суббота, 4 ноября 2017 г.

Поездка на машине в устье Подутесной.

На следующий после поездки на остров Топорков день посетили местный музей, а после обеда к трем часам был назначен выезд из села. Машина должна была нас отвезти до устья реки Подутесной, потом до конца дня нужно было поставить палатки, чтоб на следущий день отправиться по пешей части маршрута.

Собрались в фойе гостиницы и ждали на уютном диванчике отправления. Подошел уже знакомый Урал. Быстро загрузились и поехали. Машина проехала по улицам из бетонных плит вдоль села и направилась на восток. Погода поменялась на глазах. Привычный для Никольского туман, называемый местными бусом, здесь исчез, показались облака и солнце.

Урал прошел по наезженной дороге мимо казавшегося заброшенным аэропорта, а затем перебрался через несколько ручьев и мелких речек. Вскоре мы спустились к морю и дальше ехали по отливной береговой полосе. Показался крупный водопад, машина остановилась, мы заторопились к выходу с фотоаппаратами.

Крупный водопад.

К сожалению, мой D800 не имеет GPS-модуля, поэтому не могу узнать координаты этого места и, соответственно, названия речки, которая, ниспадая с обрыва, пересекла наш путь. Другое сожаление у меня - по поводу характера поездки, это, конечно, не фото-тур: не было времени обстоятельно поснимать то, что было интересно. Штатив у меня тоже отсутствовал, поэтому снимал с рук на как можно более длинной выдержке, чтоб вода казалась размытой. Зато ни у кого не было такого широкогоугольного объектива, как у меня. Sigma позволял снимать на 12 мм фокусного расстояния, при этом я подходил вплотную к водопаду, тогда как другим приходилось меня ждать, целясь своими камерами издалека.

Погода радовала, мы жмурились от солнца и брызг воды. Настроение у всех было приподнятым.

Берега этого и других встреченных водопадов ниже по течению обрамляли заросли карликовых кустов ивы, рябины. Среди растительности на берегу можно было разглядеть синие лепестки вездесущего аконита (нас заранее предупредили, что он ядовит), красные цветы хамериона широколистного. Название последних выяснил уже позже, разглядывая справочник:

Хамерион широколистный.

Часто встречающийся по берегам горных речек и ручьев хамерион широколистный (Epilobium latifolium) имеет и другие названия: иван-чай широколистный, кипрей широколистный. Оказывается, привычный нам иван-чай именуется хамерионом узколистным и является родственником этих красивых растений.

Надо было двигаться дальше, мы проехали немного, остановились перед еще одной речкой. Оказалось, там тоже был довольно сильный водопад. В воде можно было видеть десятки крупных рыбин, старающихся при виде людей уходить в самые глубокие места этой мелкой речки. Бурный поток с шумом падал с возвышенности, поднимая брызги. Я прицепил к селфи-палке экшн-камеру и "заглянул" в прозрачную воду. Оказалось, что глубина тут достигала около полу-метра, среди камней в струях потока держались горбуши, правда, насыщенная пузырями среда не позволяла снимать качественно. Иногда рыбы выпрыгивали, безуспешно стараясь преодолеть стремнину, но не достигали высоты водопада, ударяясь о камни, и возвращались на глубину. Чешуя и кожа у них довольно крепки, но не всегда защищают от ран. Так поднимаются по горным потокам лососевые на нерест, повелеваясь своему инстинкту продления рода, неизбежно встречая смерть.

Речки на острове Беринга, надо сказать, все вызваны недолговременным летним таянием снегов: тут нет характерных для материка обширных пространств, собирающих многочисленными ручьями дождевую воду. Есть, правда, несколько крупных озер, Например, Гаванное и Саранное, со своими истоками...

Прыгающая горбуша.

На мелководье речка довольно широка, пешком можно перейти босиком или в сапогах. Ну, а машине этот брод вообще не страшен - колеса не вязнут, поскольку дно тут каменистое. Садимся и проезжаем без проблем.

Мелкая преграда на пути.

Двигаемся вдоль берега еще некоторое время, пересекаем устье Подутесной и прибываем к месту назначения. Осмотрел местность: рыбацкий кунг, место для костра, стоящий в стороне туалет, никого из людей кроме нас не было. Потом оказалось, что рыбаки были в море. Выгрузились. Сразу приступили к установке палаток. Обеденную поставили в первую очередь.

Место стоянки и лагерь.

Вышел на берег, прошелся, посмотрел на растительность, на камни, понаблюдал за живностью на воде и волны. Кричали вездесущие чайки, чуть поодаль можно было разглядеть вынырнувшего на поверхность калана.

Крестовник ложноарниковый.

Наш повар Анна уже звала на ужин. Жареная горбуша, отлично! Вернувшиеся рыбаки угостили крупной треской, и ее тут же отправили на сковородку. Один вид рыбы сменил другой. В наших магазинах продают обычно мороженую треску, я ее не очень люблю из-за суховатого и волокнистого мяса, а тут попробовал свежую, должен сказать, что она, конечно, вкуснее, но горбуша мне по-прежнему нравится больше.

Ужин удался на славу. Сан Саныч включил генератор, обеспечив освещение в палатке и возможность зарядить аккумуляторы. Набив животы, мы пошли прогуляться. Юра захватил свой штатив. Я снимал с рук.

Лагерь вечером.

Небо к вечеру затянулось облаками, красивого заката можно было не ожидать. Легли спать. Ночью было достаточно тепло, по крайней мере, я ожидал худшего, а пришлось даже расстегнуть спальник.

Вылез из палатки на рассвете, чтоб поснимать что-нибудь в устье речки. К моему разочарованию, погода с вечера не поменялась, было серое и унылое утро. Косяки горбуши виднелись недалеко от берега, ожидая прилива, чтоб начать свое путешествие на нерест вверх по реке, кое-где спинные плавники торчали из воды. Серокрылые чайки совершали утренний моцион, поднимая брызги, пролетали изредка бакланы, вдалеке опять показалась пара каланов, но снимать было бесполезно, вернулся ни с чем. Настало время завтрака и сборов...

Подутесная.

Описание остальных эпизодов поездки на Командорские острова в августе 2017 года можно почитать по ссылкам ниже: