понедельник, 6 ноября 2017 г.

Путь обратно в базовый лагерь в Подутесной бухте.

Утром проснулся пораньше, вылез из палатки. Одежда высохла частично прямо на мне, частично - естественным образом после вывешивания на ветру. Дождя не было, но туман и низкая облачность присутствовали. Вышел к устью речки, оглядел местность, решил прогуляться по отливной полосе, которая на мысу открывала возможность пройти в сапогах по крупным камням далеко от берега. Путь довольно опасный, можно подскользнуться на водорослях или попасть ногой в какую-нибудь щель.

Увидел пару каланов в воде, они плыли вдоль мыса и играли друг с другом, то исчезая в глубине, то снова выныривая. До них было довольно далеко, но снимать моим телевиком-шестисотником можно. Слышал, что этих представителей куньих фотографируют с довольно близкого расстояния на Командорских островах, но мне почему-то не очень везло, да и времени на выслеживание не было.

Каланы в воде.

Многочисленные утки каменушки попались и здесь на глаза, проплывая вдоль каменистого мыса, на котором я стоял:

Каменушки.

Подождал немного и пошел в сторону берега, по пути снял ракушечник на обнаженных после отлива камнях:

Ракушечник.

По пути в лагерь остановился, заметив пару куликов-песочников. Они бегали вдоль прибойной полосы. Опустился с сидушкой прямо на песок и стал наблюдать. Они меня совершенно не боялись, подходили все ближе и ближе. Удивительно. Наснимал целую кучу фотографий. Кулички иногда останавливались, дожидались волны и выискивали среди пены и обрывков водорослей разных ракообразных, потом снова перебегали.

Песочники в пене.

Один песочник подошел совсем близко ко мне, так что я решил сделать его портрет:

Портрет кулика песочника.

Еще меня занимал рассказ Ларисы о норке, виденной ею накануне, поэтому прошелся вдоль русла речки, осматривая берега, на сколько позволяла растительность. Никаких зверей не встретил, видел только разную птичью мелочь. В итоге, снял красивую ветку цветов. По-моему, это тот самый иван-чай, хоть и выглядит немного по-другому.

Иван-чай.

Вернулся в лагерь, собрали быстро палатки, перекусили и попили чай, уложили вещи, приготовились к отправлению. Я решил полетать напоследок. Побывал у истоков речек Полуденной бухты на склонах холма (фото в прошлом посте), пролетел вдоль самой Полуденной:

Полуденная река.

Река красивая, с широкой долиной. Судя по количеству изгибов, местность довольно пологая и заболоченная. Хотя... В этих краях маловероятно наличие болот, поскольку почва везде каменистая, а вода большую часть года - либо лед, либо снег... Рыбы в воде тоже много. На снимке тут не видно, но на оригинальном кадре при увеличении можно рассмотреть, как лососевые стоят и держатся в потоке, поднимаясь на нерест из бухты.

Жалко, не было достаточно времени и аккумуляторов для полетов. К тому же я запускал дрон, сидя в лагере у другой реки, через холм от Полуденной. Хотелось аппарат сберечь от падений, столкновений и т.п. Больше всего пугали чайки, они иногда хищно поглядывали на дрон как на соперника, влезшего на их территорию. Этим полутарометровым птеродактилям было несложно его сбить, наверное, их отпугивал только шум моторов, поэтому я не летал очень низко вдоль речек, избегая столкновений.

"Капустный" участок берега.

Обратный путь был уже знаком, поэтому уже знал, чего ожидать впереди. Также переобувались, также переходили речки, шли по дороге, а чаще - прямо по берегу. В этот раз, правда, нас догнал трактор, который ехал из устья Полуденной, где, видимо, что-то делал для рыбаков с их домиками. Мужики предложили подвезти наш груз. Тут же все скинули свои рюкзаки, положили в его огромный ковш, чтоб идти дальше налегке. Я секунду подумал и решил, что буду нести свою технику сам - вдруг понадобится.

На всем пути было два сложных участка: в одном месте пологая луговая плоскость с накатанной дорогой спускалась на узкую береговую линию с щебнем вперемешку с капустой, где можно было провалиться в эту гниль, и гравийная полоса, где ноги вязли в мелком галечнике с песком, идти было очень тяжело, особенно с большим грузом на плечах. Причем альтернативных путей не было, приходилось идти именно там, выбирая участки с более плотной поверхностью. Легкие волны прибоя непрерывно катили, увлажняли и, казалось, утрамбовывали песок на самом краю берега. Но стоило туда ступить, как сразу приходило понимание обманчивости этого предположения: ноги в ботинках вязли точно так же, как и в других местах, только был риск их подмочить.

