освещать вершины на западной стороне Актру. Под его лучами тусклые серые и коричневые краски скальных пород быстро разгорались, синевато-белые пятна снега и льда вспыхивали, становясь красновато-розовыми. Всё это создавало резкий контраст с нижележащими тенями еще спящей долины.

Вершины гор на юго-востоке под лучами солнца.

Спустя 10-15 минут света на склонах гор стало избыточно много для фотографии, а розовые оттенки начали пропадать. Решил, что в этот день больше ничего не сниму, и повернул в сторону реки Актуру, чтоб постепенно возвращаться в лагерь.

Попробовал срезать путь и попытался спуститься по весьма крутому склону холма к воде. Сразу пожалел об этом, поскольку поверхность была осыпная и покрытая мелкими кустами растительности, но пришлось уже идти до конца, прыгая с камня на камень.

Встретил Наташу, которая встала, видимо, позже нас и бродила вдоль реки. Пошли дальше с ней, а Марина спустилась по другому пути и продолжала идти по противоположной стороне Актуру.

Лиственницы на фоне западных склонов гор.

На другом берегу развернул штатив и, постепенно продвигаясь по тропе вниз, пробовал снимать широкоугольником.

Арка.

Река выходила там на относительно более пологую поверхность долины. Я подошел к одному из ее изгибов, попробовал сфотографировать. Захотелось создать изображение с размытой водой. Поэтому подсчитал необходимую экспозицию для имеющегося ND-фильтра в 10 ступеней задержки света, получилось: 171 секунда при диафрагме f/11 и чувствительности ISO 100.

Вид на Караташ.

На берегу было шумно, летели брызги от бурной речки, зато на картинке получился "молочный" поток. Появившиеся в небе к этому времени легкие облака тоже добавили эффект размытия движения. На заднем плане - гора Караташ.

Вернулся в лагерь, умылся и позавтракал со всеми.

Мы собирались провести еще один полный день с ночевкой в долине Актру, поэтому основная группа отправилась во главе с Романом штурмовать перевал Учитель, еще одна направилась прогуляться в сторону перевала Купол.

У меня разболелась нога, поэтому решил не рисковать ее состоянием на крутых подъемах, а остаться внизу, чтоб неспешно погулять вдоль речки, благо Валерий пока не стал забирать у меня свой фотоаппарат - сказал, что наснимался и попросил делать копию моих снимков на его флэшку.

Петли Актру.

Немного отдохнул и вышел наружу. Стало теплее, светило солнце. Иней на поверхности камней и почвы испарился, хотя снег продолжал лежать кое-где в тени. Перешел по мосту через речку и побрел вдоль нее вниз.

Вид на юго-западную часть долины Актру.

Пара слов про мусор... На подъеме к Голубому озеру я его нигде не видел и, по большей части, на территории альплагеря тоже. Кое-где вдоль дороги встречались какие-то запчасти и отвалившиеся детали машин. Туалеты все - типа 'дырка в полу' с выгребными ямами. Видимо, все отходы вывозятся куда-то, свалок не заметил.

Взгляд на север с высоты 2616 метров над уровнем моря.

Поднял в воздух дрон, полетал немного над леском лиственниц, покрывавшим подножие гор. Как и раньше, достичь вершин не удалось - все выше 500 метров. Подумал вдруг, что меня, привыкшего к равнинам, это место на третий день уже слегка начинало угнетать: лагерь зажало с обоих сторон долины высокими скалами, гулять можно было только несколько километров вверх и вниз вдоль речки - либо карабкаться на перевалы, имея альпинистские снаряжение и навыки.

Снег, лиственницы и горы кругом.

Шло уже время обеда, но обе наши группы еще были, видимо, в пути, поэтому побрел в обратном направлении, надеясь кого-нибудь встретить. В нашем домике никого не застал. Сидеть в помещении, теряя время не ожидание других, не хотелось. Выложил часть объективов из рюкзака для облегчения его веса и отправился вдоль речки вверх против ее течения, надеясь что-нибудь еще поснимать.

Река Актру (Актуру) и гора Караташ.

Вскоре мост и лагерь остались позади, прошел почти весь лесок, полетал еще немного, а через некоторое время встретил вторую группу наших путешественников, с ними мы вернулись в лагерь, перекусили и долго еще ждали остальных. 'Альпинисты' вернулись ближе к вечеру, все были уставшими. В общем, из того, что они рассказали, я не пожалел, что остался внизу: и поснимал хоть что-то, и ногу немного поберёг.

Еще один ракурс с верхней части долины.

В этот последний вечер у нас состоялась баня, потом был ужин, на следующее утро мы собирались покинуть Актру. Ну а у меня попозже еще будет один или два поста про Алтай.

Описание остальных эпизодов поездки на Алтай в сентябре 2018 года можно почитать по ссылкам ниже: