В прошлый раз описывал визит в деревню народности Химба и знакомство с ней. В этот раз расскажу о посещении одного из племен Сан (San) ('бушмены' - более знакомое (по книжкам) для меня название). Если не получится всё уместить в один блог-пост, поскольку картинок слишком много, продолжу в другой раз, разбив его на две части.
Выехали из кемпинга часов в 11, приехали к месту назначения к 19 вечера, покрыв без малого 500 км пути. Фотографий в течении дня я практически не делал. Пообедать остановились в маленьком ресторане в городке Outjo, где подавали отличные стейки из орикса.
После 8 часов езды свернули на второстепенную дорогу и прокатили под аркой, украшенной связками разных костей, черепов животных и прочих безделушек. Зарегистрировались в кемпинге, занесли вещи в свои домики-бунгало и пошли ужинать.
Сели за стол на широкой веранде под открытым небом, окруженной деревьями сада. Хозяин кемпинга потратил немало фантазии и умений по украшению своего заведения разными привлекающими внимание атрибутами и украшениями. Сбоку на каменном постаменте была установлена часть кабины старого автомобиля, внутри которого располагалась массивная чугунная плита с высокой трубой, проходящей сквозь его крышу. Сбоку под навесом стояли фигурки бушменов, вырезанные из дерева. Разные элементы декораций из металла встречали глаз посетителя то тут, то там. Повсюду висели светильники всевозможных форм, размеров и разной яркости. На столах были установлены старинные керосиновые лампы, притягивая внимание к пламени, не исключая разных мотыльков.
Когда жаркое солнце опустилось за горизонт, возвращались по выложенным камнем дорожкам, освещенным у земли фонарями, в бунгало. О них пара слов... Домики были декорированы в таком же эклектическом стиле, как и кухня, включая разные массивные элементы из камня, дерева и железа. Входная дверь имела две створки как в фильмах про дикий запад, каждая из которых запиралась на свой засов. В дальнем конце комнаты туалет и душ были отделены от основного пространства каменными перегородками, но легко обозревались отовсюду, что послужило поводом для разных шуток. У каждой кровати на столике лежал "Новый завет" на английском - дань традициям белых колонистов, как мне кажется.
Смесителя в умывальнике не было - из стены торчали два краника с горячей и холодной водой! В душе он был тоже своеобразным.
Я посмеялся над всем этим: сколько лет этим технологиям гигиены?! Но свою задачу они выполняли и даже, в определенном смысле, соответствовали некоему духу старины (и все той же эклектики), который хозяева поддерживали.
Утром мы встали пораньше, чтоб выехать в 6 часов, заранее попросив администрацию подготовить нам какую-нибудь еду (ланчбоксы) с собой. Быстро собрались - и вскоре наш микроавтобус пылил по прямой и довольно ровной гравийной дороге строго на восток. По пути постоянно попадали на глаза разные птицы, мелкие животные, иногда крупнее - антилопы, бородавочники, что смогли пролезть сквозь проволочную ограду на обочинах. Тем не менее снимать было нечего, к тому же свой телевик (Big daddy) я оставил в бунгало, чтоб уменьшить вес носимого оборудования.
Проехав около 80 км, миновали один блок-пост без проверки и остановились для регистрации на другом недалеко от места, где находился так называемый Живой Музей народа Сан, куда мы и направлялись.
Свернули на совсем сельскую дорогу с довольно рыхлым песком, где нужно было глядеть в оба, чтоб не застрять. Через несколько километров остановились, оказавшись на открытой площадке. Владимир пошел искать представителя племени и узнавать расценки услуг. Там я впервые увидел бушменов. Они оказались очень низкорослыми - не выше полутора метров. Нужный человек вскоре появился, хоть и выглядел, как будто находился в состоянии похмелья.
Когда договоренности были улажены, мы проехали еще немного до одного места со стендами Музея и открытой выставкой-ярмаркой разных поделок, оружия и украшений. Правда, продавцов не было совсем, все эти вещи были разложены и развешаны под открытым небом на стендах из веток с прикрепленными ценниками. Мы походили, посмотрели. На стенде можно было узнать, что Живой Музей Сан - некоммерческий совместный немецко-намибийский проект, цель которого поддерживать культуру племени, знакомить с ней разных посетителей, ну и дать Сан какой-то заработок. Там же был лист с перечнем услуг, включая прогулку в буше, пение, пляски, знакомство с ремеслами и т.д. Цены начинались от 50 местных долларов в час на человека до 300 за весь день.
Вскоре пришел еще один представитель племени Сан. Буду называть его Чубатым за необычно длинные торчащие волосы, поскольку имен я вообще ни у кого не запомнил. Никто, на самом деле, не представлялся, а потом уже спрашивать было как-то не с руки. У Чубатого на животе красовался огромный шрам, видимо, из-за хирургического вмешательства. На шее висело ожерелье с нанизанными на нитку разными семенами и плодами местных растений, одно из тех, что продавались неподалеку.
Подошли еще двое мужчин племени, все имели из одежды только набедренные повязки из серой плотной ткани или кожи животных. Низкорослые, как уже говорил. Худые, не мускулистые, я бы сказал, изможденные. Вспомнилось, что Ф. Купер тоже описывал американских индейцев довольно тощими и сухопарыми. Мускулы - это больше для фильмов...
Одного можно назвать Усатым по наличию небольшой растительности над губой и подбородке. Другой имел, как мне кажется, очень характерное для народности лицо: высокий лоб почти без бровей, плоский нос с широкими ноздрями, пухлые губы, глубоко посаженные глаза, от которых разбегались сети глубоких запеченных солнцем морщин. Пусть будет Вождем. Все трое были взрослыми мужчинами возрастом не больше 30 лет, хотя казались значительно старше. Я не знаю, какова продолжительность жизни среди Сан, скорее всего близость цивилизации (алкоголизм и т.п.), болезни косят этих людей много раньше отмеренного европейцам срока.
Мы прошли с ними от машины среди кустов к группе высоких деревьев, где стояло несколько шалашей и куда подошли другие представители этого племени. Троица описанных бушменов села на песок и стала разводить огонь с помощью деревяшек, крутя их поочередно в руках. Заводилой был Чубатый, который что-то весело приговаривал, растирая в ладонях палочку.
Скоро показался дым от трения дерева о дерево. В дырке дощечки, куда упиралась палочка, среди клочка сухого мха показались искры. Вождь выбил тлеющую субстанцию в комок сухой травы и стал раздувать огонь. Через минуту появилось пламя. Можно было поджигать костер.
Затем нам продемонстрировали, как изготовляется лук, и показали стрелы, вытащив их из колчанов. Тетиву тут же смастерили, нарезав лыко из коры прутьев и сплетя прочные веревочки. Бушмены иногда комментировали происходящее на ломаном английском. Материал, из которого были сделаны колчаны, напоминал большие куски бересты, стянутые отрезками кожи. Вспомнились колчанные деревья, якобы из ветвей которых и делают колчаны. Но узнать подробности из первых уст сразу не догадался.
Глядя на совершенно небольшой размер лука и стрел, можно было усомниться в действенности этих средств охоты. Исторически наконечники стрел обрабатывали ядом, получаемым из куколок и личинок определенного вида жука. Токсин должен был попасть в кровь жертвы, после чего начинал медленно действовать, парализуя ее мышцы. Как правило, животное выслеживали, охотясь сообща, чем больше стрел попадало в его тело, тем быстрее действовал яд. Я спросил Вождя, занимаются ли они охотой в настоящее время, он ответил утвердительно, но деталей я не разобрал. На самом деле, думаю, кочевые традиции Сан сдерживаются законами, проживают они на территориях, напоминающих резервации. В охоте наверняка есть большие ограничения...
На поляне появилась молодая девушка, мы сразу выделили ее среди других, она послужила моделью для множества снимков.
С собой мы привезли довольно много продуктов в качестве подарка племени. Закупили их в одном супермаркете еще недалеко от океана и везли с собой сотни километров. Стоимость поделили между собой. Теперь настал момент передачи. Разные крупы отложили в сторону - несомненно пригодятся, а разные сладости дети тут же стали есть.
С иностранцами бушмены вели себя приветливо. Они вообще казались очень добродушными и доброжелательными. Улыбаясь, часто повторяли фразы вроде "Кадь-жя! Хэй, кадь-жя!" и показывали большими пальцами, что все отлично. Означало это, думается, и приветствие, и вопрос "Как дела?", и пожелание всего хорошего в одной фразе. Чубатый при этом еще и приговаривал смешно какие-то слова.
Одна женщина занималась созданием ожерелья, проделывая отверстия в бусинках из плодов каких-то деревьев и костяшках с помощью инструмента, похожего на шило.
Чем особенно интересны Сан - древностью своего рода, достигающей по крайней мере 20000 лет. А некоторые находки прошлого века, например пещера Border Cave в восточной части Южной Африки, открыли науке инструменты и артефакты жизни африканского племени в два раза старше этой цифры. Там же были найдены скелеты взрослого человека и ребенка, жизнь которых приписывается учеными к середине Каменного века. Это очень давно. Наверное, это самый древний народ из существующих ныне на планете Земля и сохранившийся до наших дней.
В эпоху зарождения христианства мигрировавшие по Южной Африке племена, стали обособляться: одни стали больше практиковать оседлое земледелие, другие - пасти скот, третьи продолжали кочевать, занимаясь собирательством и охотой. Последняя группа (это и есть Сан), видимо, столкнулась с наибольшими лишениями в эпоху колониализма, когда европейцы, владевшие лошадьми и огнестрельным оружием, поделили между собой их территорию и выбили значительную часть живности на ней (и самих бушменов тоже).
У Сан нет вождей и официальных лидеров, а женщины имеют высокий статус и играют важную роль в жизни племени. Вот такие равноправие и демократия.
Самая старая жительница семейства начала набивать табаком и раскуривать трубку. Она, по всей видимости, обладала большим авторитетом среди сородичей: ее слушались, а окрика опасались.
Троица мужчин повела нас в буш показывать умения охотников. Выглядело это как поставленный спектакль, в котором Чубатый выслеживал на песке следы животных, Вождь крался, пригнувшись, среди кустарников, готовился стрелять из лука. Но демонстрация была эффектной и дававшей определенное представление о процессе охоты.
Я поинтересовался, есть ли в африканском буше клещи, которых стоит опасаться. Мне сказали, что есть.
На снимке можно заметить, что у Вождя две стрелы в руке. Думаю, одна - для отравления, другая с железным наконечником - для добивания животного. Яд является нейротоксином, поэтому само мясо потом можно есть, не опасаясь за здоровье, а место попадания стрелы просто вырезается.
А в целом процесс охоты согласуется с опытом всех племен на Земле: чтение следов на земле, определение ветра, выслеживание, маскировка, нападение. Правда, бушменам с их отравленными стрелами порой приходилось дожидаться действия яда целыми часами, а иногда даже днями, в случае такого крупного животного, например, как жирафа.
Потом мы вернулись к месту разведения огня и стали снимать нашу модель девушку. По внешнему виду сложно было судить о возрасте. Не ребенок, судя по множеству небольших ожегов и царапин на коже, но и глубоких морщин еще нет на лице. Дать ей в руки оружие, и с суровым видом будет напоминать отважного африканского воина. Или амазонку. Рови спросила у Вождя, как девушку зовут, тот сказал, что ей 18 лет и даже имя сообщил, Тэш, кажется, но мы потом все его забыли.
Когда я поинтересовался у Вождя об обучении детей, тот кивнул на своего сына: мол, можешь спросить у него, их обучают английскому языку. С мальчиком действительно можно было общаться...
Сделал фото колчана с луком и рукояткой топорика. Последняя используется и для курения.
Владимир предложил поехать на машине посмотреть, как учатся в местной школе дети, заодно помочь подвести воду племени от источника. Мы все сели в микроавтобус, туда же забрались несколько бушменов. Но далеко не уехали. Заднеприводная машина завязла в рыхлом песке, поэтому пришлось всем выходить наружу.
Сразу несколько человек бросились помогать и откапывать прямо руками песок из под колес. Пришлось даже их останавливать - мы опасались, что машина сядет на мост. Поэтому Владимир достал домкрат и стал его приспосабливать для подъема транспорта. Бушмены стояли вокруг и не без интереса и сопереживания наблюдали за происходящим. Дети сидели на песке, взрослые стояли рядом.
Невдалеке, на наше счастье, лежала металлическая конструкция, напоминавшая лестницу. Двое принесли ее и положили под задние колеса, когда их удалось приподнять с помощью домкрата над землей.
Владимир сел за руль, завел мотор, в это время десяток низкорослых помощников уперлись в передний капот, толкая машину. Маневр удался. Все ликовали. Снова сели в микроавтобус, и мы снова начали двигаться по песчаной дороге. Бушменов, кажется, в салоне стало больше.
Проезжая мимо одного загона, заметил симпатичного зверя в белой шкуре. Произнес вслух: "Классный ослик, неплохо бы нам получить его для съемки". У Владимира пожелания не расходятся с делами: "Так давай мы их попросим привести осла, посадим в машину, доедем до места".
Добрались до источника воды с электрической помпой. Там же стояло множество пластиковых канистр, которые наполнили и загрузили в машину. Я решил, что обычно эти канистры несут прямо в руках то расстояние, что мы проехали.