Над долиной Сковородной реки.

У Сковородной остановились отдохнуть, у меня еще оставались запасные аккумуляторы, поэтому я немного полетал над речкой и красивым каскадом водопадов, фотографии которых уже выкладывал ранее - те, что снимал с помощью D800.

Водопад на Сковородной реке.

У Непропусковой речки остановился на минуту. Мужик с трактора предложил перескочить поток опираясь на мои палки. Хм, надо попробовать. Переобуваться в сапоги не хотелось. В это время река была шириной метра 2 - 2.5. Поэтому упер палки ближе к середине течения и прыгнул. Приземлился на край противоположного берега, немного замочив ботинки. Но тяжелый рюкзак повлек меня по инерции дальше. Так что не удержался на ногах и упал на руки, немного ободрав кожу на ладони. Где-то в верхнем кармане в аптечке был пластырь. Или привязать подорожник? Ладно, не беда, обойдусь, идем дальше.

Поскольку у меня был рюкзак на плечах, я шел позади всей группы с Юрой, который предложил понести что-нибудь, я отдал ему кофр с телевиком, и это прилично меня разгрузило.

Кто кого: капуста или трактор.

В один момент мы увидели, что впереди все почему-то остановились. Оказалось, что трактор застрял в залежах морской капусты на краю берега. Когда мы подошли, народ уже вовсю подтаскивал и бросал камни под его колеса, предварительно разгрузив его ковш - на песке выше лежала куча рюкзаков. Помогать в этом уже не было смысла.

В воде заметил высунувшуюся морду нерпы, с интересом наблюдавшую за буксующим грозным монстром и большой группой суетящихся двуногих. Достал телевик, подошел к берегу и сделал несколько кадров. Нерпы, говорят, очень любопытны и часто сопровождают путешественников.

Всё вижу.

Вскоре трактор смог выбраться из трясины, и все двинулись дальше.

В этот раз снова пробовал фотографировать маленькие водопады, которые прежде не успевал снимать или просто пропускал:

Водопад.

В одном месте к берегу довольно близко подходили высокие скалистые стены, на которых еще в прошлый раз заметил гнезда бакланов. Только тогда некогда было останавливаться и доставать теле-объектив. В этот раз мы знали, что до лагеря в Подутесной бухте недалеко, потерять нас некому, заблудиться негде, поэтому я был рад, наконец, поснимать вблизи этих птиц.

Берингов баклан.

Судя по описанию, на Командорских островах гнездятся два вида бакланов: краснолицый и берингов, отличающихся размером участка красной кожи вокруг клюва. Здесь запечатлен последний. Я наделал много снимков, здесь выкладываю два, в том числе на гнезде с двумя птенцами:

Бакалан на гнезде с птенцами.

На сколько помню, эти бакланы сидели где-то на высоте 5-10 местров. На скалах выше было много птиц, часть из которых слетела еще при нашем приближении, остальные либо не были такими пугливыми, либо не желали оставлять свои гнезда с потомством.

Маленький водопад.

Ниже - знакомые уже желтые цветы крестовника. Захотелось снять их с малой глубиной резкости. У объектива Sigma 12-24/4 ART характерное и необычное боке: фон не размывается, а как-то даже размазывается. Кому-то это может не понравиться. Мне кажется интересным.

Крестовник ложноарниковый на фоне берега.

Наша тройка с Юрой и Ларисой отстала от остальных, мы шли неторопливо по берегу, фотографируя все вокруг, останавливаясь у всех водопадов и интересных валунов, радуясь пусть не очень ясной погоде и пейзажам. Впереди виднелся скалистый мыс, за которым начиналась Подутесная бухта:

Валуны на берегу.

Говоря о погоде, должен заметить, что солнце в течении дня регулярно показывалось на небе среди туч, наши лица хорошо подрумянились от его лучей и океанского ветра. Хорошо, что не было дождя.

Снова среди камней разглядел группу похожих на ромашки с белыми лепестками цветов - арктоцветов. И снова удивился их живучести:

Арктоцвет арктический.

Вскоре мы вышли на дорогу вдоль луговины, невдалеке показалась крыша рыбацкого домика, а за ним и очертания знакомой желтой палатки.

Наш повар Анна приготовила отличный обед. Глеб Алексеевич был бодр, он добрался до лагеря без проблем после того, как мы разошлись на реке Непропусковой в разные стороны днем ранее.

Вид на лагерь в устье Подутесной.

