суббота, 1 июня 2019 г.

Осенний Крым. Мраморная пещера, закат на склоне Демерджи.

Утром мы встали поздно, чтоб отоспаться после предыдущего дня. До 10 было свободное время, так что я вышел во двор, благо оттуда открывался вид на Демерджи практически без помех, и запустил дрон. Жалко только, что потолок в пресловутые 500 метров мешал подняться до самых вершин, поэтому пришлось летать вдоль склонов. Место с крупными валунами и каменными башнями называется "Долина привидений", при съемке в определенное время суток можно было бы получить интересные кадры. Наличие облаков тоже бы не помешало, а вот их не было все эти дни.

Вид на самую южную часть Демерджи.

В назначенные 10 часов после завтрака мы отправились в сторону Мраморной пещеры. Несмотря на то, что по прямой до нее от Лучистого - всего несколько километров, пришлось делать приличный крюк из-за особенностей местности, а последнюю часть пути пришлось ехать по отвратительной грунтовке с подъемом в гору.

Памятник.

На одном из поворотов остановились, заметив довольно невзрачный и невысокий памятник сбоку от дороги. Табличка гласила, что в этих местах базировалось партизанское формирование, боровшееся с войсками Врангеля в 20-х годах прошлого века. Гранитная плита была расколота от удара чем-то тяжелым. Небось заезжие нацики "постарались", недаром на Украине прокатились волны десоветизации (дерусификации). Впрочем, памятник продолжает стоять, а у подножия кто-то оставил букет цветов. Вспомнился стих Летова:

Победоносный,

Проклятый,

Отчаянный,

Словно отрезанный ломоть.

Одна нога в могиле,

Другая — на облаке.

Усталый, смертельный,

Холодный, седой,

Убитый, убитый

До глины, до мяса.

Стоит, улыбается,

Шепчет:

“Моя взяла!”

Всегда казалось, что это - про собирательный образ страны, которой уже нет, а как-бы она все еще есть, и дух жив.

Но это я отвлекся...

Прибыв на место, оставили на парковке машину, пошли покупать входные билеты. Оказалось, что нам придется немного подождать до очередного сеанса. Подождать так подождать, заплатили деньги за полный просмотр - пришлось расстаться с 700 рублей на человека. Наверное, ответственная организация там частная, не государственная.

Причудливые сталагмиты.

Чтоб убить время, зашли в стоявший рядом магазинчик, где продавали разные изделия из камней местных пород. Резные отшлифованные фигурки стояли на витринах, некоторые радовали глаз, но стоили приличных денег. Здесь же можно было заказать кофе и что-нибудь поесть, чем мы воспользовались, расположившись за одним из столиков.

Железный дровосек с посохом.

Выйдя наружу, ощутили, что утреннее солнце уже начало пригревать, стало совсем тепло. Пошли к скамейкам, стоявшим у входа в пещеру. Там обнаружили несколько бездомных котят, отдыхавших на кучках палых осенних дубовых листьев. Ася, разумеется, тут же нашла с ними общий язык.

Трубы органа.

С нами начала осмотра дожидались еще несколько приехавших человек. Выделялась многодетная дружелюбная семья то ли староверов, то ли просто каких-то ортодоксальных верующих, потом их дети в пещере изрядно мешали криками и беготней. У одного из ребятишек была клетка с шиншиллой. Я уже не помню, таскали ли они ее с собой или оставили наверху.

Сталагнат.

Наконец нас запустили внутрь, предложили во входном тамбуре одеть теплые вещи, которые выдают там же. Но мы знали заранее, что в пещере будет холодно, поэтому принесли свою одежду.

Резной столб.

Выше и ниже представлено довольно много фотографий, для которых пришлось придумывать названия - они все выдуманы мной, - и хоть какой-то текст. К сожалению, при себе не было никакой схемы залов, и названий отдельных локаций я не запомнил. Нашел в интернете кое-какую информацию, в основном, фотографии со стенда у входа в пещеру, по ней и ориентируюсь сейчас.

Гном-барабанщик.

С собой взял фотоаппарат с широкоугольником Tamron 17-35/2.8-4, больше никаких объективов и не понадобилось, но стабилизации изображения мне явно не хватало. Штатив приносить запрещено правилами, причину не знаю. Могу предположить: всегда находятся те, кто могут что-то поломать или просто мешают в проходах другим посетителям. Освещение внутри неплохо продумано, можно снимать так, что светильники не попадут в кадр, но его недостаточно для съемки без опоры - надо быть готовым к высоким значениям ISO.

Каменные сосульки из бороды великана.

Непосредственно у входа, где начинается осмотр, располагается так называемая Галерея Сказок. Мы прошли через нее, слушая гида и разглядывая чудные фигуры и образования из природного строительного материала - кальцита. Поскольку иногда останавливался фотографировать окружающие красоты, задерживаясь в том или ином месте, приходилось частично пропускать мимо ушей то, что нам рассказывали: разные сведения из геологии, историю находки и открытия пещеры (в 1987 году - совсем недавно) и т.п. Еще и дети бегали и шумели, мешая всем.

