среда, 22 ноября 2017 г.

В селе Никольском на острове Беринга.

Пока описывал путешествие по острову Беринга, несколько раз ссылался на Никольское, поэтому решил сделать небольшую заметку о нем, не претендуя на историчность и документальность изложения. В селе проживает до 700 человек. На островах организован крупный заповедник, повидать его обитателей стремятся разные туристы и ради этого приезжают сюда.

Имя Беринга часто упоминается в названиях местных заведений, имеются разные памятники.

Памятник Берингу у гостиницы.

Сейчас подумал, что почему-то сразу не обратил внимания на отсутствие деревьев по всему острову. За все время пребывания видел только карликовые деревья рябины, ивы и т.п. в тундровой его части. А здесь у памятника площадка выглядит немного пустынной. Понятно, что цветы тут, наверное, не приживаются. Интересно, пытались ли местные садить деревья, и возможно ли, чтоб они вообще тут могли вырасти.

Справа от гостиницы находится памятник Ленину и доска почета, за ними - батарея пушек с памятной доской "...в память 270-летия открытия Командорских островов". Видимо, их сняли когда-то с пакетботов (а конкретно со "Святого Петра"), на которых члены экспедиции Беринга прибыли к островам в 1741 году. Где-то в селе попадалась на глаза газетная заметка с сообщением о том, что пушки с Никольского были обнаружены в пунктах сдачи цветного лома в Петропавловске, после чего возвращены назад. Происходило это в перестроечные времена, с которыми пришли запустение и разруха во все селения страны, добрались тогда и до сюда. Местные старожилы справедливо не любят эти времена.

Пушки с пакетбота "Святой Пётр".

Когда мы вернулись в село после посещения северо-западного лежбища морских котиков, заселились в гостинице, пошли с Юрой прогуляться. Заглянули в местный магазин. Продавщицы оказались словоохотливыми, покупатели у них редки, так что поговорили с ними о том, о сем. На стене заметили забавный "прайс":

Прайс в местном магазине.

Село небольшое, имеет несколько параллельных улиц, проложенных на разной высоте по склону сопки. В верхней части заметили деревянный храм:

Православный храм Николая Чудотворца.

Старая часть села находится на самом берегу. Как я понял, жителей постепенно переселили в более современные, в основном, двухэтажные дома, возведенные в соответствии с требованиями строительства в сейсмоопасной зоне, и находящиеся немного выше по склону. Многие старые стоят полуразрушенные. Отопление - от дизельной электростанции, поэтому дрова особо не нужны. Позже мы посетили заброшенную звероферму, там тоже полно материала для топки - никто не разбирает. Между улицами можно переходить и по лестницам:

Деревянная лестница.

Климат здесь не арктический, довольно мягкий из-за близости океана. Сейчас глянул на карту, сравнил широты Москвы и Командорских островов - они практически одинаковы: 55,7 и 55,1 градусов, соответственно. Последние от полуострова отделены Камчатским проливом, севернее раскинулось Берингово море, южнее - Тихий океан. Ветра тут обычно сильные, бывают и продолжительные шторма, когда связь по морю и воздуху с материком прерывается на неопределенный срок. Конечно, для людей важна не только материальная, но и духовная связь с основной частью страны, многие вещи и происходящие там события здесь чувствуются и осознаются острее...

Несмотря на широту, здесь холоднее, а лето гораздо короче, чем на материке. Среди растительности, как уже говорил, деревья отсутствуют, зато кругом виден вездесущий и крайне живучий борщевик, хотя и он кажется низкорослым, если сравнивать с тем, что растет у нас.

Старая часть села.

В старой части села находятся разные заброшенные дома, а также краеведческий музей (кирпичное здание с синей крышей на фото), рыбохрана, стадион и прочие строения с разной степенью исторической ценности.

Памятник Берингу в честь 270-летия открытия Командорских островов 4 ноября 1741 года.

В музее мы всей группой побывали тоже. Послушали про экспедицию Беринга, посмотрели на разные экспонаты, представляющие культуру и быт алеутов. Увидели скелет морской коровы, примерно в 1768-ом году окончательно истребленной на островах из-за мяса:

Скелет морской коровы в краеведческом музее.

Глеба Алексеевича ждало жестокое разочарование: он не смог выснить в музее историю появления на карте острова бухты и реки Гладковских, названных когда-то, видимо, по какому-то его однофамильцу.

Деревянная фигура котика.

Наши организаторы снимали квартиру в одном из домов, куда мы ходили питаться все дни, что находились в селе. На что обратили внимание: жители вежливые, все с тобой здороваются при встрече. Это так необычно в наше время, когда, порой, живущие в одном подъезде люди "не замечают" друг друга в кабине лифта. Идешь, бывало, по улице: "Здравствуйте" - "Здравствуйте". А молодежь еще и поинтересуется: "Вы туристы?", "А откуда?". Жизнь в этих краях довольно сурова и однообразна, плохие люди не приживаются, тут сложно держать злобу в душе: такие либо спиваются, либо уезжают за более легкой жизнью на материк.

Скелет морской коровы в частном музее С. Пасенюка.

Чтоб занять наш досуг в перерывах между поездками и походами по острову, Сан Саныч нас развлекал по-разному. Среди прочего посетили также частный музей Сергея Пасенюка, который на карте села называется "Творческая мастерская и дом художника". Его морская корова выглядела более эффектно, чем та, что находилась в краеведческом музее.

Походили, посмотрели на разные экспонаты, среди которых были рисунки и картины, созданные лично Пасенюком, попили чай. Сергей рассказывал разные истории, в конце мы приобрели его биографические книжки.

Послушав о довольно плачевном состоянии дел на востоке страны, Глеб Алексеевич в своей слегка язвительной манере произнес: "Удивительно, что китайцы до сих пор наш Дальний Восток не забрали". "Ну как Вам не стыдно?", - возмутился Сергей. Последняя фраза показалась довольно значащей. "В моей стране этого слова произносить нельзя", - говорил великий Нехочуха из мультфильма... Язвительностью и ядовитостью меня не удивишь - такого добра в столичных офисах навалом, и давно там никому не совестно и не стыдно. Дай только волю разным деятелям - и от островов избавятся, и от полуостровов - в пользу "более эффективных" соседей. Сюда приезжали в разное время энтузиасты своего дела и большие патриоты страны. Нельзя с ними так (да и со страной!) - горе тому, кто этого не понимает.

Посидели еще, поговорили. В музее Сергея меня больше всего привлек следующий предмет, висящий под потолком:

Мечта советского фотографа: Зенит+Таир.

Жили мы, гогда находились в самом Никольском, в гостинице, которая была сдана, как я понял, прямо в этом году: мебель, сантехника - все новое. Окно выходило прямо на бухту, и, несмотря на москитную сетку, вид был отличный. На первом этаже имелась комната, где можно было всегда попить кофе. В последний день нам позволили бесплатно остаться в номерах до вечера (до отъезда), хотя, по правилам, нужно было их освободить в полдень. Это было очень кстати.

Наш беспорядок в гостиничном номере.

Сан Саныч нам также устроил небольшую экскурсию в офис заповедника. Правда, на ней негативно сказалась занятость сотрудников. Уже знакомая "девушка с татуировкой дракона" Юля привела нас в большую комнату, угостила чаем, включила на большом экране фильм о заповеднике и, извинившись, убежала по срочным делам. Я-то думал, будет возможность поговорить с сотрудниками, послушать какой-нибудь рассказ об их работе, задать вопросы. Мы досмотрели фильм, поставили самостоятельно другой, третий. Потом я ушел - показалось идиотизмом забраться в такую даль, чтоб смотреть фильм об этом же самом месте, куда приехал. Подумал, что лучше б с фотоаппаратом попрободил по берегу. Но фильмы были интересными...

Детская площадка возле гостиницы.

В последний день Сан Саныч нас повел на еще одну прогулку за село, где еще не были. Прошли мимо дизельной электростанции, затем через заброшенную звероферму. Вышли к берегу за мысом Входной Риф. Там спустились к морю и двинулись дальше. Можно было наблюдать прибойные волны, разбивающиеся о крупные валуны, мы много фотографировали и снимали друг друга на их фоне. Прошли неспешно до самого дальнего мыса с крутыми уступами, забрались туда, а потом также неспешно побрели в обратную сторону. Остановились у Орлова камня - своеобразного высокого кекура:

Орлов камень.

Похоже, в это время был отлив, поэтому у камня было очень мелко. Волны до туда не доходили, поэтому поверхность казалась почти зеркальной и ровной. Я запустил дрон, немного покружил, сделал фото. Потом вернулись в гостиницу. Лариса с нами не ходила, а зря - нам здесь понравилось, еще бы с погодой повезло чуть больше... Нам, фотографам-любителям, хотелось либо солнца. либо шторма.

В общем, вот такой получился немного сумбурный пост о всяком разном, касающемся села Никольского, единственного на заповедном острове Беринга. Будет еще один - о возвращении в Петропавловск-Камчатский.

Описание остальных эпизодов поездки на Командорские острова в августе 2017 года можно почитать по ссылкам ниже: