четверг, 23 ноября 2017 г.

Путь назад в Петропавловск-Камчатский.

Когда в село прибывает самолет или какое-нибудь судно, об этом сразу становится известно всем. Когда на ресепшн в гостинице тебе сообщают какие-то подробности, например, сколько будет стоять у пирса корабль, когда отправится, уже не удивляешься, как и где об этом узнали. "Поспешите, Завойко (корабль "Василий Завойко") разгрузится, посадит пассажиров и сразу отправится". Понятно.

В полдень нужно было сдать номер, но нам позволили находится в гостинице бесплатно до вечера, что было просто здорово. К вечеру мы успели собрать все свои вещи, упаковать рюкзаки, пообедать последний раз на квартире у Сан Саныча и отправиться на пирс. Оказалось, что разгрузка шла довольно долго. Корабли на остров прибывают не так часто, поэтому все стараются перевезти по морю как-можно больше разных товаров. Пока мы стояли на берегу, ожидая посадки, могли наблюдать, как разгружали разные продукты, например, муку, строительные материалы, включая пескобетон, гипсокартон и т.п., кабину японского джипа (очевидно, после аварии).

Когда мы вышли из гостиницы, было еще светло, когда сошли, наконец, по трапу на палубу, уже сгустились сумерки. Пассажиров было довольно много, в основном, сезонные рабочие и рыбаки. Расселяли по каютам как попало. Нам удалось попасть в одну с Юрой и Николаем, кроме нас там оказался сотрудник заповедника, как я понял. Рюкзаки опять пришлось поместить в контейнер снаружи, на этот раз я выложил свою технику заранее, чтоб потом не разыскивать. В суете даже не удалось попрощаться как следует с Сан Санычем и Анной, которые остались на острове ожидать следующую группу туристов.

"Завойко" отчалил от пирса, вышел по спокойной воде из бухты и направился в темноту ночи в открытый океан. Досадно, что и прибытие, и убытие случились в уже темное время, поскольку в нескольких десятках километров вокруг островов кипела жизнь, можно было бы, например, снимать китов, косаток, птиц, котиков. Говорили, что ожидалось ухудшение погоды, поэтому отправились как можно быстрее.

Глупыш над волной.

Утром поднялся, вышел наружу, огляделся. За время, что прошло с прошлой поездки, моряки подчистили ржавчину, загрунтовали и покрасили почти весь нос корабля и, частично, палубу. Биолог Андрей, кажется, уже наблюдал за еще не очень активной и многочисленной живностью сквозь бинокль. Над водой опять висел легкий туман, из-за низкой облачности солнца совсем не было видно. Снимать, пожалуй, было еще рано. Поэтому дождался завтрака, напился горячего кофе с лимоном, после чего во всеоружии вышел "охотиться". На острове все дни держалась температура около 13 градусов, в океане было чуть прохладнее, а вода - примерно 7 градусов. Поэтому оделся потеплее.

Поскольку глупыша в обычной раскраске не выкладывал, то вот сразу два снимка (выше и ниже).

Глупыш в профиль.

На палубу в течении дня выходили, в основном, табакозависимые подымить. Большинство лежали на своих койках и отсыпались. Участники нашей группы тоже, кажется, потеряли интерес ко всему. На палубе к тому же был ветерок, так что, в основном, кроме меня там периодически появлялись только курильщики и члены команды.

В этот раз удалось заснять морских свиней, которые снова сопровождали пару раз наш корабль, ловко маневрируя прямо под самым его носом. Отличаются эти представители морской фауны от дельфинов, среди прочего, тем, что не выпрыгивают из воды. Поэтому заметить их на открытом океанском пространстве сложнее. Передвигаются очень быстро, я бы сказал, стремительно. Рассмотреть дыхало на фотографиях не удалось, поскольку на поверхности показывалась только часть тела со спинным плавником. Всплеск воды, включая фонтанчик, выпускаемый из ноздрей, моментально оказывался за спиной. Животные кажутся веселыми и жезнерадостными, наблюдать за ними - одно удовольствие.

Белокрылая морская свинья.

А это короткохвостый поморник, которого я уже снимал в прошлый раз, когда плыли к Командорским островам:

Короткохвостый поморник.

Наблюдал сцену атаки какой-то чайки двумя поморниками. Что они не поделили, сказать сложно, поскольку водная территория обширная, места всем хватает. Возможно, дрались из-за добычи. Вообще-то, я считал, что чайки сами кого хочешь прогонят, а тут их поморники преследуют. Наверное, все дело в количестве...

Поморники атакуют чайку.

Группы птиц иногда сидели на воде, отдыхая, некоторые взлетали при приближении судна. Порой пернатых почти нигде не было видно, потом на горизонте на поверхности океана показывалось целое их множество, видимо обнаруживали большие стаи рыб и устраивали себе пиршество.

Большая конюга взлетает.

Судя по справочнику, на фото ниже - красноногая говорушка, занесенная в Красную книгу и гнездящаяся в наших краях только на Командорских островах.

Красноногая говорушка.

Морских свиней, как уже сказал, замечал несколько раз, но иногда только на горизонте, где снимать было бесполезно. Периодически оглядывал океанскую поверхность до горизонта и искал фонтаны китов, которые иногда поднимались в воздух очень далеко от корабля. А иногда вместо них видел маленькие всплески через какое-то расстояние, как будто кто-то очень большой запускал плоский камень - блин по поверхности. Иногда свиньи меняли свой маршрут и приближались к нам. Тогда я был наготове и держал их на прицеле фотоаппарата.

Белокрылая морская свинья в шлейфе брызг.

Когда заснял необычного топорка, показал его Андрею на экране фотоаппарата. Тот принес книжку-справочник, поглядел в нее и сказал, что это, видимо, просто не брачный наряд птицы. Сейчас я изучил его подробнее, пришел к выводу, что это молодой топорик в первом летнем наряде:

Молодой топорик.

Среди пассажиров на борту была совсем молодая путешественница Наташа, которая ездила и отважно ходила по острову на большие расстояния в одиночку. Причем у нее рюкзак весил 15-20 кг, включая палатку и все прочее необходимое для походов. Мы дивились ее смелости. Она же смеялась и говорила, что на Командорских островах нет крупных хищников, и бояться там некого. Как я понял, она родилась на Камчатке, а живет в С. Петербурге, поэтому приезжает в родные края путешествовать, причем свободно ходит с рюкзаком и по полуострову. Про нее говорили также, что она ест только сырую еду, заряжается солнечной энергией и т.п., о чем я точно не знаю.

Мы стояли с ней на самом носу, что-то обсуждали, когда она воскликнула: "О, глядите, кит!". Я тут же повернулся и увидел вдалеке массивную фигуру в воде, она быстро приближалась к нам, точнее, мы к ней.

Кит с фонтаном.

Выкладываю здесь аж пять фотографий с этим китом. Чуть позже, когда это морское млекопитающее осталось далеко позади, я показал его изображения на экране камеры сотруднице заповедника, она оценила спинной плавник, направление струи фонтана и произнесла: "Хм, а не кашалот ли это?!"

Кашалот.

Позже и я изучил справочник, тоже пришел к выводу, что это зубатый кит - кашалот. Спинной плавник у него видоизменен в низкий и толстый горб, кожа морщинистая и бугристая. Предпочитает глубины от 200 метров, поэтому близко к берегу обычно не подплывает, и увидеть его можно, скорее всего, где-то в открытых водах морей и океанов. После таких погружений долго отдыхает на воде, запасаясь кислородом впрок, насыщая им кровь.

Вид с хвоста.

