воскресенье, 5 ноября 2017 г.

Пешком по тундре до арки Стеллера и обратно.

За первую половину дня прошли с тяжелыми рюкзаками около 9 километров. Когда установили палатки, перекусили, подготовились к еще одной пешей пробежке по тундре до арки Стеллера налегке. У меня "налегке" означало 8 кг техники, включая телевик и дрон. Зато, на этот раз, без рюкзака и палок для ходьбы... С собой сапоги не брал - отправился в ботинках, в которых шел до этого.

Безымянная речка в Полуденной бухте.

Безымянную речку можно было перейти только в самом устье. Как ни странно, в этом месте она была наиболее узкой, так что мы просто перепрыгивали через нее. Как и во всех других водоемах, сверху можно было разглядеть сотни лососевых, держащихся в струях воды и время от времени начинающих плыть вверх по течению по многочисленным изгибам, рукавам и отмелям. Каждый прилив помогал их продвижению вперед и приносил новые стаи рыб из бухты.

Берега у речки были каменистыми, было удивительно наблюдать карликовые деревья, растущие прямо среди этих камней. Хотя, возможно, в начале таяния снегов бурные потоки меняли русло реки и, соответственно, характер поверхности почвы для растительности.

Жить!

За речкой прошли немного вдоль русла и начали подъем на холмистый берег. Там среди кочек, покрытых толстым и мягким ковром из мха, продолжалась тропа, кое-где переходящая в накатанную квадроциклами дорогу.

Почти все фотографии делал на ходу, чтоб не отставать от других. Проще всего мне было использовать телезум Sigma 150-600S, который висел на боку на ремне Black Rapid. Дольше приходилось возиться со сменой объектива на широкоугольник и обратно. Фотографий наделал много, но не все качественные и носят скорее информативный характер, подходящий для блога.

Тундровый пейзаж.

Конец августа, похоже, - не лучшее время для наблюдения за цветущими растениями, но некоторые можно увидеть, например, упомянутые ранее аконит, арктоцвет, рододендроны и т.п. Это, похоже, обыкновенный нивяник, т.е. ромашка:

Обломили лепесток.

Как уже сказал, поверхность тундры вокруг была покрыта мягким и толстым ковром из низкорослых растений. Ботинки утопали в нем иногда на глубину не меньше 10 см. Даже жалко было топтать такую красоту, поэтому выбирал путь между кочек. Как правило, снизу были каменистые почвы, поэтому ноги не промокали. Идти было очень приятно, но скорость движения это немного замедляло.

Тундровый ковер.

Наша группа растянулась по тропе метров на сто, не меньше. Впереди бежала Вера, которая сказала, что "любит быть впереди". Я шел позади, поскольку пытался что-нибудь снимать. Макро-объектива у меня не было, приходилось использовать телевик, у которого минимальная дистанция фокусировки (МДФ) была больше двух метров. Конечно, при наличии времени, я бы шел по тундре зигзагами с макриком, кольцевыми вспышками, чтоб качественно отснять все, что казалось интересным.

Колокольчик волосистоплодный.

Судя по справочнику, и если я не ошибаюсь, на фото выше - колокольчик волосистоплодный, а ниже - рододендрон камчатский, изредка встречающийся в горных тундрах:

Рододендрон камчатский.

Поскольку почвы под мховым ковром каменистые, дождевая и талая снеговая вода скапливается в разных впадинках и лужах, откуда потом стекает небольшими ручьями с высокого берега:

Тундровые водоемы.

Для грибов время еще не пришло, мы нигде их до этого не встречали. А тут вот попался один, растущий прямо на краю тропы. Я не уверен, что это за гриб, похож на подберезовик. Вся группа прошла мимо него, половина заметила, половина не обратила внимания.

Первый гриб.

Довольно быстро уяснил, как выглядит шикша. Попробовал. Вначале показалась водянистой и безвкусной. Потом почувствовал, что есть тонкий характерный только для нее аромат. По плотности ягоды похожи на бруснику, а по величине - примерно как черника. Собирать ее можно довольно быстро, иногда просто наклонялся к кочке, пару раз прочесывал пальцами ягодники - и в горсти уже с десяток другой сочных плодов. Шикша очень хорошо утоляла жажду, особенно позже, когда возвращались назад уставшими.

Шикша.

Где-то уже в конце пути набрели на обширную поляну другого известного и характерного для тундры ягодника. Морошка, видимо, еще только начинала созревать. Выглядит как малина, но зрелые ягоды мясистые и сочные, легко давятся прямо в руках. Непонятно, как ее вообще собирают. Вкус более сладкий и приторный, чем у шикши.

Я прикрутил макро-кольцо к телевику, чтоб можно было снимать ближе, чем на МДФ объектива.

Морошка.