Со съемкой школы что-то у нас не получилось... После загрузки отправились в обратную сторону. В салоне попутчиков стало, кажется, еще больше. Я высматривал в окно знакомый загон с осликом. Вскоре мы его обнаружили, остановились.
Владимир предложил хозяйке заплатить за аренду животного, пообещав привезти попозже. Двое бушменов отправились изловить зверя. Длинноухий почуял неладное, побежал от преследователей и даже умудрился найти лазейку в ограде, выбежав из загона. Но скоро бедолагу заарканили - от бушменов не убежишь! - и вели к машине.
Все снова сели в машину, ослик (оказался ослицей, на самом деле) был совсем маленький, поэтому без труда поместился в салоне.
По дороге нам встретилась группа фотографов в сторонке, которые с хмурыми лицами провожали наш автобус: чутьем понимали: происходит некий эксклюзив, не входящий ни в какой прайс-лист. Безумные русские, малазийцы, низкорослая ватага бушменов и .... осел, ой, девочка-ослик, - наша веселая компания ехала дальше. Все получали удовольствие ... кроме равнодушного животного. Веселье только начиналось...
Вернулись к месту, с которого выезжали за водой, Фаризул и Тео, кажется, с нами не ездили, а оставались на месте с некоторыми вещами, наблюдали за приготовлением еды. Мы присоединились к ним, съемка продолжилась. Мужчины раскурили трубки. Фаризул использовал электронные сигареты (вейп), так что в этой сфере тоже происходил обмен опытом с бушменами.
Кстати, термин 'бушмены' некоторыми воспринимается как уничижительный и непочтительный по отношению к племенам Сан. Видимо, это связано с возникновением этого слова и употреблением голландцами по отношению к местным жителям, мстящим колонистам за вторжение на территорию и покушение на их многотысячелетний образ жизни, в значении бандитов и преступников. Дело даже дошло до суда в 2008 г. из-за какой-то публикации в газете, но совет Сан заключил, что не возражает против использования слова 'бушмены' в положительном значении.
Мы снова стали фотографировать нашу любимую модель - девушку, на этот раз пробуя добавить в кадр ослика.
У меня из объективов были в наличии Tamron 24-70/2.8, Nikon 70-200/2.8, Sigma 35/1.4. Большую часть снимков я сделал с помощью первого просто из-за удобства работы с зумом, хотя он давал худшую картинку из этих трех. О съемке племен я мало задумывался, когда приехал в тур, это казалось одним из искусственных спектаклей, снимками которых все завалено. Сейчас я бы кое-что сделал по-другому: прочитал бы все, что я знаю сейчас, можно тогда было бы задавать осмысленные вопросы бушменам об их жизни и больше узнать, привез бы с собой портретный объектив. Связка 35+85 (100 иили 135) мм была бы очень кстати. Но, в итоге, получилось что получилось...
С осликом также пробовали сфотографировать группу детей племени. Правда, ходили они голышом, и снимки пришлось ретушировать при редактировании. Девочку, что стоит справа на фото, Владимир пробовал посадить на животное, но та неожиданно заревела, так что с этим ничего не вышло.
Во втором часу мы решили ехать домой и договорились с бушменами, что вечером снова приедем. Сели в машину, посадили ослика в салон, отвезли его хозяйке, а затем заколесили по песчаной дороге в сторону гравийки.
Утром мы видели, как машина сбила осла, и несколько местных жителей освежевывали его тушу. Теперь, проезжая мимо того места, заметили куски животного, подвешенные на деревьях вдоль обочины и подвяливавшиеся под жарким солнцем.
Добравшись до своего бунгало, я залез в душ, что со мной редко бывает днем - слишком жарким и энергозатратным был утренний и обеденный съемочный марафон. Впереди ожидало продолжение...
На этом заканчиваю сей огромный пост, отобрать для него материал из множества фотографий было очень непросто. Сведения о Сан взяты из разных открытых источников в интернете, в том числе, Википедии, ну и, кстати, из того, что лично сам узнал из первых уст. Кое-что еще осталось рассказать о своем знакомстве с жизнью данной народности, продолжу в следующий раз.
Описание остальных эпизодов поездки в Намибию в декабре 2018 года можно почитать по ссылкам ниже:
1. Прибытие в Виндхук, переезд к Quiver Tree Forest, гепарды.
4. Переезд к кемпингу у Sossusvlei.
5. Первый визит в Dead Vlei, дюны на закате.
6. Второй визит в Dead Vlei, туман.
7. Ориксы, фламинго. Песчаная буря.
9. Визит в деревню племени Химба.
11. Вечерние танцы Сан вокруг костра.
Комментариев нет:
Отправить комментарий