Коротко о размерах каменного помещения: протяженность всех зал и маршрутов - около 2 км, глубина достигает 60 метров. Влажность - около 100 %, температура всегда держится на уровне 8-9 градусов, поэтому там и рекомендуется быть тепло одетым. Пыль практически отсутствует.

Древний портик с колоннами.

После Галерии Сказок начинается длинный и самый просторный зал с названием Жемчужные Озера. Кое-где на потолке были видны глубокие трещины, нас успокоили, объяснив, что огромные плиты сверху подпирают друг друга, и ничего обвалиться не должно. В разных местах можно было наблюдать островки зеленой плесени (водорослей). Читал, что они образуются от попадания воздуха снаружи пещеры внутрь, но нам гид сказала, что это нормально и обуславливается микроклиматом помещений и высокой влажностью.

Чудные лица из кальцита.

Среди свисающих сверху сталактитов и растущих снизу колонн сталагмитов встречались удивительные фигуры и формы. Наверное, быть одному в таком месте, да без освещения, слушая приглушенные шорохи, звуки капель, падающих со сводов, жутковато.

Мамонтенок.

В центре зала заметили площадку со стульями. Оказывается, тут иногда организуют выступления коллективов, играющих живую музыку, используя особенную акустику данного помещения. Кажется, женщина из семейства староверов там запела какие-то молитвы. Было это все странно слушать в таком месте. Сбоку были видны лужи, в которых скапливалась стекающая со стен и потолка капель, наверное, они и дали название залы - Жемчужные Озера.

Переход в нижнюю часть пещеры.

Мы дошли по бетонным ступеням почти до конца пещеры. Гид нам сказала, что спелеологи пытались раскопать проход дальше, но нашли только глинистые отложения, поэтому завершили исследования в этом месте.

Богатство и разнообразие сосулек.

Закончив с осмотром этого гигантского зала, мы вернулись в Галерею Сказок и направились в другую часть пещеры с названием Тигровый Ход, которая представляла собой боковое ответвление от основного входа. Там исследователи нашли кости древнего животного, которое вначале посчитали саблезубым тигром, но потом пришли к выводу, что это был пещерный лев. Тем не менее название помещению дал именно "тигр".

Ряд величественных сталагнатов.

Узкий проход вскоре немного расширился, повсюду стояли величественные колонны сталагнатов - сросшихся сталактитов и сталагмитов. Нам объяснили, что их рост из-за капели составляет микроны в год. Трудно представить, сколько тысячелетий в темноте подземные силы природы совершали строительную работу по созданию этих скульптур. Размывали водами известняковые мягкие породы, образуя тем самым данную карстовую пещеру, миллиардами капель наносили слой за слоем на твердую основу кальцитный раствор, формируя при его застывании чудные изваяния, как если бы некий могущественный творец лепил и вырезал изысканные статуи из податливого материала, затем превращая их в камень.

Многовековые чудные наплывы кальцита.

Кое-где встречались колонны из прозрачного материала, которые пропускали яркий свет прожекторов. Я читал, что люди приносили фонарики для создания эффектных снимков. Не знаю, разрешается ли это. В любом случае, я не догадался привезти свой налобный.

Борода Ктулху.

Экскурсия длилась около полутора часов, можно долго описывать увиденное, но лучше смотреть своими глазами. Изначально я был настроен скептически про посещение какой-то пещеры, где бывают сотни и тысячи посетителей, думал, что лучше бы провели время за съемкой рассвета где-то. Но потом изменил мнение. Место уникальное, мне понравилось.

Вернувшись в Лучистое, после обеда ближе к вечеру поехали снова к Демерджи поснимать закат с ее склонов. Кажется, вверх по тропе отправились только мы с Александром. Внизу находился настоящий памятник живой природы - дерево грецкого ореха возрастом 176 лет, о чем сообщала табличка.

Сосны штурмуют скалы.

Я прошел немного выше, далеко не стал подниматься, в отличие от Саши, остановился, забравшись на склон в бок от тропы. Сел на сидушку, достал дрон и направил его к вершинам горы. Полетав, установил штатив с камерой и стал ждать заката.

Крымский Сфинкс.

С точки, где я находился, можно было найти разные сюжеты для съемки. Выше у самых вершин можно было увидеть выдающуюся скалу и представить себе эдакого Сфинкса, а ниже находились крупные валуны округлой формы, напоминающие башни некой крепости.

Башни на склоне горы.
Светотень.

Солнце клонилось к противоположному краю долины, погружая склоны и дальнее побережье моря в сумерки. Я нашел кустик колоритного растения - метелку с красными листьями и попробовал включить его в кадр:

Ожидая закат на склоне Демерджи.

Вскоре стало совсем темно, можно было возвращаться назад...

Описание всех эпизодов недельной поездки в Крым в октябре 2018 года можно почитать по ссылкам ниже:

Комментариев нет:

Отправить комментарий