Группа местных рыбаков собиралась делать еще один заброд сетями в реке, чтоб наловить горбуши. Я пошел вслед за ними и наблюдал за происходящим. Ловили двумя сетями, похожими на речные бредни, причем одной "шли" сверху по течению, видимо, главным образом, чтоб не дать рыбе возможность уйти из главной сети, которую тянули из устья. Когда вытащили сеть, горбушу стали складывать в пластиковые ящики. При этом некоторых рыбин выкидывали обратно в реку. Я поинтересовался после окончания сортировки, зачем. Рыбак ответил, что отбраковывали "зубатку". Еще позже я уяснил, что подразумевают под этим термином не другой вид рыбы, а представителей той же самой горбуши, видоизмененных самцов с выросшими горбом и крючковатыми челюстями, которые не имеют кулинарной ценности. Попавших в сеть небольших гольцов мужики отложили для еды, а весь остальной улов в контейнерах сложили в гузовик, чтоб отправить в морозилки в селе.

Вот это рыбалка.

Сзади за рыбаками стоит другой фотограф в болотных сапогах. Оказалось, немец, который живет в сломанной яхте на берегу, переделанной под гостиницу, в селе как путешественник. Мы позже с Юрой заходили к нему ненадолго в гости, он знал некоторые русские слова, поэтому можно было объясниться, показал нам на экране ноутбука некоторые фотографии, свою технику, включая камеру Nikon, объективы Tamron 150-600, 105/2.8 и т.п. Я пояснил, что свой макрик взять не смог, зато захватил кольца для телевика. Тот понимающе кивнул тогда. Вот имени только его я не запомнил.

Вид на верховья Подутесной реки.

Народ разложил коврики на траве, чтоб отдохнуть после дневного перехода и обеда. Я отправился с экшн-камерой в аквабоксе, закрепленной на телескопической палке, на речку поснимать под водой горбушу. Хотел использовать для управления Bluetooth-пультик, проверил на берегу - работает, переключает режим фото-видео, спуск срабатывает. Походил в сапогах вдоль русла, нашел узкое и относительно глубокое место, присел и стал снимать проплывающих рыб. А после обнаружил, что никаких фотографий получить не удалось. Оказывается, беспроводное управление работает только по воздуху, но не через водную среду. Вот же, досадно. Буду знать в следующий раз.

Рыбацкий стан.

Устав сидеть в холодной воде, вернулся к остальным, достал дрон, взлетел. Обычно, когда незнакомые видят такую технику, начинаются неприятные расспросы: сколько стоит, где купил и т.п. Вообще-то, некоторые проявляли реальный интерес, поскольку могли использовать в охоте для отслеживания северного оленя, стада которого есть где-то в обширных тундровых пастбищах, но которые я, к сожалению, так и не увидел.

Долина Подутесной речки.

Речка, как и большинство других на острове, красива, можно долго летать и фотографировать с разных ракурсов. Конечно, время было ограничено, не было возможности делать снимки с красивыми закатами, рассветами - довольствовался тем, что было.

Низкая облачность над долиной.

Наснимал с дрона довольно много кадров. Потом, когда разбирал фотографии, очень помагало то, что в exif-информации снимков были встроенные данные о GPS-координатах. Поэтому можно было уточнить по карте, где именно я летал, а также названия рек. Если б и у остальной техники тоже была такая функциональность...

Рыбная речка.

Среди растений, названия которых уже узнал, часто встречались белые цветы. Оказалось, это лабазник камчатский, который используется и в народной медицине как болеутоляющее, противовоспалительное средство и т.д.

Лабазник камчатский.

Еще один снимок долины Подутесной. К моей досаде, приехал какой-то джип, из него вышли ягодники, пришлось на фотографии их замазать.

Долина Подутесной.

Вскоре наше ожидание закончилось, приехал знакомый Урал, мы погрузились и отправились в Никольское. По пути вновь остановились у водопада, чтоб поснимать. Я стоял в воде и пробовал запечатлеть ход горбуши, как вдруг вздрогнул от удара по ноге. Оказывается, Николай решил выловить рыбу руками, подкинув ее из воды, она ударилось об меня и шлепнулась обратно. Да, здесь можно и голыми руками поймать на уху, были бы желание и достаточная ловкость.

Горбуша у водопада.

У реки мы подсадили группу датчан, которые приехали на открытые их соотечественником почти три века назад острова в качестве туристов. Их переводчик узнал, что у меня есть дрон и просил посмотреть, почему та же самая модель у них отказывалась работать. Я был бы рад помочь, но потом как-то мы с ними не встретились, наши маршруты не пересеклись, хотя жили в одной гостинице.

Вскоре показалось Никольское...

На этом длинный пост завершаю, будут еще другие.

Горбуша-зубатка прыгает.

Описание остальных эпизодов поездки на Командорские острова в августе 2017 года можно почитать по ссылкам ниже:

Комментариев нет:

Отправить комментарий