Пока шли по тропе, регулярно оглядывался на величественные пейзажи в глубине острова с его гористыми, хоть и кажущимися пустынными и скудными растительностью пространствами. Низкий туман плыл, то скрывая, то снова проявляя под редкими солнечными лучами снежные шапки и склоны. У этой суровой местности есть свое очарование.

Гористая местность в глубине острова.

Телевик использовал, в основном для съемки подобных пейзажей, поскольку живность встречалась редко. Но мелкую птицу один раз все-таки встретил и снял. Она сидела и не взлетала, пока я обходил вокруг ее кочки, держа дистанцию метров в пять. Кругом мешали разные травинки, поэтому на фото они присутствуют. Названия птицы не знаю, надо уточнить.

На кочке.

Вскоре подошли к краю высокого берега, за которым открывался вид на небольшую бухту с широким каменистым пляжем, посреди которого протекала речка под названием Перегонная.

Перегонная речка.

Поснимали с этого места арку и окружающий пейзаж. После этого начали спуск, Сан Саныч сказал, что сможем подойти к арке ближе. Внизу прошли вдоль реки, изучая, можно ли ее перейти. Выяснили, что надо переходить или босиком, или в сапогах, которых почти ни у кого не было. У нашего гида были с собой резиновые чулки, что-то вроде хим.защиты, которые мы по-очереди надевали и переходили вброд Перегонную.

Река вытекала к своему устью, петляя, как-бы между высокими воротами. Позади виднелись частично покрытые снегом склоны холмов. Это фото мне тут больше всего нравится:

Откуда бежит Перегонная.

Арка Стеллера - одна из достопримечательностей острова, поэтому сюда часто приходят и местные жители из села Никольского, и туристы. Открыта была немецким натуралистом, находящегося в составе команды корабля Беринга, высадившейся на остров в 1741 году.

Мы сели неподалеку отдохнуть, попили кофе. Я запустил дрон, сделал несколько снимков и видео-роликов. Правда, везде кто-нибудь из группы то и дело норовил попасть в кадр. Я подумал, что надо было это делать, когда мы были еше на высоком берегу. Из других особенностей съемки: арка находилась на краю мыса, за ней начинался небольшой поворот берега вглубь острова, поэтому ветер резко менялся, и когда я пытался пролететь между столбами, приходилось маневрировать, что сказывалось на плавности видео.

Арка Стеллера.

Прямо на отвесной стене арки заметил уже знакомые цветы арктоцвета арктического. И здесь среди щелей в камнях они каким-то образом ухитрялись пускать корни и выживать.

Арктоцвет на стене арки Стеллера.

За аркой берег выглядел так:

Отлив за аркой.

Еще не наступило время прилива, поэтому многие камни, обычно скрытые под водой, обнажены.

Вот вид с другой точки обзора (верхней) на Перегонную с ее "воротами" и холмами на заднем фоне:

Вид на Перегонную сверху.

Чуть усилился ветер, нагнал туман, а с ним и мелкий дождик. Мы засобирались в обратный путь. Пошла приливная волна, устье реки сразу стало полноводнее. Перебрались на другой берег. Сверху разглядел стаю уток каменушек в последних лучах солнца:

Утки каменушки в последних лучах солнца.

Дальше уже шли довольно быстро, поскольку периодически начинал моросить дождь, сзади нас нагонял туман. Я держал камеру с телевиком в руках, все равно они были покрыты влагой. Жажду, как уже говорил, утолял ягодами шикши, которую подбирал с мшистых кочек почти на ходу.

Здесь берут начало речки Полуденной бухты.

Николай отправился вперед, обгоняя всех, чтоб начать готовить ужин. А мы, не ускоряя шаг, шли за ним. Когда спустились в долину речки у лагеря, дождик уверенно моросил, казалось, что это надолго. Моя куртка вся промокла: сверху - от дождя, изнутри - от пота. Я пытался высушить ее на ветру. Дождь то утихал, то снова заряжал.

Лариса отправилась купаться, точнее, мыть ноги, потом сказала, что видела норку, которая вышла к ней на берег.

Потом мы немного посидели в палатке, ожидая, когда перестанет моросить дождь, погуляли по мхам на берегу. Николай уже приготовил кашу и чай. У Сан Саныча нашелся разведенный спирт, мы выпили немного, чтоб согреться. Полог палатки растянули на палках для ходьбы, устроив под ним стол.

День был насыщенным и, с точки зрения расстояний, самым сложным. С утра прошли 9 км, после обеда - еще столько же. На следующий день будем возвращаться в базовый лагерь в Подутесной бухте.

Речка у лагеря.

Описание остальных эпизодов поездки на Командорские острова в августе 2017 года можно почитать по ссылкам ниже:

Комментариев нет:

Отправить комментарий