Дыхало у кашалота находится слева в передней части огромной головы, размер которой занимает до трети туловища. Зубастой челюсти, конечно, мне увидеть не удалось. Видимо, это редкое зрелище, и наблюдать ее можно, только когда кит выпрыгивает из воды. Но для меня и это было большой удачей.

Дыхало кашалота.

Весть о ките быстро распространилась по судну. Кто-то успел выбежать на палубу и увидеть его своими глазами, кто-то - нет. Однако капитану пришлось немного изменить курс корабля, чтоб избежать возможного столкновения. Длина кашалота, судя по справочнику, 11-18 метров, масса 20-50 тонн. Я затрудняюсь определить размер нашего, он был точно не меньше десяти метров. Длина самого "Завойко" - сорок с небольшим. Два гиганта разошлись в океане без какого бы то ни было вреда друг другу.

Ко мне подбежал один матрос и сказал с радостью что-то вроде: "Ну, что, настал твой звездный час?! Весь пусть простоял, ожидая!" Я ответил, что снимал не только китов, но было здорово увидеть одного из них так близко.

Кашалот позади корабля.

Был конец дня, солнце только на один момент проглянуло сквозь тучи чуть правее нашего курса. Значит, мы шли примерно на восток-юго-восток по направлению к Камчатке. Ветер то ослабевал, то чуть усиливался, но не достигал крепкой штормовой силы. Вскоре объявили об ужине. Кормили, надо сказать, хорошо. Потом отправился спать.

Корабль в бухте в утреннем свете.

Мы планировали прибыть в порт к 9 утра. Поднялся пораньше, вышел наружу оценить обстановку. В это время, кажется, наш корабль уже входил в Авачинскую бухту. Завтрака на этот раз не было, но все пассажиры начали выходить на палубу, с нетерпением ожидая прибытия, особенно те, кто покидал Петропавловск надолго.

Бакланы над водой в Авачинской бухте.

Для съемки было темновато, но я все равно вынес фотоаппарат, вставив последнюю свободную флэшку, и пытался запечатлеть летающих во множестве птиц и окружающие бухту сопки в тумане.

Туман на высоких берегах.

Выдержку старался делать подлиннее - вплоть до 1/40, чтоб получать нешумные изображения с размытием машущих крыльев. Топорки, кайры, бакланы, чайки, конюги и другие птицы сидели на поверхности, взлетали, проносились многочисленными стаями с гомоном от одного берега бухты по направлению к другому. Я вертелся из стороны в сторону и тоже переходил от одного борта к другому, ожидая момента, когда надо будет заканчивать съемку и идти паковать вещи.

Топорик взлетает.

Народ на палубе ожидал прибытия в порт, кто-то нервно курил, кто-то делал последние групповые фото "на память".

Кекуры на фоне сопок.

Снова в бухте увидел множество лодок и катерков, рыбаки промышляли что-то, неподалеку от них караулили случайную рыбу нерпы. Вскоре мы приблизились к порту, видимо нам не дали "добро" на подход к основному причалу, вместо этого мы подошли к другому судну, пришвартовались. Пограничные формальности... К этому времени я уже постарался собрать свой громадный рюкзак. Народ потянулся по трапам на выход. Нашу группу встретила маршрутка, на которой нас отвезли в аэропорт, попутно заскочили на рыбный рынок в Елизово и накупили разных копченостей.

Порт назначения - Петропавловск-Камчатский.

Поскольку мой самолет отправлялся раньше других, попрощался с группой и отправился на регистрацию. Корабль пришел очень даже вовремя, поэтому на свой рейс я не опоздал.

Хотя на Камчатке мне посмотреть можно было еще много чего (да и медведей я так и не увидел!), на этом мое путешествие, к сожалению, заканчивалось. Надеюсь, я еще сюда вернусь.

Описание остальных эпизодов поездки на Командорские острова в августе 2017 года можно почитать по ссылкам ниже:

Комментариев нет:

Отправить комментарий