воскресенье, 5 ноября 2017 г.

Пешком от Подутесной бухты до Полуденной.

Наступило утро, начались сборы. Мы с Юрой быстро сложили свою двухместную палатку. Я стал упаковывать свой рюкзак, кофр с телевиком расположил в самом верху, чтоб можно было достать объектив при необходимости. Подготовил сумку с фотоаппаратом. Подошел Сан Саныч, забрал у нас палатку, выдал трехместную. У ней на боку была бирка с пометкой о том, что отсутствует дуга, другая сломана, чо-то еще. На вопрос Юры он убежденно сказал, что всё в порядке, все палатки и прочее оборудование проверялись.

Поскольку наш повар оставался в лагере, мы разделили и разложили продукты в свои рюкзаки, чтоб потом готовить самостоятельно. Надо признаться, мне досталось немного, поскольку у меня, наверное, был самый тяжелый груз.

Приготовил для ходьбы палки. Взял их заранее для того, чтоб подстраховаться на случай, если заболит колено. Заодно приспособил эластичный бандаж. Фотограф во мне говорил: лучше б взял какой-нибудь легкий штатив...

Посидели на дорогу, ожидая готовности остальных, и двинулись в путь. Метров сто накатанной машинами дороги - и спуск на береговую полосу, где валуны, галечник, рыхлый песок, гниющая морская капуста чередовались и порой смешивались в труднопроходимую кашу. Но вначале можно было выбирать путь вдоль каменистых выступов пород и скал...

По берегу.

Как уже ранее описывал, с собой была поясная сумка для камеры с объективами. Пользоваться ей было не очень удобно, но можно. Приходилось только палки брать в одну руку, а в другую - фотоаппарат с широкоугольником. Чтоб снять какой-то пейзаж, приходилось идти впереди всех, иначе кто-нибудь попадал в кадр, потом я иногда отставал, убирая технику, и снова догонял группу.

Часто попадались на глаза растущие на каменистых почвах белые цветы. Судя по справочнику, это арктоцвет арктический. Иногда было совершенно непонятно, как они могли расти практически на голых скалах, и за что держались своими корнями под постоянными океанскими ветрами:

Как?!

Иногда мы проходили мимо небольших водопадов безымянных речек. Посмотреть, откуда стекала вода, не было возможности, поскольку мешал высокий берег. Запускать дрон не было времени. Видимо, где-то продолжали таять снега.

Маленький водопад.

Минут через сорок после выхода сделали небольшой привал для отдыха. Я походил по берегу, пытаясь снять пару каланов. Далековато...

Еще через пол-часа ходьбы мы достигли речки, судя по карте, с названием Непропусковая. Она действительно не пропускала, поскольку перепрыгнуть было сложно, не замочив ноги. Пришлось доставать сапоги, переобуваться и переходить.

На другом берегу стали дожидать отставших Володю с Глебом Алексеевичем. Последний, после раздумий, оценив силы, решил возвращаться в лагерь - все-таки 80 лет человеку. Ну, а мы подняли на плечи свои рюкзаки и пошли дальше.

Установленный стенд у реки гласил, что далее начинается буферная зона заповедника. Позже я прочитал, что эту зону могут посещать местные жители, всем остальным нужно оформлять разрешение. У нас оно было - организаторы тура позаботились. Местным также можно собирать травы, ягоды, грибы, заниматься промысловым ловом рыбы и охотой в этих местах.

Непропусковая.

Где-то через сорок минут мы прошли примерно два километра и достигли новой преграды. Получается, не особо торопясь, шли со скоростью около трех километров в час.

Пришлось снова надевать сапоги, чтоб перейти речку под названием Сковородная вброд. Я был рад снова поснимать водопад. Сан Саныч сказал, что чуть выше есть еще один. Я оставил свой груз и с фотоаппаратом побежал у кустов вверх вдоль воды.

Каскад водопадов на Сковородной.

Действительно, поток, за века прорезавший каменистую породу, выше делал разворот, а за ним шумел новый почти отвесный водопад. Красота! Прошел по руслу, стараясь не подскользнуться на поросших ряской камнях, сделал пару снимков и заспешил обратно, поскольку меня ждали.

Отвесный водопад.

Через километр подошли к следующему водопаду безымянной речки. Он казался немного странным, поскольку выступ представлял собой выпуклость, тогда как обычно талые потоки сливаются с прорезанных в камне желобов. Вода смачивала всю поверхность стены, которая, по этой причине, вся заросла водорослями и мхом.

Я попытался забраться на самую верхнюю террасу. Там было скользко, влажно и шумно, в воздухе висела взвесь мельчайших частиц воды, невозможно было снимать, не забрызгав камеру. Попросил себя сфотографировать.

Водопад отснял со всех сторон, потом долго решал, какую картинку выложить. Выбрал эту:

Широкий водопад.

Желтые цветы здесь, как мне кажется, - арника. А на картинке ниже - рододендрон золотистый. К сожалению, не видел его раскрытых цветов, видимо, уже поздно для этого.

Рододендрон.

Прошли еще пол-километра, обогнув широкий мыс, и остановились перед Полуденной речкой. Вдали виднелись высокие частично покрытые снегом склоны холмов (или невысоких гор). Снова переобулись. Река оказалась самой крупной из виденных за день, шириной метров десять, чтоб перейти в сапогах, не замочив ноги, приходилось еще выбирать место в стремительном потоке.

Невдалеке стояло несколько рыбацких домиков. Сан Саныч подошел к местным поздороваться, но, вернувшись, сказал, что они ему не знакомы. В прошлом году, объяснил он, удалось ночевать в этих избушках, теперь придется ставить палатки. Не вопрос. Проходим еще пол-километра до следующей безымянной речки. На берегу на тундровом мху разбиваем лагерь.

Река Полуденная.

Юра отвязал закрепленную к его рюкзаку палатку, мы ее распаковали, развернули, стали устанавливать. Вдруг выяснилось, что сообщение на бирке оказалось верным: одной дуги действительно не хватало, другая была сломана. Мягко говоря, Юра был огорчен тем, что тащил этот дополнительный груз зря. Делать нечего, пришлось нас распределить по другим палаткам, благо места хватало для всех.

Перекусили. Оставили свои рюкзаки в этом новом лагере. Дальше собирались идти налегке до арки Стеллера. Об этом - в следующем посте.

Вид в сторону Полуденной бухты с нашим лагерем.

Описание остальных эпизодов поездки на Командорские острова в августе 2017 года можно почитать по ссылкам ниже: