суббота, 29 мая 2021 г.

Осенний Алтай 2020: дорога до Мульты, ночная съемка.

Во второй половине сентября прошлого года я вновь оказался на Алтае. К счастью, анти-ковидные ограничения на передвижение по стране были снижены. К вечеру первого дня мы заселились в небольшом отеле Горно-Алтайска.

Теплые осенние дни перед наступлением холодов вызывали оптимизм, разные насекомые летали вокруг, как будто празднуя конец летнего сезона. В номерах наблюдалось какое-то небывалое нашествие коричневых божьих коровок.

Позже поужинали в местном кафе, познакомились друг с другом. Группа получилась довольно большой - около 14 человек. Сразу стало понятно, что уровень фотографов был несколько выше среднего.

Туман над Катунью.

Позади были месяцы (всемирного) коронавирусного карантина, болезнь и смерть мамы, наши поездки с ней по столичным больницам. Хотелось выбраться из города на природу. Подвернувшаяся поездка на Алтай была кстати...

Утром сложили багаж в микроавтобус, сели сами и поехали. План на день был - добраться до села Мульты.

Переехав по мосту через Катунь, кажется, у Усть-Семы, остановились, увидев плывущий туман над горными склонами. Тот довольно быстро рассеялся, но несколько фотографий удалось сделать.

Солнце освещает лес на склоне горы.

Где-то на полпути между Семинским перевалом и Онгудаем свернули на запад в сторону Усть-Кана, а за ним - на юг.

Дорога долго шла вдоль живописной реки Коксы. На одном из ее поворотов мы увидели на большой лужайке несколько ветхих покинутых домов, остановились поснимать.

На окраине села Синий Яр.

С прошлой поездки на Алтай, кажется, прошло два года. Я хотел вернуться сюда и снова увидеть горные склоны, покрытые пестрым в осенних красках покрывалом лиственничных лесов. Здесь на лужайке росло еще и множество нарядных берез. За их стволами виднелась синева Коксы. Одинокий рыбак пытал счастье на берегу реки...

Вид с перевала Громотухи над рекой Коксой.

Проехав несколько километров дальше, Владимир снова попросил водителя остановить машину. Мы выскочили наружу. Сверху открывался шикарный вид: внизу текла Кокса, с обеих сторон горные склоны стали более крутыми.

Дымка и солнце.

Густая пыль поднималась в воздух над щебенистой дорогой от проезжающих машин и в лучах садящегося солнца казалась дымкой. Перевал носит название Громотухи - по названию двух речек Малой и Большой Громотухи, впадающих в Коксу. Одно название внушает уважение.

Перспектива над Коксой.

Конечно, все подняли в воздух свои дроны. Сверху вид тоже был красивым, но мне не удалось ничего снять из-за слишком яркого солнца, которое вызывало сильное бликование камеры.

Палитра осенних алтайских красок.

В сумерках наш автобус въехал во двор гостевого дома туркомплекса. Мы разместили в его комнатах вещи и пошли ужинать. В эту поездку Владимир нанял поваров, чтоб решить вопрос с приготовлением еды кардинально. Валентин, шеф-повар одного кафе, вместе с женой Ириной ездили на своей легковушке, сопровождая нас всюду, и обеспечивали полностью завтраками, обедами, ужинами.

После ужина Владимир провел лекцию по ночной съемке. Изучив прогноз погоды, мы решили немного поспать, а после полуночи отправиться на 'промысел'. Впрочем, часть нашей группы отправилась на съемки немедленно, чтоб оставшуюся часть ночи качественно отдохнуть.

Да, забыл упомянуть, что разница во времени между Алтаем и Москвой - 4 часа, поэтому у некоторых еще наблюдался 'джет-лаг'. Оказавшись в каком-то новом месте, я обычно плохо сплю, поэтому стараюсь на режим сна не особо обращать внимание, тем более что ночная, утренняя съемки всегда связаны с нарушением оного. Кажется, часа в три мы встали, оделись потеплее и зашагали по пустым улицам деревни под аккомпанемент собачьего лая.

Ночной снимок с мостом через Катунь.

Оказавшись на мосту через Катунь, мы остановились, приготовили технику для съемки. Владимир включил привезенную лампу, дающую красивый теплый свет. Нас было, кажется, семеро, места для съемки в одном месте было маловато. Я решил спуститься под мост и посмотреть, что можно увидеть там.

Звезда под мостом.

Над дальними склонами холмов невысоко висела яркая звезда, отражаясь в глади Катуни. Медленно, но верно вращался свод из мириада звезд над головой. Сверху на мосту горела лампа и слегка подсвечивала конструкции нового моста. Рядом стоял старый - его покосившиеся опоры были по-старинке сложены из бревен и напоминали срубы для бань, тросы между берегами были все еще натянуты, но перекладины уже отсутствовали.

Старый мост.

Побродив под мостом, поднялся к остальным фотографам. Там пробовали проводить разные эксперименты со светом лампы. Владимир ходил с ней по мосту, я включал в это время длинную выдержку экспонирования. Получился интересный результат, только потом пришлось красную шапку ретушировать программно - а можно было всего-то попросить накинуть капюшон.

Игры с огнем на мосту через Катунь.

Становилось светлее, хотя по небу бежали тучки - приближалось утро. Мы обсудили, куда лучше попасть к моменту рассвета. Решили двинуться к месту слияния Катуни с местной речкой Мультой вдоль песчаного берега.

Рассвет на берегу Катуни.

Дойдя до места, я пробовал снимать основной своей камерой Nikon D850. Потом запустил дрон, сверху открывался более интересный вид. Катунь делала поворот, в центре широкого русла находился остров, частично покрытый березовым лесом. За ним открывалась перспектива с лентой реки и склонами гор.

Островок на реке Катуни.
Река Мульта на рассвете.

Провел дрон и над Мультой, изучая окрестности. Место слияния с Катунью оказалось самым интересным, особенно в окружении гор с подсветкой облаков всходящим солнцем.

Место слияния Катуни и Мульты.

После рассвета мы сложили свою технику по рюкзакам, отправились в сторону туркомплекса. Мое внимание привлекла черная фигура в еще темном лесу. Не обошлось без мурашек на коже:

Ведьма? (снимок с телефона)

Добрались до своих номеров, изрядно устав за бессонную ночь. Днем нас ожидала заброска на транспорте к Мультинским озерам. Но об этом - в следующий раз.

Описание остальных эпизодов поездки На Алтай в сентябре 2020 года можно почитать по ссылкам ниже: