пятница, 21 марта 2025 г.

Алтай 2024: путь до плато Укок, долина Калгуты.

С утра у въезда на базу нас ждали две "буханки". После короткого завтрака загрузили вещи. Мне удалось занять место на переднем сиденье рядом с водителем Русланом. Тронулись в путь, я произнес: "Пристегните ремни". Получилось смешно, все знают, что в этих машинах имеются "особенности" эргономики: нет ни ремней безопасности, ни перил, порой просто не за что держаться, если только водитель не прикрутит какие-нибудь ручки в салоне на свое усмотрение. К счастью, у меня что-то вроде поручня было, это позволяло на кочках чувствовать себя более уверенно и помогало забираться в салон.

Последние деревья.

Кадр выше сомневался выкладывать, но потом подумал, что он является необычным в плане наличия множества лиственниц. На всех остальных ниже нет ни одного дерева. Этот лесок на слоне горы сфотографировал после выезда из Кош-Агача, где оформляли документы на проезд в приграничные зоны, закупали кое-что из продуктов и т.п.

Облако и лев.

Асфальт быстро закончился, дальше начинались пыльные гравийные дороги, но и они становились все хуже и хуже при приближении гор. После остановки на обед начался подъем на перевал. Наверху открывались шикарные виды с озерами, долинами до горизонта. Запустил дрон, сделал панораму реки Джумалы. Потом будут еще снимки из этого района, куда мы прибудем, спустившись с другого перевала на обратном пути из Укок.

Долина Джумалы.

Тронулись в путь. Руслан, в прошлом работавший инспектором заповедника, опытным взглядом окинул пространство впереди, начал останавливать машину, показывая пальцем в сторону и немного ниже уровня дороги: архары. Я не сразу смог их разглядеть на фоне каменных россыпей:

Архары пасутся.

Мой "коротко-зум" с фокусными 100-400 мм явно не доставал до цели, поэтому пришлось спрыгнуть на землю и попробовать приблизиться к ней на корточках. Вторая машина тоже остановилась, из нее выбежал Валера, у него был более "дальнобойный" объектив. Мы держались на безопасной для архаров дистанции, поэтому те продолжали пощипывать пожухлую осеннюю травку и неспешно двигаться, оглядываясь на машины. Нас уже Роман поторапливал, напоминая о времени, которого, как обычно, оставалось мало. Хотя ради такого случая я бы сделал исключение.

Вылетит птичка.

На следующем снимке: эти же краснокнижные бараны на фоне горного озера. Совсем крохотные - в нижней его части, рассмотреть можно, только если распечатать размером в метр по длинной стороне. Животные просто сливаются благодаря своей окраске с окружением. Зато просторы и масштаб сцены можно оценить.

Архары и горное озеро.

В детстве читал книжку, название которой уже не помню. Главный герой убивает двух архаров одним выстрелом, и от его меткости зависит выживание маленького горного аула, отрезанного от цивилизации, кажется, лавиной. Здесь мне тоже в одном трофейном кадре удалось "поймать" двух архаров. Здорово, что после нашей съемки животные даже не разбежались.

Дорога не для всех.

Проехав перевал, двигались вдоль горного склона. Впереди увидели заброшенный Камаз, который каким-то образом оказался в этих местах. Уже не помню всю связанную с ним историю, знаю, что сломался он на другой локации, откуда его буксировали, а потом вот бросили тут.

Остановка. Далеко внизу синело огромное озеро. Запустил дрон, чтоб поснимать окрестности. Это озеро Чембак-куль. Втекающие горные речки и исток носят название реки Усай.

Белое и синее.

Когда разглядываешь снимки, на языке неизменно вертится слово "суровые" применительно к местным видам. Изучая снимок с максимальным увеличением, не заметил никаких дорог. Возможно, где-то там есть пастушьи домики или юрты... Рядом проходит граница снегов, в округе отсутствуют деревья, постоянно дуют ветры. Это видно даже по различающимся текстурам и цветам на поверхности воды. Глядя издали на пустынные пейзажи, душа съеживается от неуюта. Вид скрашивает только летучее облако, находящееся в относительной гармонии по цвету и размерам с озером.

Вид на горный массив Таван-Богдо-Ула с Укок.

Проехали немного дальше, перед спуском снова остановились. Вокруг лежал снег, солнце слепило глаза. Отсюда можно было разглядеть на юге горные вершины места, которое, как я понял, называют сердцем Алтая: горный массив Таван-Богдо-Ула. На запад от него тянется хребет Южный Алтай, мы двигались вдоль идущего на северо-восток Сайлюгемского хребта. На юго-восток отходит скрытый от нас Монгольский Алтай. Высшая точка горного массива — гора Найрамдал (4374 м). С трех сторон Таван-Богдо-Ула граничат в этом месте Китай, Монголия и наша страна.

Далее спуски чередовались с подъемами. В двух местах, как объяснял и показывал Руслан, находятся Калгутинские рудники. Сейчас они заброшены, разработка шахт не ведется.

Дорога или то, что ею называется, напоминала нечто среднее между разбросанными валунами и курумными россыпями. Машина ползла на пониженной скорости, преодолевая препятствия. Но скучать не приходилось: от видов вокруг вдоль горных склонов до горизонта перехватывало дыхание. Из растительности тут - начинающие желтеть и краснеть поросли карликовой березки, ивы и прочих кустарников. Главное - не забывать держаться во время движения хоть за что-то.

Наконец, спустились в долину реки Калгуты. Остановка. Пограничные формальности. Дальше поехали уже с большей скоростью. Дорога стала более пологой, зато теперь приходилось регулярно преодолевать вброд разного размера и характера речки. Вообще, после спуска с перевала наши неказистые "буханки" заиграли новыми красками: умения машин карабкаться по крутым горным склонам, изящно маневрируя меж зазубренных скальных выступов и крупных валунов, и вниз, и вверх, проходить топкие места и пересекать водные преграды легко перечеркивали "особенности" эргономики.

Плато Укок и Калгуты.

Двигаясь вдоль Калгуты, несколько раз видели хищных птиц. Сфотографировать качественно не было возможности. Одна - довольно крупный орел с характерными крупными морщинистыми лапами и мощным клювом, другая напоминала белесой окраской зимняка. Несмотря на размеры птиц, для съемки все-равно желательно было иметь более длиннофокусную оптику. Из "буханки" вообще фотографировать неудобно, но у меня, к счастью, на переднем сидении в двери опускалось стекло, и это иногда выручало - хотя бы для наблюдения.

Бассейн Калгуты.

Бассейн Калгуты представляет собой плоскую заболоченную местность, ограниченную с обоих сторон горными склонами, река часто петляет, образуя множество небольших озер и собирая воды горных речек. Множество разных птиц тут либо постоянно обитают, либо их стаи отдыхают во время миграций. На снимке выше наши машины находятся на холме посередине изображения в левой его части.

Озера и вид на хребет Южный Алтай.

Как только мы определились с местом стоянки, начали разгружать вещи, ставить палатки. Я не утерпел, запустил дрон, чтоб до заката обозреть окрестности вокруг.

Скоро закат над плато.

Руслан скептически оценил место стоянки, заметив, что недалеко находятся чьи-то могилы. Действительно, на берегу можно было разглядеть невысокие сооружения, сложенные из камней, скорее всего, рукой человека. Роман потом довольно флегматично заметил, что подобное тут можно повсюду встретить, так что не стоит обращать внимание. Высокогорье, вечная мерзлота под слоем отогреваемой солнцем поверхности, где вообще есть почва: курганы тут - не редкость.

Розовое облако над хребтом.

Пока устанавливал палатку, изредка оглядывался вокруг. Солнце только что село, над горами облака на востоке начали "разгораться" огненными красками. Бросил палатку, побежал снимать закат.

Пояс Венеры и закат над рекой.

В это время на западе представление оказалось не менее впечатляющим, хоть небо и было более светлым. Мне нравится, что полумесяцы озерных вод окрасились по-разному в соответствии с цветами отражаемых облаков:

Полумесяцы.

Набегавшись с фото-рюкзаком и штативом вдоль берега Калгуты, вернулся к установке палатки. Мой сосед Элтан, с которым был знаком еще по поездке в Монголию, помогал в этом процессе. Позже он признался, что ему стукнуло 82. Выглядел он несмотря на глуховатость живчиком.

Хотя ночь уже спустилась, ужин проходил в ярко освещенной большой палатке, где были и столы, и стулья. Уже работал генератор, Маша успела приготовить еду для всех, можно было зарядить аккумуляторы. Красота.

Млечный Путь над долиной Калгуты.

Затянувшие горизонт подсвеченные розовым светом облака радовали глаз на закате. Но теперь, когда наступила ночь, они скрывали звезды. В западной части долины над горами должен был появиться Млечный Путь. После ужина я оделся потеплее и пошел на высотку, с которой открывался вид в обе стороны света. С собой был астро-трекер для компенсации вращения земли. Через некоторое время удалось найти среди облаков Полярную звезду, настроить по ней мой прибор. Облака на западе немного разошлись, это позволило сделать экспозицию звездного неба с Млечным Путем длиной 90 секунд. На снимке можно рассмотреть, как где-то далеко в долине светит яркий огонек фонаря чьего-то жилища.

Пробовал делать панораму, но не очень успешно: по небу по-прежнему плыли облака. Усталость уже давала о себе знать, тело болело от долгой езды по кочкам, голова шла кругом от возбуждения, дневных и ночных впечатлений. Становилось холоднее. Пора идти спать...

Комментариев нет:

Отправить комментарий