среда, 26 марта 2025 г.

Алтай 2024: рассвет у слияния Калгуты с Акалахой, дорога по плато, Купол Укок.

Ближе к ночи заморосил дождь, так что после ужина я подождал немного в общей палатке, пока не зарядятся оставшиеся аккумуляторы, и пошел спать. Польза от осадков только одна - не надо вставать на съемку, можно поспать до самого утра. Ближе к рассвету лежал в теплом спальнике и прислушивался к шороху капель. Кажется, поутихло, пора вставать.

Композиция с эпичными валунами.

Следом за мной поднялся мой сосед. Мы зашагали на холм, с видом на точку слияния Акалахи и Калгуты. Все остальные фотографы решили выспаться. Может, это и правильно. Розового рассвета не случилось. Однако, мне и такой серый вид нравится. С пол-часа я бродил, переставляя штатив, ожидая рассвет. Солнце не выглянуло, зато дождь, до того момента сошедший на нет, снова припустил так, что пришлось скорым шагом возвращаться в лагерь и прятаться под тентом.

Вид над Акалахой.

Скоро народ потянулся к обеденной палатке. Позавтракали, погода, показалось, улучшилась, стало веселей. Планировали в этот день совершить поездку в сторону озера Кальджин-Коль, а потом к вечеру вернуться назад, чтоб не переносить лагерь с места на место.

Хищник в полете.

Дорога вдоль Акалахи запомнилась множеством озер и птиц. Хотя значительная часть плато - довольно плоская равнинная поверхность, живность в таких условиях снимать не просто: всегда существует комфортная дистанция между фотографом и субъектом, которую на открытой местности без перепадов высот приходится соблюдать.

Про снимок выше: недалеко от дороги на камне сидел этот хищник, взлетел, когда наши машины остановились. Я успел щелкнуть его в полете. Вроде бы канюк. Хотя я привык, что в наших краях они более темные. Возможно, зимняк или курганник.

Туман над Южным Алтаем.

Доехали до поворота на озера Кальдинкуль и Кальджин-Коль-Бас, остановились на подъеме. На противоположной стороне долины под навесом облаков просматривались ледники. У основания хребта увидели поверхность Белого озера. Судя по карте, где-то там водосбор талых с примесью белой глины вод дает начало Акалахе. Некоторые источники разделяют ледники: Акалахинский, Канасский, Укокский. А где какой - не знаю. Могу предположить, что на снимке ниже - Акалахинский с двумя языками ледника, объединяющимися выше вот этой горы в центре кадра.

Здесь начинается Акалаха.

Дождя не было, темные облака плыли над плоскогорьем, цепляясь за верхушки горных гребней и обещая снег. При дальнейшем движении шел постепенный хоть и небольшой набор высоты. Снаружи за окном слышалось посвистывание холодного ветра с порывами, на голом продуваемом пространстве без растительности стоять было бы неприятно.

Оттенки непогоды.
Облака нависают.

Путь к озерам лежал меж небольших ложбин с довольно грязными колеями. К счастью, нигде не застряли. По обе стороны над мелкими озерами время от времени поднимались стаи уток и других птиц.

Хохлатая чернеть, четверка в полете.

Остановка у озер. Запустил дрон, увидев интересный скалистый гребень выше по склону. Расстояния в горах обманчивы: оказалось, что лететь до него пришлось чуть не пять километров. Потом узнал, что это так называемый Купол Укок. Ниже на панораме, которую собрал из серии снимков, можно разглядеть, что находится за этой высотой: пустынная поросшая карликовыми березками с пожухлыми травами территория до горизонта с озерами и гористыми складками местности.

Вид с Купола на север.

Обратно дрон удалось вернуть с трудом. Аккумулятор разрядился почти до нуля. Моя "птичка" уже начинала садиться, а я ей не давал, пытаясь довести до моего местоположения. Решил так больше не рисковать.

оз. Кальдинкуль.

Однако еще успел снять озеро Кальдинкуль сверху. Мне тут интересно: что за полоски по его поверхности тянутся? Такое ощущение, что это пена или снег. Или так ветер срывает зачатки гребешков волн, которые не успевают возникнуть на относительно малом пространстве озера.

За далью даль.

Роман попросил наших водителей проехать дальше по склону в сторону Купола. Через несколько километров остановились, вышли наружу и разбрелись по окрестности, разглядывая горы и озера ниже.

Перспектива горных склонов.

Я уже ранее писал, что тут самое приемлемое слово для описания местности - "суровая". Серая, холодная погода с резким ветром, то и дело швыряющим в лицо снежную крупу. Ставить палатку на таком открытом месте было бы не очень приятно. Но с точки зрения фотографии, погода нисколько не хуже, чем при любых других обстоятельствах и времени. Каким скучным и слащавым может быть пейзаж с пустым синим небом и контрастными вершинами под ярким солнцем - как ириска, налипшая на зубах. А тут... Многослойные облака с грозными белыми клочками на темном свинцовом фоне с горными склонами, укрытыми туманом и уходящими вдаль... Красота. Суровая красота.

Вид над оз. Кальджин-Коль-Бас.

Немного было досадно, что ранее пришлось гонять дрон в такую даль, тратя заряд батареи, а тут удалось подобраться ближе к вершине сопки за счет колесного транспорта. Снова глядел в экран пульта, разглядывая приближающийся ко мне Купол. Теперь заснял панораму с перспективой озер:

Вид над Куполом в сторону Кальдинкуль и Кальджин-Коль-Бас.

Вернулись к озеру Кальдинкуль. Из него вытекает речка с названием Кальджинколь - странно, что не Кальдинкуль. Где-то дальше она впадает в Акалаху, разбавляя ее белые воды прозрачной.

Пообедали. Я снова погонял дрон, поскольку еще оставалась энергия после полета к Куполу. Снимков у меня привезено довольно много - выбрать, что показать, всегда сложно. Нечто более-менее интересное публикуется тут, остальное приходится потом удалять, чтоб не переполнять дисковое пространство.

У истока реки Кальджинколь.

На обратном пути на выезде из ложбинки дорогу развезло, пришлось немного побуксовать. Зато когда спустились, наконец, в долину Акалахи, движение стало более быстрым и уверенным.

Горные гуси и огари.

Наша машина ехала второй. Руслан заметил небольшое стадо гусей. Остановились, я попробовал к ним подобраться поближе. Но торопился, поэтому спугнул птиц. Не люблю такие снимки с удирающей от фотографа испуганной живностью. Но тут интересны сами гуси. Уток я сразу распознал: огари. А вот птицы с черными полосками на голове, как позже выяснил дома, оказались горными гусями, которые обитают всего на нескольких горных озерах, и плоскогорье Укок входит в их ареал обитания. Пишут, что горные гуси находятся под угрозой полного исчезновения, в России - всего несколько сотен этих красивых птиц.

Бакланы на взлете.

На подъезде к нашему лагерю остановились. Снял пару лебедей-кликунов, плавающих по маленькому озеру:

Пара кликунов.

До ужина мы еще бродили по сопке у слияния Калгуты с Акалахой, но погода не менялась: серое небо с пеленой облаков, холодный пронизывающий ветер, накрапывающий дождь. Так закончился этот день, интересно, что принесет следующий.

Комментариев нет:

Отправить комментарий