суббота, 17 июля 2021 г.

Осенний Алтай 2020: утро у Киделю, переезд к Чулышману.

Ночью пришлось ворочаться на ненавистной пружинной кровати, напоминавшей общагские годы жизни во время учебы в институте. Зато я на зависть другим нашим фотографам накануне достал теплый спальник из своего багажа, и к утру, когда печка нашей казармы остыла, мне не пришлось трястись от холода. Встали до рассвета, одели все теплые вещи, что привезли с собой, и вышли наружу.

До озера ехать было всего несколько километров, однако дорога обледенела, ворчавшему Сергею приходилось вести автобус осторожно. На повороте перед Улаганским перевалом остановились, вскоре фотографы разбрелись по берегу озера, выбирая интересные ракурсы. До рассвета оставались минуты.

Озеро Киделю на рассвете.

Мне местность была знакома по прошлой поездке. Как и в прошлый раз, розовая краска рассвета появилась над горизонтом немного в стороне, дальше, чем бы это хотелось. Тем не менее скоро облака над горными склонами на юге от нас тоже окрасились чуть заметными розовыми оттенками. Пришлось использовать поляризующий фильтр для их усиления. А ниже - фото, полученное с использованием 10-стопного ND - фильтра, который 3-х секундную выдержку (на кадре выше) 'растянул' до 204 с. Благодаря этому легкая рябь на озере 'разгладилась', а облака в своем движении немного 'размылись'.

Снимок на большой выдержке с ND - фильтром в 10 стопов.

Еще несколько минут - и теплые нежные оттенки 'голубого часа' сменились серыми скучными красками облаков, наступил рассвет.

Я достал дрон, запустил его над озером, при этом чуть не врезал его в растянутый над водой малозаметный трос. Над дальними лесными склонами гор поднималось солнце, удалось сделать снимок с отражениями одиноких деревьев в Киделю на фоне разворачивающейся перспективы:

Фото с дрона над северной оконечностью Киделю.

Подняв дрон повыше, сфотографировал озеро, которое оказалось безымянным.

Безымянное озеро.

Но сразу заинтересовался другим более крупным водоемом чуть дальше. Чагакёль и череда других мелких озер за ним растянулись на широком пространстве Улаганского плато. На заднем плане, по всей видимости, высится гора Кабак-Тайга:

Озеро Чагакёль, на заднем плане - гора Кабак-Тайга (2496 м.)

Когда вернулись на базу, нас окружили поросята из местного хозяйства, выпрашивая подаяние. Пятаки, которыми они тыкались в руки, у них были мокрыми.

Хрю-хрю - влажный нос.

А еще я разглядел пару кроликов, выискивавших на полянах среди снега остатки травы. Валентин объяснил, что они полудикие. Их когда-то завезли к нему на ферму, потом эти кролики скрестились с местными зайцами, сейчас живут довольно свободно.

Полудикий кролик.

После завтрака настало время двигаться дальше. Только наш водитель стал отказываться ехать по обледеневшей дороге на летней резине микроавтобуса через Улаганский перевал. Володя с ним поругался, потом сел в машину нашего повара Валентина, с ним они съездили до перевала на разведку, вернулись. Судя по всему, там уже скопились другие машины в ожидании снегоочистительного транспорта. Кое-как уговорив Сергея выдвинуться в ту сторону, мы подъехали, наконец, к перевалу, стали ждать.

Самый опасный участок дороги шел в северном направлении вниз. Солнце начало постепенно растапливать лед и снег. Кроме того пришла машина, посыпавшая песком подъем на Улаганский перевал. Наконец, мы двинулись вперед. Через несколько минут буквально сотню метров ниже нас ждала совершенно свободная ото льда дорога. Видимо, снеговая граница проходила как раз где-то на высоте 2-х километров (высота перевала 2080 м). Путь вперед к следующему перевалу Кату-Ярык был открыт.

Коровы отдыхают на краю леса.

Вскоре асфальт сменился щебенкой, мы проехали мимо нескольких сел. Сделали остановку, чтоб поснимать пасторальные пейзажи вокруг дороги.

Сельский алтайский пейзаж.

На снимке выше заметны какие-то летние домики, возможно, построенные для туристов. Дальше можно разглядеть дома двух смежных сёл - Чибиля и Улаган. На заднем плане вздымаются к небу горные складки местности. Это интересный ракурс, здесь можно видеть, если я правильно сориентировался по карте, как направо уходят высокие склоны Айгулакского хребта, в противоположном восточном направлении берет начало и простирается далеко за границы кадра Курайский хребет.

Снимок с одинокой лиственницей.

Следующую остановку сделали на высоком склоне горы у видневшегося внизу озера Учкёль. В прошлую поездку мне не удалось над ним 'полетать' на дроне, в этот раз я старался наверстать упущенное. Снимки с озером еще будут в следующем фотоотчете.

Северный край озера Учкёль.

Вскоре мы подъехали к перевалу Кату-Ярык, о нем я уже раньше рассказывал, так что подробно не буду на этом останавливаться. Перепад высоты составляет около 900 метров. Начался спуск вниз. Для разъезда между встречными машинами нужно было вовремя останавливаться в крайних точках колец серпантина, пропуская поднимающийся транспорт.

Дорога на перевале Кату-ярык.

Когда спустились вниз, нас разместили по разным домикам. Моим соседом оказался Андрей, мы кое-как разожгли печку, чтоб ночью не замерзнуть. Дрова казались сыроватыми, найденная бумага в качестве розжига не очень пригодилась, помогла только взятая у Валентина горелка для опала перьев птицы. Вообще-то мы перестарались, погода значительно отличалась от той, что нас преследовала предыдущей ночью, к тому же стало жарко как в бане, ночью мы спали почти раздетыми.

Ну а перед этим нужно было найти, где зарядить аккумуляторы к дронам, используя бензиновый генератор кемпинга. Потом нас ждала баня, которую на этот раз я решил посетить. Как нарочно, простыл после ее посещения, прогуливаясь вечером по территории лагеря, на утро заболело горло. Ну, что было утром, расскажу в следующий раз...

Описание остальных эпизодов поездки На Алтай в сентябре 2020 года можно почитать по ссылкам ниже: