Продолжаю описывать путешествие в Намибию. На этот раз речь пойдет о посещении племени Химба. К сожалению, разные события и занятость отвлекали от этого процесса, поэтому ничего не публиковал так долго...
Оставив позади горный кластер Шпицкоп, наша машина двигалась на север, предстояло проехать больше 300 км. Мы с Владимиром были пассивными и вялыми после бессонной ночи и продолжительных съемок. Я так вообще периодически старался 'отключиться', но заснуть не очень получалось, да и много интересного было за окном - ничего не хотелось пропустить.
Проехали мимо заброшенной деревни. Вокруг среди песка можно было рассмотреть с десяток полуразваленных жилищ. Самое крупное здание имело живописную картину львиного прайда на последней уцелевшей стене. Мы остановились на минуту, чтоб взглянуть на нее поближе. Был ли это дом зажиточного фермера или какое-то общественное здание - непонятно.
Дорога бежала дальше. Вдоль пустынных просторов можно было разглядеть вдали различной высоты горные склоны, зеленые пятна кустарников и пожухлые клочки растений. Стали встречаться изредка по обочинам группы местных женщин, продающих всякую мелочевку. Обычно рядом были видны очень бедные глиняные мазанки, какие-то навесы с лотками, чтоб создать тень. Мужчин не было видно, скорее всего, как у 'наших' цыган, они занимаются более важными делами, а женщин посылают зарабатывать чем попало. Те подбегали к редким проезжающим машинам и что-то предлагали купить. Нас ничего не интересовало, поэтому нигде не останавливались. Но сейчас я думаю, что было бы здорово поснимать именно таких представителей местных народностей. Сохранилось только одно изображение, сделанное телефоном.
Вид у них был любопытный. Более молодые женщины носили только набедренные тканевые накидки, на шее и груди - кольца и разные украшения из металла, волосы заплетены своеобразно и скреплены глиной, лишь на концах свисая свободно косичками. Более пожилые напоминали эдаких матрон из старых фильмов в просторных ярких длинных до самой земли платьях с широкими плечами. Некоторые носили головные уборы, напоминающие тарелки, обернутые тканью - видимо для защиты от солнца. Это были самые натуральные 'дикие' очень бедные представители местных племен - не какие-то лубочно ряженые для развлечения туристов. Позже мы увидим более зажиточных людей Химба...
Кстати, именно по необычным платьям и головным уборам я определил в интернете, что это были представители племен Хереро, насчитывающих 250 тыс. человек в Намибии. Оказалось, что такие одежды изначально навязывались местным жителям немецкими миссионерами в конце 19 века. А уже позже длиннополые платья стали считаться традиционными нарядами Хереро. Один антрополог писал, что такие одежды делали женщин полными и похожими на медлительных коров, которых племена очень почитали. Головной убор в виде тарелки (otjikaiva) - еще один знак уважения рогатым животным.
Через некоторое время Тео сел за руль, чтоб сменить Владимира. Часам к трем мы подъехали к населенному пункту Kamanjab, где на заправке остановились, заказали в кафе самую простую еду, чтоб перекусить там же на веранде.
Когда стали приближаться к месту назначения, проезжали вдоль какого-то парка, я заметил крупную птицу в траве. Остановили машину, я сбегал к ограде, чтоб снять ее. Когда возвращался, заметил, что птица поднялась в воздух. Не меняя настроек, сделал несколько кадров на довольно длинной выдержке (1/640 сек). Дома выяснил, что это была птица-секретарь.
К пяти часам вечера мы приехали на территорию кемпинга, пошли заселяться. Домики располагались на небольшом склоне среди множества деревьев и кактусов, я заметил разных птиц в ветвях и мелких зверей, похожих на белок. Решил, что надо будет за ними понаблюдать при наличии времени. В лоджах было все необходимое для отдыха, особое внимание привлекли только ключи от дверей - в связке к ним прилагался кусок кожи какого-то животного размером и формой с человеческую ступню. Было смешно: приходилось ее таскать всюду, держа в руке, поскольку в карман не помещалась.
В местном баре было выставлено меню, в котором с удивлением вычитал "Grilled Russian". Владимир спросил, что это значит, официантка замялась, что-то промямлила невразумительно, улыбаясь. Оказалось, что так они называли какие-то сосиски. Среди постояльцев было много американцев, им идея с "Жареным русским" казалась забавной, нам - нет. Идиоты.
В 8 утра мы собрались на окраине кемпинга, к нам подошел гид по имени Иммануил, с ним прошли по тропинке метров сто, что отделяли стойбище племени Химба от цивилизации. Там остановились, он произнес несколько фраз на местном языке типа "Здравствуйте", "Как поживаете" и т.п. Попросил нас их повторить. Я тут же после произнесения эти фразы забыл.
