Утром приехала машина. Быстро загрузились и поехали по берегу в Никольское. Дорога выглядела совершенно незнакомо, поскольку в прошлый раз ехали почти в полной темноте. Иногда немного отклонялась в глубь острова, можно было наблюдать довольно скудную растительность, которую разнообразили озера и ручьи, через некоторые из них мы проезжали. Потом машина неожиданно выбралась на самый берег, и сотни чаек поднялись в воздух при ее приближениии. В конце пути мы пересекли мост через речку с названием Гаванская, за которым уже находилось село.
Сан Саныч разобрался с какими-то формальностями, и нас доставили к гостинице. Где-то после обеда были запланированы поездки на остров Топорков. А пока нам предложили зарегистрироваться и отдохнуть. Мы с Юрой заняли двухместный номер на втором этаже, разложили свои многочисленные вещи, подключили зарядки, потом отправились погулять. Чтоб не смешивать фотографии птиц и села, сделаю небольшой пост о последнем отдельно...
Время уточнили: в два часа надо быть готовыми к отплытию. Поскольку вся группа в лодку не помещалась, нас разделили пополам. Я попал в первую половину. К назначенному сроку мы подошли к пирсу, нам выдали спасательные жилеты. В лодку сели: четверо из нашей группы, проводник Николай, а также трое из заповедника: руководитель Иван с помощником и сотрудница Юля. Последняя должна была нас сопровождать на острове.
Лодку оттолкнули от берега,завелся мотор. Прошли на малом ходу вдоль пирса и направились из бухты Никольский рейд к острову. Настроение было бодрым, на воде и над ней летала и плавала разная живность. Юля давала краткие пояснения о птицах, пока мы плыли. Заметил у ней татуировку ящерки на шее. "Девушка с татуировкой дракона", - подумалось.
У острова лодка сбросила ход. Иван встал на носу, выбирая место для высадки среди водорослей и камней. Причала там не было, пришлось выпрыгивать в воду, благо почти все были в сапогах, потом лодка стала полегче, и ее удалось протащить ближе к берегу.
Снял спасательный жилет, чтоб не мешался, подготовил технику. Мы неспешно пошли вдоль прибойной полосы, наблюдая вокруг тысячи птиц, гомон которых заглушал голоса и вынуждал при разговоре прислушиваться друг к другу. В основном, тут были топорки и серокрылые чайки. От воды пологий каменистый берег постепенно поднимался до небольшой скалистой возвышенности не больше пяти метров над уровнем моря. На её краю сидели сотни топорков, готовящихся к взлету. Крылья у этих птиц довольно короткие, поэтому им сложно подниматься в воздух прямо с места, необходим разбег или обрыв, как тут.
Кажется, мы прибыли на остров во время отлива, поскольку крупные темные камни у воды были частично покрыты водорослями, чуть выше пролегала полоса из светлого галечника, по которой было удобно идти, через несколько метров начиналась растительность: осока, заросли крестовника ложноарникового и вездесущего борщевика.
Кругом все каменистые возвышенности были залиты следами побелки - птичьего помета. Юля нас заранее предупредила, чтоб мы не подходили близко к гнездам, поскольку попадание снарядов чаек на одежду или кожу весьма неприятно, и они даже могут разъедать металл. Я не раз слышал и видел, как вокруг меня падали эти бомбы, но повезло - ни одна на меня не попала.
Пытался снимать слетающих с возвышенности топорков. Получалось не очень хорошо. Погода выдалась неплохая, бывает и гораздо хуже, но солнце не показывалось, над островом и бухтой висела дымка, было непонятно, то ли это низкая облачность, то ли туман. Поэтому приходилось увеличивать в камере чувствительность ISO. Фокусировка моей D800 тоже не всегда отрабатывала должным образом.
Я немного отстал от группы. Увидел впереди деревянный помост, на который уже все поднимались. Начал искать проход к нему через заросли крестовника и борщевика, обильно помеченные пометом чаек. Деревянная площадка с перилами по периметру находилась примерно на уровне основной части острова. Нам рассказывали, что там гулять очень нежелательно: топорки роют норы глубиной иногда до двух метров, и в них можно провалиться. Сами норы среди травы разглядеть было невозможно, зато среди кочек растительности иногда пробирались по тропкам к краю взлетных площадок птицы. Тут как раз один топорок показался невдалеке, и я его поснимал, пытаясь сделать портрет. Ранее уже видел подобные фотографии на конкурсах... Хотя птиц тут почти никто не беспокоит, нельзя назвать их совсем непугливыми. Выглядит, как будто у своих нор они путают следы, чтоб никто кроме них не нашел туда вход. До людей держат определенную дистанцию. Меня спасал длиннофокусный объектив.
Перила на помосте тоже все были залиты пометом, поскольку чайки их облюбовали и использовали в качестве удобных насестов. Для разнообразия я их тоже снимал. На фото ниже - момент, когда кто-то из группы (кажется, Юра) проходил за чайкой и случайно послужил красным фоном. Я хотел было его удалить, но позже из всех снимков чаек оставил именно этот, поскольку получился интересный портрет серокрылой чайки на красном фоне, с которым "перекликается" пятно того же цвета на подклювье.
До определенного времени топорки пролетали над площадкой и островом без добычи. Потом мы стали наблюдать, как они стали попадаться на глаза с разной добычей. Тут мне попалась птица с медузой в клюве.
Чаще всего топорки нескли в свои норы рыбу. Причем я никогда не успевал заметить, в какой момент они опускаются в свои норы. Один раз мне в объектив попался экземпляр с крабом, но снимок не получился. Пролетали над площадкой довольно быстро, это было настоящим испытанием для фотоаппарата. Приходилось добиваться выдержки не длиннее 1/2500 с.
То ли немного светлее стало, то ли мне удалось, наконец, найти необходимый баланс настроек, стали получаться более резкие картинки, и афтофокус моей уже не первой свежести D800 в связке с телезумом Sigma 150-600S отрабатывал как надо. Я получал удовольствие от съемки, особенно когда главной проблемой было выбрать из сотен несущихся в воздухе птиц самую интересную. Ниже - еще несколько снимков с этими забавными птицами.
Юля сказала, что, топорки умеют при ловле очень ровно выкладывать в клюве рыбок, иногда до 20 штук за раз. Тут у меня птица несет "всего" три рыбки. Я плохо разбираюсь в видах морских рыб, поэтому не могу сказать, что это за вид.
Мы все вдоволь наснимались на платформе помоста. Настало время уже возвращаться. Наша группа спустилась по лестнице на берег и потянулась к лодке. Со взлетных площадок на возвышенности продолжали прыгать и подниматься в воздух топорки. Я иногда останавливался, чтоб напоследок поснимать их. Кажется, в это время снимки получились самыми удачными, если сравнивать с полученными сразу после высадки.
Когда пересекли бухту и прибыли на лодке обратно на пирс, вторая группа была уже готова и ожидала своей очереди. А мы направились в гостиницу.
Как говорится, для одного раза достаточно. В эту поездку только понял, где, кого и как можно снимать, чего ожидать. Остров Топорков, безусловно, уникален своими обитателями не смотря на то, что есть немало других островов с гнездовьями топорков, ипаток, кайр и других птиц. Не уверен, что когда-нибудь приеду еще раз в это место, но было бы здорово побывать.
Описание остальных эпизодов поездки на Командорские острова в августе 2017 года можно почитать по ссылкам ниже:
1. Август. Перелет на Камчатку. Петропавловск-Камчатский.
2. Переход из Петропавловска-Камчатского к Командорским островам.
3. На лежбище северных морских котиков.
4. Еще одна прогулка на лежбище котиков.
6. Поездка на машине в устье Подутесной.
7. Пешком от Подутесной бухты до Полуденной.
8. Пешком по тундре до арки Стеллера и обратно.
9. Путь обратно в базовый лагерь в Подутесной бухте.
Комментариев нет:
Отправить комментарий