Деревня представляла собой десяток-другой домов, установленных по окружности, обмазанных глиной и покрытых соломой. На окраине паслись белые с коричневыми пятнами овцы, некоторые вставали на задние лапы, пытаясь достать до зеленых листьев растущих деревьев, другой зелени и не было кругом видно.
Владимир хотел записать видео с помощью дрона, и куча детворы побежала за летящим и жужжащим аппаратом, возможно, впервые его увидев. Я попробовал запечатлеть этот момент, жалко, что диафрагма была в этот момент открыта на f/2.8, поскольку до этого пытался снимать людей.
А я вместе с малазийцами пошел дальше вдоль мазанок. Мужчин не было видно. Это неудивительно - они обычно занимаются скотоводством, оставляя все остальные проблемы по уходу за детьми, приготовлению пищи и даже обустройству жилищ женщинам и девушкам.
Вообще, Химба (численность - около 50000) считаются последними племенами, что ведут полу-кочевой образ жизни, передвигаясь по территории Намибии вместе со стадами овец и коз, которые обеспечивают их мясом и молоком. Кроме того выращиваются маис и просо, из которых готовят разные каши.
Данное племя, которое мы посетили, имело определенную взаимовыгодную договоренность с администрацией кемпинга, которая обеспечивала поток туристов и определенный заработок в деревне от продажи разных поделок и украшений.
По нарядам женщин, украшениям и стилям причесок обычно можно судить об их социальном и возрастном статусе, о наличии детей и т.п. Я пытался разобраться в их отличиях, но в итоге запутался, так что не буду вдаваться в такие подробности. В свои тела женщины втирают специальную косметическую смесь из молочного жира и охры, чтоб очищать (очень часто воды недостаточно для гигиены) и защищать кожу от жары и насекомых. Получающийся яркий красно-коричневый цвет символизирует землю и кровь, которая является сущностью жизни.
Кстати, все фото отредактированы таким образом, чтобы скрыть части тел, которые Гугл, Фэйсбук и другие интернет-службы считают эротическими. Было много прецедентов блокировки разного контента по этой причине, хотя данная внешность считается естественной на территории Намибии. Другое дело, что, как говорят, не все потомки белых эмигрантов, особенно набожные, рады видеть на улицах местных городов 'фривольных' женщин Химба. А те плевать хотели на мораль и уважают только свои исконные традиции.
На фото - Рови демонстрирует фотографии на смартфоне. Женщины разных культур чем-то похожи и имеют что-то общее.
Прямо на земле снаружи мазанок можно было увидеть домашнюю утварь, посуду, разные принадлежности для приготовления еды и разведения огня. Рядом женщина рубила мясо птицы. Красота - страшная сила, особенно с мачете.
Владимир попросил принести двух молодых овечек и поснимать ребят Химба с ними на фоне мазанок. Я тоже присоединился к нему, мы по очереди их фотографировали, подсвечивая лица отражателем.
Детвора окружала нас со всех сторон, наблюдая за процессом с интересом. Иммануил стоял рядом, помогая с переводом с английского на язык, понятный местным.
Потом все женщины сели в большой круг, разложив на земле разные поделки и украшения, предлагая посетителям их купить. У меня было мало наличности, к тому же я торговался и не бросал деньги на ветер. Но, в итоге, потратил все, что было в кармане, отдав последнюю двадцатку местных долларов за красивый браслет девушке Химба, которая явно выражала недовольство, расставаясь с ним за гроши. Позже сделал подарок сестре.
Тео был ветеринаром, у него хорошо получалось идти на близкий контакт с животными и людьми. Дети часто его окружали, стоило ему присесть с фотоаппаратом на корточки. Заснял один момент их общения и примерки очков.
Вскоре наш визит в деревню Химба закончился, мы неспешно вернулись в кемпинг, где я немного прогулялся с фотоаппаратом, высматривая птиц. Группа красноклювых больших птиц сидела среди ветвей. Я сделал несколько трофейных снимков. Позже выяснил, что это птица-носорог, а конкретно - Red-billed hornbill (красноклювая птица-носорог).
Кроме этого мне таки удалось заснять юркую мелкую белку на дереве позади бара. Правда, использовал в этот момент объектив 70-200, а пригодился бы более длиннофокусный.
К 11 часам мы собрали вещи, погрузили в наш микроавтобус и двинулись в путь. На окраине дороги увидели весьма любопытный транспорт с запряженными ослами, которыми управлял местный житель, приспособив заднюю ось с колесами и рессорами какого-то старого автомобиля. Голь на выдумки хитра.
На этом всё, в следующий раз буду описывать визит к бушменам. Будет много фотографий.
Описание остальных эпизодов поездки в Намибию в декабре 2018 года можно почитать по ссылкам ниже:
Комментариев нет:
Отправить комментарий